Shogun: Total War, Medieval: Total War, Rome: Total War. На самом деле игры от студии Creative Assembly, расположенной в маленьком английском городке Хорсхам, не нуждаются в лишнем представлении. Каждая из них – вектор для развития для конкурентов. Каждая – событие в геймдеве и полигон для многих споров и разговоров. Каждая – настоящее пиршество на столе стратегов глобального разлива и PC-гейминга в целом. Каждая из них долгожданна, раскупаема и просто-напросто неподражаема. И с каждым новым шагом британцы доказывают, что слова «ошибка» в их лексиконе отсутствует.
Что делал слон, когда пришел Наполеон?
«В революциях мы сталкиваемся с людьми двух сортов: теми, кто их совершает и с использующими оные в своих целях», - говорил Наполеон Бонапарт. Но до этого были события Empire: Total War и многие кровопролитные войны и революции совершались под чутким руководством игроков со всего мира. Не всегда гладко – путь инноваций всегда тяжел и тернист, но отрадно, что этих игроделов он не пугает. Меняя мечи на мушкеты, а требушеты на артиллерийские батареи, все равно кое-где да проскочит неприятный «косячок». Но не дело безудержно пичкать каждую новую игру патчами и условно-бесплатными скачиваемыми дополнениями, когда есть возможность на основе нее создать игру совершенно новую, враз покончив со всеми упущениями и подарив геймерскому миру очередные многие часы удовольствия. Napoleon: Total War – это не дополнение, нет, а самостоятельный проект во всей серии, который просто использует в роли фундамента наработки Empire: Total War.
«Для ведения войны мне необходимы три вещи: во-первых — деньги, во-вторых — деньги и в третьих — деньги», - говорил Наполеон Бонапарт. А Creative Assembly враз кастрируют игровую территорию, и глобальная карта, в прошлой игре серии охватывающая чуть ли не всю нашу планету, жестоко обрезается в рамках кампаний. Теперь игровой масштаб – это старушка-Европа и незначительный кусочек Северной Африки. Да, в Napoleon: Total War в этом есть смысл – игра целиком и полностью посвящена только лишь европейским войнам за период с 1798 по 1815 года. Но в этом кроется и главный минус игры – после умопомрачительных масштабов Empire: Total War карта кажется на удивление тесной и неуютной. И это не смотря на то, что количество провинций было значительно увеличено, ну и само собой временной ход сократился в длительности до двух недель.
«Искусство войны — это наука, в которой ничто не удается, кроме того, что тщательно просчитано и тщательно продумано», - говорил Наполеон Бонапарт. А Creative Assembly стараются быть как можно более историчными. Во всем. Даже обучение, которое аксакалами серии как обычно пропускается, аккуратно стилизовано под жизненный путь Наполеона Первого. Обучение морскому бою – это путь Бонапарта с Корсики на континентальную Францию. Стратегический режим – управление провинцией Реймса, с развитием инфраструктуры и прочими заботами. Тактический режим – штурм Тулона в 1793 году и генеральские шевроны будущего императора. И даже легкими посылами – в стиле той же Hearts of Iron 3 – в ходе сценариев игра нам подкидывает исторические события, ровным счетом не на что не влияющие, но атмосферу создающие. Но в Napoleon: Total War не без ляпов, и столица Российской Империи, например, расположена в Москве, но такого немного.
Желаете попробовать коньяк разлива 1804 года?
«Место военных действий, это — шахматная доска генерала, именно его выбор обнаруживает способности или невежество военачальника», - говорил Наполеон Бонапарт. Игра развивается постепенно, начинаясь с малого – уже озвученного обучения – и планомерно переходя к сюжетным кампаниям. Первая из них в Napoleon: Total War – Итальянская – ознакомит игрока с событиями кипящей войны на Аппенинском полуострове между Первой Республикой и Австрийской Империей в период с 1778 по 1793 года. Небольшая, но достоверная карта, сжатые сроки и, в принципе, линейное развитие. Вторая - Египетская – повествует о судьбе французского экспедиционного корпуса, филигранно оккупировавшего земли Османской Империи, но из-за тяжелого положения Исполнительной Директории выведенного в 1800 году. Множество исторических мест и исторических же сражений, но послевкусие неполноценности.
