В то время как, крупные игровые компании создают приквелы и сиквелы к своим устоявшимся тайтлам, по сути, не привнося в мир стратегий ничего нового, молодая индийская студия BlueGiant Interactive попыталась создать уникальную RTS с незамысловатым сюжетом и интересными тактическими возможностям. Назвали они сей продукт просто и ненавязчиво - APOX. Действия игры происходят в постапокалиптическом будущем, где убийство человека ради глотка воды вполне обыденное дело. Вообще проект всем своим видом показывает нам, что его создатели являются ярыми фанатами фильма "Безумный Макс". Это в основном проявляется очень похожей стилистикой техники (на гоночные автомобили устанавливаются мощные пулемёты, а на полицейских машинах разъезжают отъявленные бандиты и головорезы, которые вряд ли следуют надписи на капоте их автомобиля -"служить и защищать") и пехотинцев, где каждый второй считает своим долгом надеть на себя мотоциклетный шлем причудливой формы. Главной причиной раздора между людьми, как и в фильме, является борьба за горючие и патроны. Вокруг этой борьбы и строится общая концепция геймплея APOX.
В APOX большое внимание уделяется обычным солдатам. Здесь они не просто "пушечное мясо", которое можно сотнями отправлять на бой, а важная составляющая игры, которую нужно всячески беречь и опекать. Ведь для работы любой станции по добыче электроэнергии или фабрике по производству патронов необходимо присутствие определённого количества бойцов. Стоит заметить, что чем больше людей создаёт тот или иной объект, тем быстрее проходит процесс его постройки. Конечно, мы видели это и в других стратегиях, но на сегодняшний день многие разработчики стали забывать о такой важной особенности строителей.
Было время, когда идея сделать помесь стратегии и шутера была очень популярной, но, к сожалению, большинство таких попыток с треском проваливались. Основной причиной провала являлось желание разработчиков сделать из стратегии некое подобие шутера. Для этого они добавляли в игру возможность управления отдельными юнитами, забывая при этом о таком важном стратегическом элементе, как баланс. Люди из BlueGiant Interactive пошли более лёгким и эффективным путём: они не стали прикручивать к APOX все эти новомодные "штучки", а попросту увеличили темп игры в несколько раз. Иногда возникает чувство, что играешь не в стратегию, а весёлую "стрелялку". Особенно это проявляется во время игры в мультиплеер, но о нём немного позже.
Поверить, что играешь в шутер, а не в стратегию помогает также очень детальная проработка действий бойцов. К примеру, во время выполнения очередного задания, моя группа солдат попала в засаду, в ходе которой был серьёзно ранен мой пехотинец. Я уже готов был с ним распрощаться, как один из его товарищей поднял раненого с земли, а на экране замигал значок, указывающий на медпункт. Ещё один "привет" от шутеров - возможность вашим солдатам забирать оружие и патроны у поверженных врагов.
Самым интересным элементом игры является то, что в начале каждого раунда или миссии вся техника и сооружения никому не принадлежат. Для захвата пикапа, к примеру, необходим один боец, а для пущей безопасности к нему можно приставить и нескольких пулемётчиков. Вся экономическая система APOX строится именно на захвате, будь это медпункт или бензоколонка. Главное это постоянный контроль основных ресурсов - горючего и патронов. Поначалу бензина хватает на заправку всего-навсего нескольких автомобилей, но под конец у вас появится возможность заполнить до краёв бак даже такой огромной махины как "Танк-Экскаватор". Да, вы не ослышались, накопив достаточное количество ресурсов, игрок сможет построить Суперюнита, способного в одиночку сокрушить армию противника.
Разработчики APOX очень тщательно подошли к созданию микроменджмента войск. Как вы наверно поняли, в боях участвуют не огромные войска, а небольшие отряды по 1-5 человеку в каждом отряде. Любому бойцу можно задать свою траекторию стрельбы, заставить его ползти до отмеченной точки, либо дать ему команду поменять своё оружие. Такие возможности, конечно, радуют, но при масштабных сражениях с участием нескольких десятков солдат бывает довольно сложно уследить за каждым из них, что частенько приводит к весьма печальному результату.
Особенно хорошо разработчикам удались снайперы. Они в лёгкую могут зачистить любое здание, а затем с его крыши вести прицельный огонь по неприятелю. Я уже не говорю про возможность простреливать шины автомобилей или одним выстрелом убивать их водителей, делая технику снова ничейной. Но как говорится "на каждое действие есть противодействие", так и на снайперов нашли свою управу - дымовые шашки. Используйте их во время боя, и ни один снайпер не помешает вам победить в войне.
Достоинств у проекта много, но не обошлось и без недостатков, причём довольно серьёзных. Главным из них, по моему мнению, является графика. Плохо сделанные модельки юнитов с выпирающими углами, скучные пейзажи, ужасные эффекты серьёзно портят общее впечатление от игры. Ну, а про музыкальное сопровождение я вообще молчу. Лучше вовсе выключить звук в игре и поставить на его место какую-нибудь задорную песенку из своего домашнего альбома. Ещё разработчики почему-то забыли сделать полноценную сюжетную компанию, вместо неё нам подсовывают непонятный набор миссий, которые никак между собой не связаны.
Чуть не забыл -раздел обучающих миссий можно и вовсе пропустить, так как там нам рассказывают лишь о самых очевидных моментах, вроде того, что снайперы далеко стреляют. Но о том, как собирать патроны, либо спасать раненных солдат вообще ни слова.
После нескольких удачных раундов с компьютерным противников можно попытать удачу в мультиплеере. Вы удивитесь, но мультиплеер в APOX рассчитан на 32 человека, но сыграть даже с 6 игроками удаётся довольно редко. Может в будущем в неё и будут играть много людей, но пока это остаётся лишь несбыточной мечтой. Играя с реальными людьми, вам обязательно нужно действовать сообща. В одиночку тут не выиграть. Приходится всё время следить за ситуацией: перебрасывать войска в нужную точку, проводить трубопровод от добывающих станций к себе на базу и т.п. В общем, скучать, точно не придётся. К сожалению, мультиплеер портят бесконечные вылеты на рабочий стол и всевозможные баги вроде застревания техники в столбах.
***
APOX хорошая игра, в которой использовано много интересных идей и задумок, но маленький бюджет не позволил разработчикам реализовать все эти элементы так, как они этого хотели. Возможно, будь у BlueGiant Interactive побольше денег и побольше опыта в разработке таких проектов, их игра смогла бы стать новым витком развития в жанре RTS.