Когда вал более-менее видных релизов стихает, не лишним бывает освежить в памяти кое-что позабытое или попросту упущенное. Речь идёт, разумеется, о чём-то достойном, о том, что в своё время снискало если не бурю аплодисментов, то хотя бы искреннюю похвалу. Как вам Comdemned: Criminal Origins? Дитя, между прочим, Monolith Productions – американских талантов из американской столицы, которые почему-то не понимают, как следует делать сиквелы, зато безупречным образом создают первопроходцев. К счастью, то, на что я обратил внимание, не имеет предшественников, но есть у него кровный брат по имени F.E.A.R, умудрившийся выйти в том же квартале и не потерять при этом ни капли лоска. Обоим недавно исполнилось по пять лет, и если поводом припомнить оригинальную историю с девочкой-садисткой служит грядущий триквел в лице F.3.A.R, то отличным мотивом рассказать о подвиге Итана Томаса является ни что иное, как фильм «The Unforgettable» - экранизация игрового творчества, которая не только запланирована на текущий год, но и в точности повторяет сюжетную канву первоисточника.
Скандалы. Интриги. Расследования.
Итан Томас – один из героев нашего времени. Не сверкающей сталью да с конского седла рубит он нечисть, а простым пожарным топором валит сумасшедших бомжей в заброшенных подвалах. Так уж вышло, что он - агент ФБР и на очередное место преступления, а затем и в эпицентр сектантского заговора попадает не случайно. Всё, что от него требовалось в одну прекрасную ночь, это снять улики с очередной жертвы маньяка и отослать на экспертизу, дабы наступить на след. Но вся эта возня с отпечатками оказалась лишь прелюдией и хитрой ловушкой самого главного антагониста – серийного убийцы, который убивает других серийных убийц их же методами. Чтобы мы не раздумывая вступили с ним в игру, он забирает потерянный нами пистолет и убивает им двух наших коллег. Вот и всё – обвинение вешают на нас, вынуждая скрываться в коридорном мраке и охотиться за настоящим злодеем.
Есть, впрочем, ещё куча других бед, происхождение которых окутано уже какой-то магической пеленой. Итан Томас занимается расследованиями не только потому, что он хорошо учился на юридическом факультете и имеет все нотариальные заверения. Итан Томас – настоящий экстрасенс; потусторонние силы просто не позволяют ему пройти мимо улик и часто навевают жуткие видения того, чем именно занимался его враг. Этой особенностью и объясняется тот факт, что игра совсем не утруждает игрока деталями криминалистики, не заставляет часами бродить по одной локации в поисках всех подозрительных пятен на стенах. Вещдоки всегда на виду и никогда не тормозят игровой процесс – сыскные приборы не мозолят глаз и используются максимально просто. Что правильно, ведь говорим мы не о симуляторе сыщика, не о квесте и даже не о шутере от первого лица как таковом.
По духу Comdemned: Criminal Origins близок к упомянутому родственнику, но вместе с этим предельно реалистичен. Это никак не относится к количеству безумцев, которых приходиться укокошивать – разномастных психов на пути встречается так много, что иногда возникают неудобные вопросы к дизайнерам. Достоверность касается метода истребления всего сумасброда. В то время как в любом другом рельсовом шутере мы бежим и стреляем, здесь нас вынуждают ходить и размахиваться газовым ключом. Положенный законом пистолет имеет ровно одну обойму, в результате чего теряет мощь, не успев толком и навредить. Огнестрельное оружие попадается редко, и ещё реже оно оказывается заряженным. Наконец, электрошок имеет свойство перезаряжаться и делать это очень долго. Остается отмахиваться от всего, что движется, исключительно либо ногой, либо всякими досками и трубами, удачно оказавшимися под рукой.
