Рецензия игры Kings' Crusade. Львиное Сердце (Lionheart: Kings' Crusade)
Ричард I Львиное Сердце – довольно популярная в компьютерных играх личность. Он встречался в таких проектах, как Assassin’s Creed: Director’s Cut Edition и Robin Hood: The Legend of Sherwood, а в Stronghold: Crusader Третьему крестовому походу, непосредственным участником которого он был, отведена целая кампания. В эту же эпоху происходят события и Lionheart: Kings’ Crusade – отличной стратегии за авторством NeoCore Games.
Подготовился - и в бой
Хотя чистокровной стратегией ее не назовешь –в ней настолько много элементов RPG, что в некоторые моменты Kings’ Crusade больше походит на ролевую игру. Дело в том, что после победы армия получает не только деньги, но и очки опыта, которые тратятся на повышение навыков и улучшение умений. А это, как можно догадаться, дает не только возможность по-разному построить свою армию, но и стимул к повторному прохождению.
В игре рассказывается о Третьем крестовом походе – том самом походе королей, начавшемся спустя сорок лет после неудачной попытки захватить Иерусалим. Противостояние английского короля Ричарда Львиное Сердце и египетского султана Саладина и является основным и единственным конфликтом, участвовать в котором можно как за одну, так и за другую сторону. Мало того, на правдоподобность игра не рассчитывает – вы с легкостью можете стать творцами так называемой «альтернативной истории» и привести Ричарда к успеху, хоть его армия и проиграла сарацинам.
Таким образом, в начале игры предстоит сделать выбор: крестоносцы или сарацины. За последних кампания чуть проще, но не настолько интересна. Дело в том, что у армии Ричарда есть несколько путей победы, в то время, как войска Саладина этим похвастаться не могут – у них стратегия лишь одна. Войска англичан, если верить истории, насчитывали намного меньше солдат, чем мусульмане – именно поэтому Ричарду приходится регулярно обращаться за помощью к союзным фракциям, от которых и зависит план нападения.
Их всего четыре: Французский и Папский дворы, Тамплиеры и Священная Римская империя. Каждая из них предлагает свою тактику для той или иной миссии – кто-то предпочитает вылазки ночью, а кто-то ставит условие атаковать в лоб, то есть днем. За сотрудничество полагаются бонусы, которые у разных фракций отличаются друг от друга. К примеру, римляне предоставляют сильную пехоту, а солдаты Папского двора славятся высоким боевым духом.
Именно поэтому проходить эту кампанию сложнее, если смотреть с политической и экономической стороны – выбрать из пяти вариантов (есть еще возможность не пользоваться ничьей помощью и действовать самостоятельно) подчас непросто. Ведь надо четко просчитать, как помогут полученные бонусы за следование указанной тактике, и помогут ли вообще. Сарацинам же никто не помогает, они полагаются исключительно на свои войска, а потому и тактика у них единственно возможная.
Без армии нет и победы
Кампания за Саладина труднее совсем с другой стороны – приходится внимательно следить за войском, не допускать больших потерь и всегда иметь достаточное количество денег для восстановления погибших отрядов. Вместо помогающих фракций у сарацин есть «древо технологий» с тремя ветвями – оно позволяет улучшить характеристики солдат.
На этом различия между конфликтующими сторонами и заканчиваются. У обеих армия делится на четыре типа: легкая и тяжелая пехоты, кавалерия и лучники. Последние в бою наиболее важны – если спрятать их в большом количестве в кустах или деревьях, исход боя, возможно, будет в вашу пользу. Хотя стоит признать, что все отряды по-своему важны и пригодятся в разных ситуациях: так, легкая пехота идеально подходит для труднопроходимой местности, тогда как открытые пространства больше подходят тяжелой.
Характеристики армии зависят от того, как игрок распределяет очки опыта, полученные после победы. Всем солдатам можно повысить боевой дух, выносливость, а также навыки ближнего боя и защиты. У лучников есть еще один, особый параметр – умение владеть луком. А вот на полученные за выигрыш деньги можно тренировать отряды, повысить атаку или защиту или купить лекарей, которые восстанавливают часть армии. Важно помнить, что денег не так много, а стоит вышеперечисленное дорого – потому надо либо экспериментировать, выбирая, на что тратить выгоднее или полезнее, либо сразу все внимательно просчитывать.
Раз уж речь пошла о характеристиках, нельзя не отметить одну из самых важных – боевой дух. От него зависит, как будут вести себя солдаты на поле боя. Если он низкий – отряд убежит, сверкая пятками, испугавшись выступающей против него армии. Но если он высок, то беспокоиться о настроениях не стоит – игроку остается лишь задать им необходимое направление. Ничто не мешает снизить боевой дух соперников, что приблизит игрока к победе. Сократите число солдат в пехоте врага – и оставшиеся начнут отступать. Бывают и более интересные моменты: если подорвать башню, на которой стоят лучники, они испугаются, что их жизнь висит на волоске, и сложат стрелы.
Ну а если включить внутриигровую музыку, кажется, будто недостатков в игре вовсе нет. Разработчики говорили в интервью, что у них в штате есть талантливый композитор, но о том, что он настолько здорово справится с работой, не догадывался, наверное, никто. Композиции идеально вписываются в геймплей и придают эпичности в баталиях. Если есть желание, на официальном сайте игры в разделе Media можно бесплатно послушать несколько треков. Могу поспорить, большинство из читателей непременно закачают их в плеер и поставят на Repeat.
А вот об оптимизации столь хвалебных слов не скажешь – несмотря на не самую современную графику, Lionheart: Kings’ Crusade иногда притормаживает, а у владельцев 64-битных систем и вовсе зависает и вылетает. Гневные отклики покупателей на форумах были услышаны разработчиками, и работа над патчем уже началась.
Мультиплееру, как и ожидалось, уделили не так много внимания, как синглу – в распоряжении игроков всего два режима, и те не особо интересны. Первый называется «Защищающий против Атакующего» (Defender vs. Attacker) – один игрок берет на себя роль нападающего, в то время, как другой пытается выжить и не пропускает соперника на свою территорию. Второй режим – «Доминирование» (Domination) – здесь тоже двое выступают друг против друга, но теперь цель – первым завоевать заданную локацию. Тут придется решать самому, что лучше: уничтожить противника и заняться той территорией или сразу двинуться в заданное место.
***
Некоторые из вас могут удивиться – почему этот проект ни разу не сравнили с предыдущей игрой студии – King Arthur – The Role-playing Wargame? Дело в том, что, несмотря на некоторую схожесть, эти проекты очень разные. «Львиное сердце», по сравнению с «Королем Артуром» - куда больший шаг вперед и в плане геймплея, и в плане выборов стратегии. Число кампаний выросло с одной до двух, фэнтези сменилось «альтернативной историей», стал чрезвычайно важен боевой дух. Политика и «прокачка» солдат занимает чуть ли не больше времени, чем сами битвы.
Игру действительно хочется перепройти, попробовать завоевать территорию иным способом, наладив отношения с другой фракцией. Или иначе распределить очки опыта и потратить деньги на «хилеров», а не на тренировки. Это уникальный проект, который должен быть в коллекции любого поклонника жанра RTS. Или RPG – им здесь тоже будет интересно.