Будущее расстилается перед нами как бесконечный тоннель метро.
И, может быть, однажды мы заслужим свет в конце этого туннеля.
Артём
Часто, когда группа разработчиков покидает родную студию (своим ли ходом или после сокращения штатов), они вновь собираются вместе и делают продукт, который едва ли не копирует их предыдущий опыт. Дизайнер и художник Билл Ропер покинул Blizzard – и его Flagship Studios сделала Hellgate: London – почти точную копию Diablo, только про подземку Лондона и будущее. Билл Тиллер, выходец из квестового отделения Lucas Arts, собирает студию Crimson Cow и делает A Vampyre Story – адвенчуру с острым привкусом старых хитов вроде Secret of Monkey Island. Примеров можно привести множество.
Но бывают и удивительные исключения. Несколько разработчиков из украинской компании GSC (в основном, арт-отдел) после релиза S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl покидает родные пенаты и организовывает студию 4A Games. И создает игру по известному роману Дмитрия Глуховского «Метро 2033». И эта игра оказывается ну ни разу не S.T.A.L.K.E.R.ом.
Апокалипсис сегодня
Пожалуй, единственное заметное сходство игры 4A c творением GSC – радиоактивно-постапокалиптический сеттинг с острым мистическим привкусом. Весь мир был уничтожен ядерной войной. В Москве несколько тысяч жителей смогли спастись, укрывшись в метрополитене. Приспособившись к существованию под землёй, люди начали постепенно осваиваться в непривычном месте жительства: разводить свиней и выращивать грибы, очищать воду и отбиваться от мутантов.
И вот, на одну из станций, ВДНХ, начали нападать «чёрные» – очень сильные человекоподобные существа с ментальными способностями. Один их жителей станции, двадцатитрёхлетний парень по имени Артём отправляется в Полис – единственное место в метро, где ему могут оказать помощь.
Как завязка, так и все остальные события, фракции и место действия игры повторяют таковые у Глуховского. «Метро 2033» - это ни что иное как интерактивное переложение романа, местами – почти дословное. Но поскольку в самом романе сцен, которые могли бы быть хорошим основанием для перестрелки, не так уж и много, 4А Games пришлось кое-что вырезать, кое-что добавить от себя, а местами – переписать с нуля, оставив минимум связей с оригиналом.
Так, например, по книге Бурбон погибает от ментального воздействия, а в игре же он оказывается в плену у бандитов. В книжном «Метро 2033» Артём выходил на поверхность буквально два или три раза, при этом одевшись в спецкостюм, - в игровом «Метро 2033» он шастает посмотреть на небосвод с поразительной регулярностью.
При этом тем, кто книгу читал, это не покажется чуждым, и даже такие спорные отличия как смена лета на зиму и дополнительная, альтернативная книжной, концовка, покажутся разумным обращением с творением фантаста и весьма интересным взглядом на его работу. Остальные же откроют для себя удивительный, интересный и проработанный до каждой мелочи мир, который по своей глубине и душевной организации едва ли не тоньше Fallout и Half-Life 2.
Новый мир
Абсолютно всё в «Метро 2033» нацелено на создание густой атмосферы. В личной комнате Артёма можно включить настольную лампу. Прогуливаясь по станции, можно наслушаться баек, процитированных из книги, увидеть спор двух друзей, посмотреть, как женщины готовят еду, мужчины охраняют блокпост, а дети рисуют на стене человечков. Есть возможность подойти и поторговаться с барыгами, если, конечно, есть патроны – местный аналог денег (к сожалению, разработчики в угоду балансу всё же разделили патроны-деньги и патроны для стрельбы, хотя никто не мешает использовать первые для стрельбы). В одном месте можно даже попытаться снять проститутку и получить… в общем, довольно специфический опыт. Все эти мелочи нисколько не существенны и на игровой процесс никакого влияния не оказывают, но зато на игрока это действует живительным образом.
Есть же фишки, которые же напрямую связаны с геймплеем. И они потрясают даже больше, чем те, что добавлены исключительно для антуража. Так, в «Метро 2033» практически полностью отсутствует интерфейс. Задание и цели миссии видны на планшете и компасе, который достаёт герой по нажатию клавиши «М». Количество патронов в большинстве оружия можно определить на глазок, а их привычный счётчик можно увидеть только в момент перезарядки. Число чистых фильтров для противогаза и то, насколько скрыт Артём от вражеских глаз, можно увидеть, достав часы, а оценить здоровье героя легко по дыханию и пульсации экрана. Никакого инвентаря ни у Артёма, ни у врагов нет – патроны собираются прямо у них с пояса и из карманов строго по принципу «один клик – одна упаковка», так что иногда для очистки ящика от содержимого приходится щёлкнуть мышкой раз десять.
