Рецензия игры МУТь-ТВ: МегаУбойное Трэш-Телевидение (M.U.D. TV)
Скверный темперамент навечно отпечатал злостную ухмылку на вытянутой и пластмассовой рожице юного Мэтта. Его хулиганская натура не позволила надолго задержаться в стенах приличного и высшего учебного заведения, однако гений ума способствовал быстрому благоустройству в телевизионной среде, причём сразу же в роли программного директора. Раскинув свои коварные извилины по целому этажу небоскрёба, молодой лиходей медленно, но верно стал продвигаться к своей главной цели – захвату всего мира и мести профессорам университета, из которого он был выгнан пинком на парадную лестницу на радость дворовых цыплят.
В общем, достопочтенные граждане игроки, стараниями Realmforge Studios ещё одним нелепым злодеем на свете стало больше. И, ей богу, не вынуди меня профессиональная привычка взглянуть на происхождение разработчиков, я бы так и думал, будто отцы нашего сегодняшнего визитёра – коренные россияне. Нет, ну а кому ещё в голову взбредёт назвать своё творение МУТь-ТВ: МегаУбойное Трэш-Телевидение и затем попытаться его продать?
Бред Спит
Как показало расследование, родина игроделов располагается в Германии, а издевательское название – не более чем прихоть отечественных издателей. Более того, M.U.D. TV – относительно хороший экономический симулятор и на удивление неплохая пародия на всё, что связано с телевизором.
Перед нами своего рода тайкун, где при наличии миловидной трёхмерной графики всё внимание на себя перетягивают окна со статистикой, а не виды трудолюбивых болванчиков. Отыгрывая роль программного директора телевизионной студии, мы должны создать успешный канал с нуля, собственноручно заполняя эфир разносортным шлаком в виде сериалов, кино и шоу. Суть всего процесса не складывается в два лаконичных слова вроде «приседать за укрытие и стрелять» или «возводить бараки и крушить базу противника» - если верить немцам, работа руководителя телеканала безумно трудна и неописуема парой строк.
Дело в том, что секрет успеха кроется в просмотрах того, что вы удосужились показать зрителю. Зритель делится на восемь категорий, каждый из которых предпочитает определённые жанры и сидит у ящика в определённое время, так что угодить всей аудитории не выходит. Но, прежде чем её развлекать, нам ведь нужно где-то достать пищу для их глаз? Вспоминаем понятие «производственная цепочка», невольно освежаем память немецкой же Settlers и осмысливаем нижеследующее.
Фундамент любого телепродукта воздвигает сценарий, готовый вариант которого обыгрывается в студии и только потом попадает на экран. Чтобы написать текст, нужны сценаристы и отдельная комната, а чтобы выступить на сцене – актёры и, собственно, сцена. Фишка в том, что деньги приносит только реклама, а на соседних этажах таким же образом развиваются конкуренты. Рекламные агентства платят за высокий рейтинг в короткие сроки, в противном случае штрафуя, а соперники препятствуют вашему становлению, отнимая целевую аудиторию. Нет должного количества пенсионеров или эмо у экранов – нет денег.
Выходит, не получается сказать, что всё действо сводится к банальной и неинтересной рутине. Нанимая сотрудников, мы тщательно изучаем их характеристику. Назначая им работу, мы тут же спешим спускаться в вестибюль, где и заключаются контракты с рекламодателями, берутся небольшие займы в банке, нанимаются люди и приобретаются готовые сценарии или шоу. Выискивая выгодные предложения, регулярно штудируем статистику своей популярности. Уровень занятости и разнообразия дел достаточно высок, чтобы не отлипать от монитора несколько часов кряду, ну а местный юмор добавляет некоторой изюминки и даже способен натурально рассмешить неподготовленного, но осведомлённого событиями кинематографа игрока.
