За последнее время в игровой индустрии наметилась весьма необычная тенденция – хорошие, качественные игры про супергероев делают разработчики, которые до этого не создавали хитовых проектов. О лондонской студии Rocksteady весь мир узнал лишь после релиза Batman: Arkham Asylum, до этого в ее послужном списке значилась лишь игра Urban Chaos: Riot Response. А студия Beenox, чья Spider-Man: Shattered Dimensions совсем недавно была выпущена на ПК, практически все время занимается портированием игр с консолей на компьютеры.
Выбери меня
Использовать вселенную Spider-Man разработчики решили по полной, а потому игрокам дали возможность управлять сразу четырьмя супергероями, каждый из которых представляет собой Спайдермена в различных мирах и обличиях. Чтобы как-то оправдать наличие аж четверых «Паучков», был придуман сюжет о разбитой Плите Порядка и Хаоса, чьи осколки попали в разные миры ко всевозможным злодеям. Именно за ними и придется бегать, посещая то одну вселенную, то другую.
Первый, так сказать, вид Спайдермена – Классический. То есть тот, которого все мы видели в фильмах. Красный костюм в сеточку, пластичность и гибкость, безмерное чувство юмора. Он не отличается почти что ничем необычным – как и все, ползает по стенам, летает на паутине. Но особенно интересной выглядит его манера расправляться с противниками – если прокачать определенные умения, Спайди будет делать из паутины молоты, кувалды, булавы – в общем, чего только он ни выдумает, лишь бы врагам было больнее.
После обучения (которое, понятное дело, дает шанс увидеть все четыре измерения) доступен лишь классический Паук. На это первом уровне, в принципе, можно увидеть все геймплейные элементы Spider-Man: Shattered Dimensions. Стартовая заставка показывает «босса», убегающего с осколком и оставляющего после себя несколько десятков врагов. Паук перелетает на паутине с места на место, устраняет неугодных и, в конце концов, добирается до мерзавца.
Попутно можно выполнять внутриигровые ачивменты (те, кто обожает их выполнять, будут довольны – здесь этих «ачивок» около двух сотен). За них, а также за сбор эмблем паука, спрятанных на локациях, игрок получает валюту, предназначенную для покупки апгрейдов и улучшений. Это может быть либо увеличение здоровья (которое стоит совсем немного и рекомендуется купить при первой возможности), либо новое комбо.
На любой вкус
После обязательного первого уровня (в котором, кстати, мы гоняемся против русского злодея) на выбор предлагаются остальные, альтернативные версии Спайдермена. Можно выбрать Ультимативного – он отличается, прежде всего, наличием ярости. Ее шкала заполняется с каждым новым поверженным противником и дарит возможность устранять их одним ударом по нажатии специальной клавиши.
Человек-Паук 2099 совершенно не знаком не читавшим комиксы обывателям – это уже не Питер Паркер, а генетик будущего, восхищенный историями о нем и решивший создать свою версию Спайди. В игре он отличается весьма интересными боевыми приемами и… и все. Хотя этого вполне достаточно. Окружающий мир мерцает всеми возможными цветами, машины летают, да и вообще, все максимально яркое и необычное.
Но самая оригинальная версия это, безусловно, Нуар. Одетый в черный латекс, этот Человек-Паук старается быть бесшумным, устраняет врагов одного за другим, пока никто не видит. Он очень слаб, чтобы сражаться в ближнем бою, но в тени ему нет равных. Спайди перелетает с одной балки на другую, нависает над будущей жертвой, и уже через пару секунд та оказывается обмотана в липкую паутину. Стелс выполнен ничуть не хуже того же Batman: Arkham Asylum, а в чем-то он даже и лучше.
Так что Beenox удалось создать самое главное, что должно быть в отличной игре о Человеке-Пауке – практически идеальную формулу. Альтернативные версии Спайди выбраны самые интересные. «Боссы» и события знакомы фанатам комиксов. Есть множество комбо и приемов, которые необходимо разблокировать и тщательно выбирать. Но есть и несколько существенных недостатков…
Беги, бей, беги
И заключаются они в однообразии и линейности. В формуле идеальной игры о Спайдермене константой оказались уровни с похожими структурами. Очередная беготня за «боссом» вызывает лишь вздох неодобрения, несмотря на все попытки разработчиков забросать игроков самыми разными событиями и героями. Чрезмерная линейность и полное отсутствие свободы в выборе следующего действия тоже не идут на пользу. Да, игрок может устранять врагов самыми разными способами – от обычных ударов кулаками до швыряния бочек. Но на этом свобода, к сожалению, и ограничивается.
Возможно, это не было бы так заметно, если бы не состоялся релиз Batman: Arkham Asylum. С этой игрой, ставшей идеальным проектом о супергерое, волей-неволей приходится сравнивать Shattered Dimensions, и по вышеуказанным пунктам Спайди все же проигрывает. Хотя событий во время прохождения тут не меньше – если в «Бэтмене» мы взрывали стены, предварительно смазав их гелем, то тут разрушаем их при помощи паутины. Кроме того, в сражениях с «боссами» иногда включается режим, напоминающий о Zeno Clash – огромная физиономия противника и кулаки Спайдермена. Игрок уворачивается от ударов врага, попутно нанося ему тумаки. Выглядит это забавно, но играется поначалу немного сложно.
Однако возникает вопрос – а была ли необходимость в исправлении этих недочетов? Да и недочеты ли это? При наличии четверых различных Пауков несомненно должно быть большое число достойных соперников. Электро, Песчаный человек, Молотоголовый, Калипсо, Гоблин – эти и многие другие персонажи украсили Spider-Man: Shattered Dimensions, сделали ее увлекательной и интересной. Но каким образом оправдать их присутствие, как дать игроку сражаться с ними? И тут становится ясно – наличие констант в формуле Beenox было верным решением. Непохожие друг на друга локации, безостановочный темп (за исключением Нуара – там события сменяются не так быстро), множество комбо и ачивок, огромные и кажущиеся непобедимыми «боссы», к каждому из которых надо найти подход – это делает Shattered Dimensions практически идеальным проектом о Спайдермене, затмевая все минусы.
Задержка релиза на ПК поначалу вызвала негодование у ожидающих проект геймеров. Но с выходом игры стало ясно – над портом действительно работали. Управление, в отличие от консолей, более чем удобное – все удары выполняются кнопками мыши, к перемещению тоже претензий нет. А в подсказках на экране нет консольных обозначений, и указаны клавиши на клавиатуре, что становится редкостью в наше время.
***
Более того, в игре есть великолепные дизайн и стиль, отличная озвучка (были приглашены такие звезды мультсериалов, как Кристофер Дэниел Барнс, Нил Патрик Харрис, Джим Каммингс), и это также способствует погружению в проект. Прекратить игру в Spider-Man: Shattered Dimensions сложно – если закрыть глаза на линейность и однообразие в некоторых моментах, проект представляет собой очень качественную и продуманную забаву с интересными геймплейными находками. Отличная игра про Человека-Паука и просто хорошая – про супергероя.