«От солдата требуется, прежде всего, выносливость и терпение; храбрость — дело второе», - говорил Наполеон Бонапарт. И Napoleon: Total War показывает свой истинный аристократический лик, выдавая игроку бразды правления всей Европой. И не обязательно примерять на себя корону первого императора Франции – любая из воюющих сторон всегда к вашим услугам. И вовсе нет причин затевать зимнее отступление и быть битым на Березине, когда есть возможность переписать историю и поставить на колени хоть Россию, хоть Британскую Империю. Хватило бы полководческого таланта только. И напоследок, для самых изысканных стратегов, в Napoleon: Total War припасен щедрый набор исторических сражений, собранных в единую сюжетную кампанию. Не выиграв Аустерлиц не перейти к Бородино, а, не разбив врага при Трафальгаре, не начать свое Ватерлоо.
«Плохо, ежели молодые люди постигают военное искусство по книгам: это — верное средство воспитать плохих генералов», - говорил Наполеон Бонапарт. И в Napoleon: Total War стратегический режим пусть и не вырос над собой, но стал чуточку более цельным и замысловатым. И тут же второй и последний минус игры – искусственный интеллект тут все так же неадекватен. И поэтому куда более широки возможности дипломатических отношений и разросшийся шпионаж остаются фактически не востребованными и поэтому незамеченными. А так, привинченные к городам функции – правление, обучение, заводское дело, торговля и флот, добыча ценных ресурсов – рудники и плантации, научные изыскания – ветка открытий стала чуть шире. И даже не обязательно на этом заострять пристальное внимание – почти все хлопоты и заботы можно отдать на откуп виртуальному помощнику и полностью сконцентрироваться на войне. Благо, справляется он вполне прилично, но все же лучше этим заниматься самому.
У вас довольный вид. Кого вы разбили под Аустерлицем?
«Победу одерживают не числом. Александр победил триста тысяч персов во главе двадцати тысяч македонян», - говорил Наполеон Бонапарт. Только пробуя тактические битвы из Napoleon: Total War по-настоящему замечаешь, насколько неидеальны они были в Empire: Total War. Хотя нет, нет так – в Napoleon: Total War их сделали просто еще лучше. Поправив все огрехи в балансе и убрав пресловутые мортиры, а пехотные сражения не превращаются в штыковую потасовку. Артиллерия тут – настоящий бог войны. Смести редуты врага всегда за милость, но молниеносная атака конницы превращает батарею в металлолом. А те же бессильны против пехоты, если не из засады бьют в тыл. Ну и родимые мушкетеры действительно являются «ядром» любой армии. Шаткие, от того что новые, морские баталии прибавили в динамике и вариативности, добавив возможность срочного ремонта и убрав излишнюю суетливость. И вроде бы идеал, но мы знаем, что Creative Assembly и на этом не остановятся.
«Сначала надо ввязаться в серьёзный бой, а там уже видно будет», - говорил Наполеон Бонапарт.
А Creative Assembly и по части технического оснащения сработали добротно и на славу. Это все тот же Warscape, но изрядное количество новых спецэффектов и куча добавленных бород, усов, телосложений в положительном ключе отразились на визуализации, сделав картинку еще сочнее. Но до сих пор видны и некоторые огрехи по части физики с разлетающимися по сторонам солдатами, но на сам игровой процесс, к счастью, совершенно не влияющие. Но что самое главное и необходимое – в Napoleon: Total War были исправлены абсолютно все проблемы с оптимизацией. Игра просто-таки «летает» на high-end комплектациях и шустра на компьютерах постарее, а багов за многие часы удалось насчитать раз-два, да и те не шибко раздражающие.
«Трусливый бежит от того, кто злее его; слабого побеждает сильнейший: таково происхождение политического права», - говорил Наполеон Бонапарт. И на десерт тортом «Наполеон» ложиться мультиплеер. Классические поединки в тактическом режиме, которые раздражали отсутствием баланса в прошлой части, в Napoleon: Total War пришли к общему знаменателю и без малого идеальны. Ну и главная добавка – возможность сразиться по сети на глобальной карте – целиком и полностью оправдала даже самые смелые ожидания. И это тот случай, когда лучше один раз попробовать, чем сто раз прочесть о всей прелести взаимной оккупации Европы.
***
Napoleon: Total War хорош всем. И в любой роли: самостоятельного проекта или масштабного дополнения Empire: Total War. Все что было хотя бы чуть-чуть не так в прошлой игре, было старательно и аккуратно приведено в более чем надлежащее состояние здесь. Жалоба по-прежнему одна – искусственный интеллект в стратегическом режиме. И одно легкое бурчание – уменьшение карты. Но жаловаться не приходится – два минуса с лихвой окупает впервые отменный сюжет и полностью доведенный до ума мультиплеер. Кто тут в императоры крайний?
Автор: Вячеслав Кунцевич
1074 Прочтений • [Рецензия игры Napoleon: Total War] [11.05.2012] [Комментариев: 0]