Новый мультфильм о приключениях самого знаменитого огра "Шрэк: Навсегда" получился не менее спорным, чем предыдущая, третья часть. Все шутки зрители увидели еще в рекламных роликах, а в кинотеатрах дети (целевая аудитория подобных проектов) если и смеялись, то очень редко. По словам создателей, "Навсегда" - последняя часть серии и, разумеется, Activision не могли упустить возможность подзаработать на выпуске одноименной игры.
Шрек в Стране Чудес
Геймплей Shrek Forever After очень сильно напоминает еще одну недавнюю игроизацию - "Алису в Стране Чудес" по мотивам фильма Тима Бертона. Возникает ощущение, будто игры делали одни и те же люди. К примеру, подача сюжета: история рассказана практически слово в слово, даже вступление с книгой и закадровым рассказчиком взято из мультика.
Игра начинается уже с того момента, как Шрек подписал злосчастный договор с Румпельштильцхеном. Для тех, кто не имеет представления, что это за персонаж, вот краткое описание сюжета фильма: Шрек, счастливый отец троих детей и муж красавицы Фионы, вдруг обнаружил, что семейная жизнь сделала из него тюфяка. Люди его не боятся, водят экскурсии по территории, где огр обитает, в общем, из страшного зеленого монстра Шрек превратился в милого лесного эльфа.
Все меняется, когда Шрек встречает Румпельштильцхена (который, кстати, изначально был главным героем одной из повестей братьев Гримм). Карлик предлагает взаимовыгодную сделку: он дает огру шанс стать на один день злобным чудищем, от которого все шарахаются, а Шрек дарит ему двадцать четыре часа из своей жизни. Но огр не подумал, что день, который возьмет Румпельштильцхен, может быть из детства, а то и вообще из шрековского младенчества. В общем, получилось следующее: на огров объявлена охота, повсюду на деревьях ножами приколоты их портреты, а старые друзья вроде Кота в Сапогах, Осла и даже Фионы слыхом не слыхивали о Шреке - для них он обычный огр.
Начало фильма пришлось пересказывать потому, что в игре практически ничего не объясняется. Только потом, после пары первых уровней игрок узнает о договоре, об охоте и прочих прелестях жизни настоящих огров. А до этого игрока обучают управлению известные зрителям три поросенка с немецким акцентом.
Спрашивается, с чего бы им давать советы огру, которого (по сюжету) они не знают? Но это не самое смешное нарушение логики: по задумке разработчиков, игрок управляет четырьмя персонажами: собственно Шреком, Ослом, растолстевшим Котом в Сапогах и... Фионой! То есть вместе с ней знаменитая троица идет искать Фиону же. Конечно, маленькие дети могут и не обратить на это внимания, но похоже, что сценарий не видел никто, кроме его авторов.
На самом деле, без девушки-огра в Shrek Forever After вполне можно было обойтись. Судите сами: у каждого из персонажей ей свои способности, каждая из которых когда-нибудь да пригодится. Шрек умеет поднимать тяжелые предметы (в список тяжелых входят также яблоки и ящерицы - никому другому не по силам их вес), Осел бьет копытами все, что только можно, Кот в Сапогах умеет залезать на деревья и стены. А вот Фиона может только поджигать бочки с динамитом или выливающимся маслом. Очевидно, что эту "способность" можно было отдать тому же Шреку или еще кому-нибудь, но нет.
Принеси, поверни, подожги
Разумеется, все эти умения придется использовать очень часто, как и переключаться между персонажами. Простой пример: путь преграждает ведьма, единственная возможность ее прогнать - поджечь близлежащую метлу. Делаем следующее: Шрек несет к катапульте тыкву, Осел пинает ее, разворачивая по направлению к ведьме, и запускает заряд. Будут и эпизоды, в которых пригодится помощь всех четверых героев, но обычно такие загадки нужно решить, чтобы добраться до сундука с золотыми монетами или дополнительной жизни.
Как и в "Алисе в Стране Чудес", бонусы (здесь это серебряные и золотые монетки) добываются за счет разрушения непрочных предметов. Хотя здесь их заметно меньше: бочки, деревья и еще парочка вещей. На эти деньги у огра-повара (опять же, где логика?) покупаются улучшения вроде усиленного удара или большего радиуса поражения при падении плашмя на землю. Но торговцев этих можно найти не так часто, да и толку от этих улучшений мало - без них вполне можно добраться до финальных титров. Хотя, если игрок задается целью открыть все сундуки, совершать покупки необходимо.
Но загадками дело не ограничивается - через каждые пятнадцать минут игра превращается в слэшер вроде Devil May Cry 4 или режима "Арена" в Collapse: Ярость. На Шрека (или другого персонажа, зависит от того, кем из них вы пересекли черту) обрушиваются десятки врагов, а игрок отбивается от них. В случае победы герой, совершивший последний удар, пританцовывает, прикрывшись надписью "You win". На самом деле, ничего сложного в таких аренах нет, но бывают моменты, когда приходится переключаться между героями, если у кого-то иссякает запас жизненных сил. Боевые уникальные способности также имеются у четверки. Шрек, например, грозно рычит, Осел поет (кто смотрел мультфильм, поймет, почему его пение вполне можно считать оружием), Кот в Сапогах строит глазки.
Shrek Forever After стала первой игрой про зеленого огра, появившейся не только на ПК, но и на приставках нового поколения. Обычно (если речь идет об игре по фильму) из этого следуют два вывода: неудобное управление на компьютере и проблемы с камерой. Но ни то, ни другое не относится к игре: камера спокойно висит где-то сверху и не мешает, а управлять любимыми героями не сложно.
Но, несмотря на то, что плюсов в игре заметно больше, чем недостатков, поставить выше семерки не получается. Во-первых, нарушения логики в некоторых моментах - их и фильме было достаточно, а тут их количество возросло в разы. Во-вторых - графика, слишком бедная, угловатая для всех платформ (только шерсть Ослика радует), да еще и с корявой анимацией. Ну и однообразие - несмотря на то, что разработчики пытались внести некоторые изменения в каждый новый уровень, зевают игроки не реже, чем в кинотеатре.
***
Однако Shrek Forever After все же неплоха. Это обыкновенный проект для детей и подростков, фанатеющих от Шрека, или просто любителей аркад. Не хорошо и не плохо - крепкий середнячок.