Вспомните оригинальный Mass Effect. То, что поначалу прикидывалось оперой космических масштабов, очень быстро скатывалось в перебежки по пустым и нудным коридорам, заезды по однотипным планетам и, как результат, многих с трудом заставляло дойти до конца. Проблески были, но, по большому счету, окромя сюжетной линии в ME делать было нечего. Даже не так: делать можно было многое, но совершенно не хотелось. То, что цепляло вначале, улетучивалось спустя несколько часов игры. Уж слишком неоднозначной вышла первая часть.
Тогда, в 2007-м (2008-м для РС-игроков) многим (не всем - большое количество людей твердило о гениальности) казалось, что игре не хватает чего-то совсем малого. «Малое» оказалось очень большим. Выходит Mass Effect 2.
A Rush of Blood to the Head
Что заметно сразу, ME2 очень сильно и, если можно, удачно использует свою собственную вселенную, что в оригинале было всего лишь дополнительной фишкой антуража. Раньше статьи из кодекса вроде как можно было читать, но никакой привязки к происходящему на экране это не имело. Теперь же каждый собеседник не упустит шанса упомянуть какое-то историческое событие или ввернуть аббревиатуру, описание каждого оружия пестрит терминами, а весь мир изначально подразумевает ваше знание мира Mass Effect. И потому читать кодекс действительно интересно и полезно. Да, обязанностью это не является, но в этом, по крайней мере, появился вполне четкий смысл.
Сюжетная линия стала немного более… изобретательной, что ли. Есть чертовски интригующее начало, бодрое, увлекательное повествование, множество отсылок к первой части, к миру, опять же. Уж простите, но подробности истории мы не тронем, ибо это с ходу испортит вам все удовольствие.
Крокодилью долю привлекательности этой истории играют персонажи, конкретно – сопартийцы. BioWare благоразумно отказались от скучных компаньонов из оригинала, оставив из них всего нескольких. На замену – новые, интересные, глубокие личности, каждая из которых с ходу обставит всех прежних. В наличии: набожный наемный убийца со смертельной болезнью; выращенная на экспериментальной станции девушка-супербиотик, с ног до головы обрисованная татуировками; отрешенная борец за справедливость с огромными… кхм, простите; один из создателей вируса, уничтожившего почти целую расу, и многие другие. Что вы помните о персонажах первого Mass Effect? Сейчас, спустя полтора года, мы можем вспомнить лишь то, что Аленко страдал от мигрени, а Тали как раз была на Паломничестве. Ну и ещё синюю Лиару Т’Сони с её глубокими научными познаниями. И все. Ребята из сиквела запомнятся надолго, уж точно.
Даже старые герои стали намного глубже. Симпатяга Гаррус Вакариан, к примеру, получил шрам в пол лица (когда Шепард это упомянул, турианец с легкостью парировал: «Ну, раньше ведь на меня все западали, а теперь и на твоей улице будет праздник!») и полностью поглощен мыслями о мести. О компаньонах действительно хочется узнать больше. Их истории – это совершенно иная, чуть ли не отдельная сюжетная линия, порой с легкостью способная обставить основную историю.
Интенсивная экстензия
Взгляните на вторую половину графы «Жанр». Посмотрели? А теперь забудьте. Чтобы получать от Mass Effect 2 удовольствие, лучше сразу отказаться от поисков здесь ролевой игры. Конечно, некоторые RPG-элементы сюда завезли, но на практике в игре намного больше экшена.
Механика боев проста как пень: бегаем, прячемся за укрытиями, высовываемся, стреляем, используем биотику (космический аналог магии, если кто забыл) и снова прячемся. Тактика появляется разве что на двух последних уровнях сложности, а до этого о напарниках можно вообще не беспокоиться. Благо, AI работает очень прилично.
То же самое касается развития. Глупо распределить очки умений не получится в принципе, да и в бою более важны быстрая реакция и меткая стрельба, а не тактические маневры. Из нововведений отметим разве что автономных дронов, на которых специализируется отдельный класс.
Соль в том, что у BioWare отлично получилось (правда, только на второй раз) сделать весь этот процесс увлекательным. Для этого нужно было всего-то отсечь лишнее. Если помните, в оригинале одной из самых глупых вещей было всепоглощающее «шмотничество» и, что за нелепость, сбор патронов. Сравнивать костюмы, отличающиеся всего парой характеристик да узором на пузе, было до звона в локтях изнурительно. Канадцы решили проблему с изяществом быка в китайском магазине: предметы и их покупку убрали как таковые, заменив улучшениями. Купив оное, игрок получает возможность, например, увеличить урон пистолета-пулемета, найдя другое – расширить боезапас, третье – улучшить броню корабля. При этом теряется сама возня с характеристиками, ибо хуже себе вы сделать просто не сможете. По-настоящему приобрести можно разве что чего-то спиртного да какого-то хомяка Шепарду в кабинет.
