Есть чудесная городская легенда времён свержения режима Саддама Хусейна, ведающая о том, как американский вертолёт в ходе боевых действий был сбит из простого ружья рядовым крестьянином. Аргументировать пропагандистскую сказку иракского лидера наука позволяла, ибо конструкция техники всё же не лишена уязвимых мест. Другое дело – повторить сочинённый и на практике осуществимый подвиг меткого стрелка не удастся в Apache: Air Assault, поскольку угрозы создать самый натуральный симулятор геликоптера оказались таким же бойким вымыслом, как и тот безрасчетный факт, что собаки – истинные монохроматики.
Чизбургер без сыра
До поры до времени московская студия Gaijin Entertainment занималась чем угодно, только не лётными симуляторами – от игр по лицензиям отечественных фильмов (Параграф 78, Бумер: Сорванные Башни, Жмурки) и движков для Lada Racing Club до вполне пригодных Адреналин-шоу с Адреналин 2: Час Пик. Затем она, как и тысяча других, запала на консоли, но соорудила высокосортный Ил-2 Штурмовик: Крылатые хищники, после чего, очевидно, не смогла избавиться от дурманящей мысли, будто бы ей любая птица покорна.
Впрочем, это не обвинение. Всякий, кто хоть одним глазком наблюдал за тщётной попыткой Ubisoft вырастить достойную авиааркаду, оклемается в мгновенье и закроет глаза на прущую из каждой щели неприхотливость. С симуляторами нынче ведь всё просто: либо они максимально достоверно имитируют то, что обещали, либо это не симулятор, и тогда в дело вступает общепризнанный феномен красных бочек. Так вот, Apache: Air Assault – это Tom Clancy's H.A.W.X. про вертолёты, вернее про их боевой и англоговорящий образец AH-64. Москвичи зачем-то впихнули в колючий ангар три его модификации, которые отличаются друг от друга, как акустические сателлиты из одного комплекта, но покрашенные неодинаково. Так что рассекать воздушное пространство нам, в общем говоря, предстоит на одном единственном аппарате.
Надежды на лучезарное будущее ржавеют темпом вихря от вида вступительной сцены. Под бодрый голливудский ритм неведомая артиллерия накрывает военную базу, а наш вертолёт преспокойно взлетает с неё же при нажатии одной единственной кнопки на клавиатуре. Предварительно испепелив с десяток единиц вражеской техники за 15 секунд, уже через полминуты мы преследуем семимильный конвой противника, мерно отступающий одно тропой. Разговоры о серьёзности происходящего концерта уступают место её фееричности.
Разговоры же о доподлинности поведения вертолёта теряют свою актуальность ещё до начала кампании, когда в более спокойных условиях инструкции на экране кратко разъясняют, как поднять вертолёт в воздух, как осуществить тангаж, крен и рысканье. Для бывалых пилотов единственным затруднением станет отсутствие видимой возможности инвертировать ось наклона по продольной горизонтальной оси. А тех, кто привык к связке управления «клавиатура+мышь», возмутит тот факт, что наклоны относительно поперченной оси нельзя осуществить мышкой, в то время как с креном всё в порядке. Тут надо либо переучиваться, либо ждать патча, или на худой случай проходить на уровне сложности «тренировка», где машина выравнивается автоматически, а заодно игнорирует элементарные законы физики при поворотах на мощном вираже и прочих опасных трюках. На «ветеране» и «реализме», которые отличаются друг от друга лишь ограниченностью боезапаса и допустимостью переигровки эпизода, с имитацией полёта дела обстоят чуть лучше – по крайней мере, на полном ходу не развернёшься.
Мир, дружба и ракеты класса «земля-воздух»
В общем и целом, наш вертолёт более-менее правдиво выполняет классическую программу движений, но на этом все признаки аутентичности заканчиваются. Заставить вертушку взлетать и садиться сможет даже ребёнок, отчего ветераны вроде KA-52 и Microsoft Flight Simulator X отворачиваются от Apache: Air Assault, убедившись, что негодник в достаточной мере покраснел, осознавая свою бездарность. «Апач» здесь – это такая же безотказная машина смерти, как и Алекс Мэйсон из Call of Duty: Black Ops или Джейк Данн из Crysis. C присущим героям боевиков простодушием её отправляют бороться в одиночку с несколькими вертолётами или целой армией наземной, но противовоздушной техники. Полоска здоровья не видна, но системы повреждений как таковой не существует: под натиском дружного и плотного огня случайным образом начинают отваливаться хвостовые элементы, повреждаться двигатели и укорачиваться лопасти, после чего от жёсткого касания с землёй наш друг как-то совсем бедно разлетается на три обгорелых обломка.
Но не будем о плохом и недействительном. Прелесть Apache: Air Assault на самом деле в том, что развлекает она не единственно процессом овладевания пятитонным автожиром, а творящимся на экране безумием и красотой горных пейзажей. Глубокие каньоны в свете заката, тропические, пасмурные леса и тёплые саванны - смотреть и наслаждаться рекомендуется только с высоты птичьего полёта.
А чтобы не возникало вопросов вида «а как мы здесь оказались?» и «для чего всё это?», разработчики придумали почти настоящий сюжет с проблематичным Таджирстаном, вездесущими террористами, наркобаронами и пиратами, которых хлебом не корми – дай только кого-нибудь в заложники взять или, чего хуже, неожиданно напасть, дабы потревожить правительство США. К сожалению, для пущей лаконичности и драматизма не хватает межмиссионных видеовставок с лицами пилотов и генералов, слезливыми и предательскими, как в R.U.S.E.
Как бы то ни было, одиночная кампания достаточно разнообразная и эффектная, чтобы повеселить опечаленного хардкорщика. Чаще всего поручение фактически сводится к тому, чтобы расстрелять наземную или воздушную цель, будь она стационарная или подвижная. Однако мотивы постоянно разные, да и способы истребления подчиняются выбору. AH-64 в игре оснащён четырьмя видами вооружения: самонаводящиеся ракеты «Хеллфаер» для наземных целей, простые ракеты «Гидра», эффективные против пехоты и лёгкой бронетехники, «Стингер» класса «воздух-воздух» и, наконец, автоматический крупнокалиберный пулемёт, находящийся во владении пилота-стрелка. В любой момент можно пересесть на место наводчика, прежде активировав автозависание, и расстреливать пехотные отряды террористов, глядя в тепловизор. Некоторые задачи построены строго на принципах отдельных способностей вертолёта, а игра не ленится их смело тасовать, что и придаёт однообразным миссиям некоторую сочность и не даёт заскучать в течение всех 17 исключительно боевых миссий.
***
Apache: Air Assault может запросто увлечь человека, которому не безразличны вертолёты, как любому мужчине не безразличны танки. Вне зависимости от требований лётчика, игра увлечёт либо тем, что в ней всё таки есть «Апач» и он летает (для новичков радость двойная), либо тем, что пускать ракеты и сравнивать с землёй целые поселения, часто поглядывая на потрясающие пейзажи, весело и приятно. Тем же, кто винтокрылую технику видел только в боевиках, об автомате перекоса слышит впервые и считает, что это просто «круто, и надо обязательно сыграть», лучше ограничиться скриншотами, чтобы не засорять просторы интернета гневными комментариями и не отпугивать ценителей.
Автор: Руслан Печников
1222 Прочтений • [Рецензия игры Apache: Air Assault] [11.05.2012] [Комментариев: 0]