Всякий здешний продукт именуется видоизменёнными заголовками реальных проектов, все труженики представляют собой ходячие пародии на существующие личности, а названия рекламных агентств навязчиво намекают на свою никчёмность. Так, первым нашим сотрудником становится сценарист Нак Чоррис, а рекламой – компания «Явнобарахло». Разглядывая список работ, то и дело натыкаешься на комичности вроде «На несколько евро больше», «Сам ты Барбара!», «Отпусти меня, если получится», а каталог кандидатов блещет всевозможными Мерелинами Монорельс да Графами Мотористто. Касаясь даже экрана загрузки, безжалостной и весьма забавной пародии скармливается вообще всё, что можно читать.
Развращение Мухтара
Но погодите бежать в магазины, дорогие и нетерпеливые поклонники экономических симуляторов. Есть у игры одна здоровенная проблема – она не учит играть. В том, что геймдизайнеры называют обучающим режимом, нам объясняют, как нанимать актёров, как строить «Аквариум» и с его помощью увольнять неугодных, как писать сценарий и снимать шоу, как заключать простейшие договора и вставлять рекламные блоки в эфир, как шпионить за соседями, подглядывая за их программой вещания. Обучение внушает доверие в привлекательность происходящего, рассказывая о полном цикле телепроизводства, однако оно не делает главного – не учит зарабатывать с нуля и быть конкурентоспособным.
В итоге, первый же эпизод кампании, требующий в крайне ограниченных условиях заработать свои первые миллионы, прочно вводит в ступор на несколько часов, заставляя почти уверено понять, что МУТь-ТВ попросту несбалансированна. Вы бездумно скупаете контракты, стараясь привлечь максимум аудитории. Под завязку набиваете отведённый вам хронометраж и не можете понять, почему не добиваетесь существенного результата и, в конце концов, теряете всех зрителей и терпите убытки. Условия соглашений неимоверно ужесточаются, а рейтинг передач стабильно барахтается на ничтожной отметке. В какой-то момент на ум приходит садистский SimCity 4, где малейший просчёт в чём-угодно бесповоротно сокращал доход городского бюджета. Научиться играть здесь можно, но исключительно методом проб и ошибок, долго и мучительно, начиная обращать внимание на очевидные недостатки.
Например, геймплей основывается на том, что мы непосредственно управляем главным героем, глядя на него с изометрического ракурса. Необходимо найти рекламу? Доходим до лифта, спускаемся в вестибюль и заходим в соответствующий офис. Затем поднимаемся обратно, посещаем офисы сотрудников для раздачи приказов, заглядываем в личный кабинет, в архив и т.д. Частые телодвижения, которые приходится отмерять мышкой, быстро приедаются, учитывая, что анимация скудна, и наблюдать за работой подопечных и самого себя совершенно неинтересно. Порой кажется, что было бы лучше манипулировать всем, глядя на одни только таблицы. С другой стороны, большую часть времени этим и занимаемся – интерфейс громоздкий и занимает львиную долю экрана, но выполнен он в ненавязчивом тоне. А музыка, которая, казалось бы, состоит буквально из пары записей, напрочь лишена всякой назойливости.
И даже несмотря на то, что M.U.D. TV визуально выглядит опрятно, но далеко не высокотехнологично, игра умудряется подвисать, стоит нам разогнать свой бизнес. Беспричинные вылеты на рабочий стол случаются в самые ответственные моменты, когда тяжёлый рабочий день завершается и приходит время подводить итоги, так что сохраняться при любом важном шаге строго рекомендуется.
***
В конечном счёте, единственно важная претензия заключается лишь в необыкновенно завышенной сложности, которая рано или поздно всё-таки покоряется выдержанным персонам, но точно не придётся по нраву подавляющей массе. Посоветовать данный экономический симулятор можно не просто поклонникам жанра, а очень терпеливым игрокам, которые получают удовольствие от роста цифр и сознания самосовершенствования, а не от динамики геймплея. Для тех же, кто ничего не смыслит в закулисье телевидения, МУТь-ТВ: МегаУбойное Трэш-Телевидение – ещё и отличная познавательная программа, пусть и самая несерьёзная.