Рецензия игры Total War: Shogun 2 (Shogun 2: Total War)
Это сейчас для созыва непобедимой армии достаточно щелкнуть по ярлыку на рабочем
столе и немного поводить мышкой по карте. А вот раньше бойцов приходилось рекрутировать
со всех окрестных в комнате полок и коробок, дабы расставить их в боевой порядок
на полу. Все из нас в детстве играли в солдатики, и чем экзотичнее они выглядели,
тем выше ценились в руках юного стратега. Индейцы в цветастых оперениях, витязи
в кольчугах и рыцари в блистающих доспехах легко обходили по популярности модельки
современных воинов. Отчасти на этих слабостях из далекого детства и построен
успех культовой серии Total
War. С каждой новой игрой британцы из Creative Assembly дарили
нам коробку с новыми солдатиками, пока не дошли до наполеоновских времен. Продвигаться
дальше во временном континууме было нельзя, чтобы не разорвать тщательно сотканную
атмосферу благородных сражений, поэтому создатели решили начать новый цикл «тотальных»
войн. И именно благодаря ограниченному географическому пространству Shogun 2: Total War им удалось усовершенствовать глубину геймплея,
а не размазывать его по большой площади, словно масло по бутерброду.
Розовое на белом
Хотя поначалу всей этой глубины не замечаешь, а просто наслаждаешься красотами
средневековой Японии. Розовые лепестки сакуры изящно скользят между замерших
в боевом строю асигару и самураями, превращая грядущую битву в настоящую поэзию.
Одиноко стоящие черные кривоватые деревца выглядят на заснеженных холмах, словно
японские иероглифы на белом шелке. А при взгляде на водную гладь можно подумать,
будто перед нами какой-нибудь экшен, но уж никак не часто равнодушная к своему
внешнему виду игра стратегического жанра.
Однако стоит только ударить в гонг, как весь этот открыточный вид уступает
место тактическим изыскам, которыми буквально нашпигованы здешние битвы. Вот
ваша армия видит вражеский замок на холме через реку, но как его штурмовать,
когда еще по дороге к нему треть вашего отряда изничтожат стрелки с возвышенности.
Может мастера ниндзюцу заслать в гарнизон, чтобы он тихонько открыл его ворота
и беспрепятственно впустил армию за городские стены? Черта с два! «Повелителя
тени» отловили и заживо сварили в котле. Придется брести обходными путями через
леса, опасаясь нарваться на выставленную засаду неприятеля. А у нас еще и кавалерии
полно, что в данном случае создает дополнительные проблемы. К счастью, выход
есть. Спешиваемся с лошадей и бредем всей оравой по лесу, заранее выяснив позиции
вражеских партизан с помощью недоваренных ниндзя. Так и доходим до замка, взяв
его ценой весомых потерь в людях и золоте, ушедшем на восстановление порушенной
вами цитадели.
Искусство войны…
Все-таки прав был Сунь Цзы, утверждая в своем знаменитом трактате, что битвы
выигрываются до их начала. Если мы в предыдущем примере играли не за клан Мори,
чей удел мореходство, а за прирожденных интриганов из дома Токугава, то у засланного
в замок ниндзя было бы больше шансов выполнить задание и не стать ингредиентом
для наваристой похлебки. Всего на выбор игрокам доверят примерить шлем дайме
одного из девяти кланов, у каждого из которых имеются бонусы в развитии тех
или иных родов войск или способностей. Например, содержание крупного флота станет
неподъемной задачей для большинства кланов, однако у упомянутым Мори затраты
на морские баталии будут чуть меньше остальных.
А вот зря вы морщитесь! В Shogun 2 сражения на море реализованы
не в пример лучше, чем в предыдущих играх серии и дело тут отнюдь не в красивой
водичке. Типов кораблей стало значительно больше, но в новых условиях балом
правят быстроходные легкие суда с оравой стрелков на борту. Из-за появившихся
отмелей тяжелым средневековым крейсерам стало куда сложнее взять маневренных
противников на абордаж, и за счет численного превосходства команды легко решить
исход боя в свою пользу. Ну, а если заблаговременно грамотно расставить мины
по фарватеру, то некоторые морские бои превращаются в настоящие партизанские
наскоки, где мелкие лодки пользуются своей юркостью и наносят колющие удары
залпом огненных стрел по неповоротливым противникам.
…И управления
Разумеется, далеко не вся игра проходит в сражениях на тактических картах.
Без грамотного управления провинциями все ваши боевые начинания быстро зачахнут
из-за банальной нехватки средств или увязнут в голодных крестьянских бунтах.
В целом, роль дипломатии и торговых отношений повысилась, и обмениваться с соседями
своими отпрысками и заключать династические браки вы будете довольно часто.
Спутать карты могут вездесущие христиане со своим пороховым оружием и религией.
Заигрывание с ними ради развития аркебузиров редко когда нравится соседям, да
и местное народонаселение не всегда положительно воспринимает обращение в христианство.
Благо прокачивать своих героев и специальные войска вы можете и без помощи
извне. Shogun 2 редкий случай, когда вкрапление модного нынче
элемента пошло только на пользу проекту. Речь о вкладе в развитие войск, определяющим
ваши предпочтения на поле боя. Делаете ставку на дисциплину – вкладывайтесь
в невозмутимых монахов, коим не ведома паника и развитие красноречия
у генералов, произносящих зазывную речь перед бойцами. Являетесь сторонником
хитростей на поле боя? Со временем ваши ниндзя смогут не только без проблем
ликвидировать вражеских генералов, но и маскироваться прямо во время боя так,
что противник до самого последнего момента не увидит перед своим носом смертельной
опасности.
О пользе коллективных сражений
И лишь не до конца отточенный баланс и странности местного AI чуть смазывают
великолепные впечатления об игре. В первом случае это проявляется уж в очень
больших бонусах для обороняющейся в замках стороны. А во втором, в упорном отказе
ИИ принимать очевидные решения. Джентльменское нежелание бросить на вашу скромную
армию всю свою рать, поочередно отправляя на съедение единичные отряды и штурм
замков до победного конца вместо заброса подлого диверсанта, похвально, только в реальности такого не бывает.
В этом вы легко убедитесь в великолепно реализованном мультиплеере, где каждому
из игроков выдается по «планшету» с картой провинций. Как только вы решите отправиться
на завоевание соседей, игра вам быстро подыщет противника желающего сделать
то же самое на своей карте. При таком подходе сохраняется свобода действий и
достигается высокий динамизм игры.
Новое лекало
Называть Shogun
2: Total War вершиной жанра лично я бы поостерегся. И дело тут
не в недостатках игры – она изумительна, а все остальное это придирки, которые
подкрутят патчами. Просто в Creative Assembly освоили новую глубину
геймплея на ограниченном пространстве японских островов и страшно представить,
на какие просторы они вырвутся с такими знаниями.
Автор: Александр Соколов
948 Прочтений • [Рецензия игры Total War: Shogun 2 (Shogun 2: Total War)] [11.05.2012] [Комментариев: 0]