Особенно приглянулся нам местный фонарик, который заряжается, натурально, от ручной динамо-машины, ручку которого нужно несколько раз нажать.
И даже если бы Metro 2033 был бы ужасным шутером с поганой графикой и нулевым геймплеем, только за подобные мелочи, атмосферу и сюжет ему можно было простить если не всё, то очень и очень много. Да вот в чём дело – «Метро 2033», ко всему прочему, ещё и великолепный шутер.
Следующая остановка – библиотека им. Ленина.
Каждая хорошая стрелялка должна иметь три составляющих игрового процесса: зрелищность и разнообразие ситуаций, интересные бои и богатство возможностей. И все три этих равноценно важных компонента в «Метро 2033» присутствуют в полной мере.
Игра ни на секунду не даёт соскучиться. В один момент игрока бросают защищать баррикаду, а уже через пару минут он бредёт в полутёмном тоннеле, судорожно считая патроны. Проходит ещё некоторое время – и вот Артём в составе небольшой группы зачищает небольшой подземный зал от упырей. Пять минут – и вот мы уже летим со свистом на дрезине, расстреливая бандитов. Уровень в библиотеке так вообще без всяких скидок можно назвать гениальным, как и восхождение на самый верх Останкинской башни.
По степени насыщенности интересными событиями игра 4А Games чуть ли не вплотную приближается к Call of Duty: Modern Warfare 2. Сравнение вовсе не случайное – местные кат-сцены на движке с видом от первого лица срежиссированы и поставлены так, что иногда кажется, что игра разрабатывалась западными разработчиками, а не ребятами из СНГ.
Перестрелки получились действительно энергичными и ожесточёнными. В условиях тотального дефицита патронов каждый бой превращается в суровое противостояние. К сожалению, омрачает их (и рейтинг – примерно на полбалла) две непростительных вещи. Первое – довольно странный искусственный интеллект врага. При том, что стреляет он действительно метко, его ориентация на местности оставляет желать и желать. И если глупым монстрам это простительно, то живым людям – как-то не очень. Ну и второе – довольно странный баланс оружия и система повреждений. Особенно печальным получился дробовик – как монстры, так и homo sapiens выдерживают иногда до четырёх выстрелов в упор. Учитывая тот факт, что в игре два вида дробовика – двустволка и автоматический дробовик на шесть зарядов, такое положение вещей будет стоить каждому игроку много нервов. Кстати, в голову стрелять, чаще всего, бесполезно – чтобы убить человека требуется в среднем три выстрела в голову. Каски у них одеты, товарищи.
Хотя в целом, многие эпизоды можно пройти, вообще не стреляя. Да, в «Метро 2033» есть стэлс, причём вполне полноценный. Метательные ножи, ночное видение, на крайний случай – пневматическая винтовка и пистолет с глушителем – всё на месте.
Польза прогресса
Использование самых последних технологий позволило разработчикам добиться поразительных результатов в картинке, в результате чего выглядит «Метро 2033» ничуть не хуже, чем играется. Превосходные тени, детализация объектов, пост-эффекты, висящие в воздухе частицы, дым… При всей ограниченности выразительных средств (туннели они и есть туннели), 4А Games умудрились сделать внешний облик игры невероятно запоминающимся и чётким.
Только не думайте, что при такой картинке можно ограничиться малой кровью. Двуядерный процессор, пара гигабайт оперативной памяти и видеокарта класса GeForce 8800GT – вот тот оптимум, что позволить насладиться большей частью красоты «Метро 2033» без обидных тормозов.
***
Metro 2033, без всякого преувеличения или лукавства, чуть ли не самый лучший шутер со времён Bioshock. Отработанный на все сто сеттинг, превосходная атмосфера, оригинальные и отлично работающие дизайнерские ходы, качественная картинка и отменный саундтрек от Алексея Омельчука (S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl) и Георгия Белоглазова (Sublustrum) – вот те составляющие, которые позволяют занести проект 4А Games в список самых заметных релизов последних месяцев.
Мы благодарим компанию "Акелла", Сергея Затинщикова и Константина Шувалова за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский
1333 Прочтений • [Рецензия игры Метро 2033 (Metro 2033)] [11.05.2012] [Комментариев: 0]