Но само оружие тоже осталось, правда, в сильно усеченном виде. Новое вооружение находится редко, поэтому каждая пушка – настоящий праздник. Все стволы в МЕ2 сильно отличаются друг от друга как уроном, так и отдачей. Результат – из свежеполученного оружия хочется немедленно, сию же минуту пальнуть и, увидев эффект, пальнуть еще раз. Даже звук выстрела уникален, отчего вы порой сможете определить, из чего стреляют по вам.
Решай не сам
Отыгрыш, свободу и многогранность выбора, нелинейность и другие столь высокие RPG-идеалы, о которых все кому не лень упоминают в пресс-релизах, BioWare заменили иллюзиями. Важные решения, действительно влияющие на историю, принимать не дадут. Все уже давно сделано за вас и разложено по полочкам, а задача состоит в очередности выбора этих самых полок. Зато маленьких, ничего не значащих вариантов выбора полным-полно. Как все работает в этом случае, лучше всего объяснять на примере.
Итак, разгар миссии. Цель – убийство главы (заметьте, судьбу этого персонажа решить нельзя) преступной группировки, терроризирующей целую звездную систему. После очередной перестрелки из-за двери доносится всхлипывание и боязливый шепот «Лишь бы они меня не нашли, лишь бы не нашли». Входим внутрь, и перед нами предстает молоденькая инопланетянка, твердящая, что, хоть и является членом банды, никого никогда не убивала и вообще жалеет, что вступила в группировку. Пока она говорит, на экране появляется красный мигающий значок. Нажмем нужную кнопку - Шепард пристрелит ее. Не нажмем – отпустит. В зависимости от решения, главный герой получит очки героя либо отступника. Эти очки открывают доступ к особым репликам в диалогах (абсолютно не изменившихся, кстати). То есть отыгрыш на самом деле ограничен двумя вариантами: «добрый Шепард» и «злой Шепард». Нейтралитет очень скучен, так что откинем его за ненадобностью. Вот такие никчемные, маленькие, ничтожные решения и составляют всю ролевую глубину Mass Effect 2. А девушка оказалась жестоким убийцей, ага.
Journey through Difference
Разработчики отлично поняли, что множество людей просто-напросто зевали в их стерильных и холодных декорациях первой части. Локации сиквела стали намного более проработанными и разнообразными. Дабы никто не скучал, место действия постоянно перемещается: то в яркую и зеленую человеческую колонию, то в недостроенный небоскреб, а то и вовсе спасение мира забрасывает Шепарда на планету с палящим солнцем, прожигающим щиты в считанные секунды.
Борьба с однообразием продолжается в случае противников, которые постоянно меняются, обретают новые способности, используют другое оружие и так далее. Даже их внешний вид в кои-то веки стал необычным. Второстепенные планеты, на которые раньше не было никакого смысла заглядывать, теперь очень выгодны для посещения, ибо содержат ресурсы для улучшений.
И вот так, постоянно меняя условия и декорации, подкидывая игроку все новые испытания, канадцы успешно разжигают и поддерживают интерес к своей игре, попутно избавляясь от стерильности оригинала.
Изменилась даже цветовая гамма. Вместо холодных голубых тонов теперь на экране преобладают теплые и приятные глазу желтые, красные и оранжевые. Такое ощущение, что МЕ2 перенесли на другую кинопленку, не иначе. Плюс, таким образом удалось скрыть мелкие недостатки фактически не изменившейся графики.
Единственное, что не претерпело изменений – это звук. И слава богу, надо сказать. Персонажи озвучены все так же восхитительно (а ведь еще есть отличная лицевая анимация), оружие бабахает не хуже аналогичного из шутерных блокбастеров.
***
Большущий шаг в сторону экшена, малюсенький – в стан ролевых игр. Mass Effect 2 кичится своими достоинствами, а недостатки прячет поглубже. Получается в целом удачно.
За предоставленную версию игры мы благодарим компанию ЕА Russia и лично Валентину Злобину.
Автор: Александр Макарович
1069 Прочтений • [Рецензия игры Mass Effect 2] [11.05.2012] [Комментариев: 0]