Получается эдакий коридорный файтинг от первого лица, но без всяких изяществ. Как в Dark Messiah of Might and Magic или Zeno Clash, регулируем кнопками движения собственные удары и стараемся поймать момент, когда следует отражать выпад противника. У каждого предмета, который позволяет взять себя в руки, есть определённый урон, скорость удара, блока и дальность атаки, но, в целом, всё делится на быстрое, но слабое и на мощное, но медленное, вроде кувалд, пожарных топоров и лопат. Вторые, кроме помощи в избиении, помогают ещё и отворять закрытые двери, ломать замки и перебивать трубы с проводами. А вот первыми проще проводить добивающие приёмы, потому как от вторых противник быстро слегает и не успевает подставить лицо под финальный замах. Приёмов этих, к сожалению, всего четыре, и не слишком-то они крутые, отчего интерес к ним пропадает мгновенно.
Криминальная амнезия
Собственно, дословный пересказ механики – самая малоинтересная часть, особенно когда дело касается игры пятилетней давности. Весомый повод для знакомства с Comdemned: Criminal Origins, если такового не произошло, заключается в том, что захватывает она своей душой, которая за прошедшую половину десятилетия умудрилась не состариться. А под этим добрым понятием подразумевается всё, кроме геймплея – сюжет, атмосфера.
Если в F.E.A.R «монолитовцы» пропагандировали невиданную доселе динамику перестрелок, переизобретали эффект замедления и только потом давили на психику, здесь они постарались полноправно выступить в жанре хоррора, причём нетривиальным для себя методом. Пугают здесь не резкими прыжками, не окровавленными стенами и ужасающими галлюцинациями, хотя всё это в крайне малой порции, но присутствует. Пугает банальная тишина и страх перед неизведанным. Весь процесс шастаний по безлюдным конторкам и подземным путям перемешен с осознанием того, что ты будто заперт в сумасшедшем доме, кишащем его вооружёнными пациентами.
К сожалению или к счастью, игра при этом даже при выключенном свете не запугивает, не вынуждает подпрыгивать на стуле, не будит армию мурашек на спине, а играючи держит в умеренном напряжений. Одной из причин этому служит как минимум поведение врага. Искусственный интеллект умалишенных, как это ни абсурдно, демонстрирует ровно то же самое, что вытворяют клоны под руководством Пакстона Феттела, но в рамках хоррора не страшит, а скорее забавляет. Гулко топая и хрипя, противник прячется за углами прямо у нас на глазах и ждёт, когда мы подойдём ближе. И если замереть, от стены или столба он так и не отлипнет. Зато драки при всей своей, казалось бы, старческой топорности выглядят максимально естественно за счёт умения врагов тасовать скорость своих ударов. Мало того, в пылу сражения у них даже хватает мозгов пугать холостыми замахами.
А вот внешность сия произведения спасают особенности местного антуража – тёмные коридоры с хорошей игрой света, которые и сегодня позволяют не обращать внимания на возраст движка. Звук же, являясь неотъемлемой частью игрового климата, успешно справляется с поставленной задачей. По сути, Comdemned: Criminal Origins – безупречный криминальный экшен, и недаром создатели вдохновлялись потрясающими триллерами «Seven» и «The Silence of the Lambs». Однако в погоне за некоей изюминкой, сценаристы вплели в практически здравую историю лишнюю порцию мистики. Инстинктивная способность героя чуять подозрительные вещи сказалась на его психике, и теперь мало того, что он вынужден регулярно бороться с призраками, так ещё завершающая боевая сцена полностью завязана на этой нелепице. В итоге, сюжет плавно скатывается в волшебную пропасть, как в Fahrenheit того же, кстати, года рождения.
***
Шутер – наряду с экшеном самый неблагодарный жанр, который редко проходит так называемую проверку временем, в отличие от бессмертных ролевых и экономических. Графика стремительно устаревает, динамика улетучивается, спецэффекты трансформируются в неприличные сгустки пикселей, при этом никакой потрясающий сценарий не спасает. Comdemned: Criminal Origins прилетела к нам из той недалёкой эпохи, когда игры адаптировались пиратами при помощи электронных переводчиков и продавались или сдавались в прокат в отделах каждого второго универмага. Это было не так давно, но тест всё равно пройден. На фоне того окружения, в котором нам предлагают провести в обнимку с огрызками арматуры добрые 6-7 часов, любой недостаток несущественен. Так что, если вы прошли мимо, но жаждете чуточку насилия и саспенса – вернитесь, не пожалеете.