Последние эпизоды из жизни ролевого сериала «Готика» - одни сплошные передряги. Сначала издатель JoWood разрывает отношения с создателем оригинальной трилогии как раз в тот момент, когда самой Gothic 3 нужны патчи. Потом он же привлекает к созданию аддона каких-то индусов (и это не оборот речи), которые безжалостно вырезают из «Готики 3», что в ней всё-таки работало. Наконец третий, финальный эпизод – четвёртая часть именитой серии поручается Spellbound, студии, которая за всю жизнь ни сделала ни одной RPG, а только и занималась тем, что копировала великолепных Commandos (см. серию Desperados, Robin Hood: The Legend of Sherwood и др.).
Свистопляска
Впрочем, та в какой-то степени поняла, что от неё требовалось как минимум с точки зрения маркетинга. Дело в том, что Gothic всегда была вещью узкоспецифической и нигде, кроме как Германии и России особой популярности не снискала, а в Америке так вообще прошла незаметно. Поэтому, начав с названия (на Западе игра называется ArcaniA: Gothic 4, где подзаголовок может рассмотреть только человек со стопроцентным зрением), Spellbound начали строить новое лицо «Готики».
Начали, конечно, с сюжета. Старый герой, Безымянный, устав носить столь глупое имя, сев на трон королевства Миртана, становится Робаром III и начинает собирать земли, охваченные гражданской войной. Но на определённом этапе что-то затуманивает его разум и он приказывает своим генералам жечь и убивать. Чем сильно расстраивать одного Безымянного пастуха, жившего на одном из южных островов, подвергнувшихся нападению.
Естественно, что бедный герой, потеряв родной дом (а заодно и любимую) начинает мстить королю Робару Третьему. И, естественно, что с бывшим героем всея Миртаны не всё так гладко, как покажется на первый взгляд – настоящие воины Инноса просто так с ума не сходят.
Двести один круг
Кроме ангажирования на роль главного героя нового персонажа, никаких более интересных сюжетных ходов разработчики сделать не смогли. История Gothic 4 – довольно неплохое, но дежурное героическое фентези, лишённое интриги, должной при этом доли пафоса и… свободы выбора. Нет, несколько вариантов концовок в принципе никто не просит, но когда сами квесты решаются одним единственным способом – это наводит на печальные мысли.
Жаль, что с редкими побочными заданиями дела обстоят едва ли не хуже. Кроме того, что они не вариативны, так ещё и большей частью входят в категорию «убей-принеси». Честно говоря, когда раз в двенадцатый какой-нибудь крестьянин или стражник отправляет главного героя: «Убей мне 15 [Наименование существа]» - это вводит в состояние паралича.
Конечно же, при таком подходе к написанию сценария, думать про то, что в игре есть интересные персонажи и качественные диалоги как-то не совсем оправданно. Хотя иногда ArcaniA: Gothic 4 всё-таки напоминает, что какие-то славные связи с предыдущими частями она имеет.
Мы её порезали
Впрочем, этих самых связей ну никак нельзя найти в самом главном – игровом процессе. Понятное дело, что предыдущие части «Готики» для массового игрока (особенно для проживающего в Северной Америке) сложны для освоения. Да даже бывалые ролевики подчас терялись во всей этой глубине и многообразии. Но при всём этом упрощать до такой степени, как это сделала Spellbound, вряд ли было нужно.
В первую очередь вся система обучения у учителей пошла под нож, вместе с дополнительными навыками вроде охоты – очки умений теперь распределяются прямо в меню героя. В такие же дальние степи была отправлена магия – теперь три школы с пятью куцыми заклинаниями для каждой, на откуп, чтобы фанаты не плакали, были добавлены практически бесполезные руны. Воровать теперь можно прямо на глазах изумлённой публики, причём из карманов таскать вещи теперь запрещено. Ковать оружие и варить зелья можно прямо в бездонном инвентаре. Оружие и наборы брони валятся как из рога изобилия, так что лишнее приходиться сплавлять торговцу, при этом зарабатывая какие-то баснословные суммы.
Но что самое противное – сложность упала критически. Если раньше «Готика» была в известной степени трудна («Готика 2: Ночь Ворона» для многих вообще эталон хардкора), то ArcaniA: Gothic 4 больше напоминает прогулку по парку – любого врага можно легко нашпиговать стрелами, поджарить до хрустящей корочки простым закликиванием, даже без применения каких-то там блоков, кувырков и усиленных ударов.
Да, теперь Gothic больше напоминает не знатную глубокую RPG, а какую-то монстрокосилку чуть ли не в стиле Diablo II.
Кишки наши тонки
Впрочем, «Готику 4: Аркания» всё же есть, за что похвалить даже в рамках сериала. Например, за достаточно большой бесшовный мир, воссозданный при помощи нового движка. Картинку он иногда рисует просто изумительную – солнечные леса, бескрайние луга, серые хмурые городки, мрачные пещеры и высокие заснеженные горы – выглядит это более чем замечательно при любом времени суток. Особенно удачно вышли погодные эффекты. Например, дождь в ArcaniA: Gothic 4 получился просто замечательный – капли стекают по камушкам и собираются в лужицы на мостовой.
Жаль, только эту красоту портят две неприятнейшие вещи. Окружающий мир, хоть и красив, но в известной мере пуст – никакой интерактивности ни между его обитателями, ни между главным героем и пространством практически нет, иллюзия живого мира, которая так удачно действовала в других частях сериала, тут отсутствует. Ну и, во-вторых, новая часть «Готики» так же как и её две предыдущие коллеги, не смогла избежать технических проблем. Тормоза, периодическое падение количества кадров в секунду, странные графические и скриптовые баги, к сожалению, достаточно заметны. Не в том количестве, как в той же Gothic 3, но всё равно обидно. Хот-фикс вышел в первый же день и исправил большую часть проблем, но по-прежнему оптимизация хромает на обе ноги.
***
«Готика 4: Аркания» как игра достаточно неплохая. Простенький, но в меру увлекательный игровой процесс, симпатичная картинка, понятный и доступный сюжет вполне вероятно привлечёт как тех, кому не нравились предыдущие части сериала и кто знакомиться с ним впервые. Фанатам же игра принесёт огромное разочарование – все те фишки, за что принято было любить «Готику», Spellbound успешно потеряли либо намеренно, либо случайно.
P.S. Русская версия от «Акеллы», поступившая в продажу аж в трёх изданиях, отличается довольно ровным качеством локализации. Тексты переведены аккуратно и грамотно, а вот актёры, чего уж там говорить, довольно часто переигрывают, что превращает многие сценки в досадный фарс.
Мы благодарим компанию "Акелла" и лично Романа Мудрицкого за предоставленную версию игры.