Анонсировать продолжение успешной игры буквально через несколько месяцев после её релиза сейчас принято многими разработчиками. Но вот делать его на том же движке, с минимумом (на первый, обывательский взгляд) нововведений, с абсолютной той же механикой и выпускать его через год после выхода оригинала рискуют немногие. Особенно если дело касается многопользовательского шутера, чья жизнь, при должном качестве, исчисляется явно не двенадцатью месяцами. Естественно, что данный трюк смог прокатить только у Valve с её Left 4 Dead 2 – сиквелом прошлогоднего зомби-хита.
Они выжили
Как мы уже знаем по первой части, Америку поразил неизвестный вирус, который превратил население в кровожадных тупых существ, больше похожих на зомби. От классических оживших мертвецов их отличает необычная подвижность, обострённая реакция и зачаточный интеллект, позволяющим им резво преодолевать любые препятствия в поисках пищи.
И, как уже известно, некоторая часть людей оказалась иммунной к заразе, и поэтому единственной их целью в этом жестоком мире стало выживание. В Left 4 Dead мы успели познакомиться с четырьмя «счастливчиками» – бравым дедулей Биллом, крутым «я-ненавижу-всё» байкером Фрэнсисом, спортивного вида студенткой Зой и темнокожим IT-менеджером Луисом. Узнать, чем же закончилась их история, мы сможем либо в новых дополнениях для L4D (если Valve выполнит обещание и выпустит таковые), либо в следующей части. А пока у нас есть возможность узнать поближе новый антизомбийный квартет.
Первым в списке идёт Ник – пижонистый и невероятно циничный тип лет сорока в дорогом, но безбожно испачканном в грязи белом костюме. Компанию ему составляет Рошель – миловидная стройная негритянка, преданная фанатка группы Depeche Mode и тележурналистка. Следом идёт упитанный афроамериканец по прозвищу Тренер, который, судя по замашкам и форме одежды, до нашествия зомби воспитывал какую-нибудь школьную команду по бейсболу, поклонник вымышленной группы «Полуночные Всадники» и вкусных обедов. Замыкает бравую четвёрку Эллис – простой парень-автомеханик двадцати лет от роду, словно вышедший из типичной комедии про американских подростков.
Скованные одной цепью
В отличие от первой части, где сюжет был принесён в жертву игровому процессу и был беспардонным образом вырезан (фактически, прямая связь осталась только между No Mercy и Crash Course), история Ника, Тренера, Эллиса и Рошель едина, хоть и по-прежнему разбита на кампании. Всего их пять, и каждая представляет собой образец художественного зомби-хоррора в лучших традициях Голливуда.
Так, первая кампания под названием «Мёртвый центр» повествует о том, как наши герои пробираются в заброшенный супермаркет, и в некоторых сценах прямо-таки копирует ремейк знаменитого ужастика Джорджа Ромеро «Рассвет мертвецов». Следующая кампания, «Мрачный Карнавал», где четвёрка направляется в парк аттракционов, вызывает стойкие ассоциации с недавним пародийным ужастиком Рубена Флейшера «Добро пожаловать в Зомбилэнд!». И так далее. Конечно, если сравнивать художественную ценность кампаний из второй части хотя бы с той же «Нет милосердию» из первой, то сравнение будет явно не в пользу новодела. Проблема даже не в том, что большая часть из них проходит в светлое время суток (тёмными можно назвать только Dark Carnival и Hard Rain, да и то с натяжкой), что ироничный лад оригинала как-то немного улетучился и превратился в театральный балаган, а в том, что практически полностью пропало ощущение лоска, выверенности. Как было в первой части? Каждая машина, каждый фонарный столб, каждая лестница находились на своём месте, заставляя первое время удивляться мастерству дизайнеров карт. Теперь же следить за окружением не очень хочется. Да и банально некогда.
Апокалипсис сегодня
Потому как даже на нормальном уровне сложности расслабиться Left 4 Dead 2 не даёт. Зомби могут прибежать с любой стороны, так что передвижение вчетвером ближе друг к другу становится осознанной необходимостью. Кроме классических «крещендо», когда героям нужно дёрнуть какую-нибудь кнопку и сесть в уголке, отбиваясь от полчищ инфицированных, ожидая прибытия лифта или открытия какого-либо прохода, встречаются и обратные ситуации. Например, в том же Dead Center в одном из эпизодов нужно разбить изнутри витрину магазина и выключить сигнализацию на другом этаже, которая будет постоянно привлекать зомби оглушительным звоном. В таких ситуациях игроки сталкиваются с огромными трудностями: с одной стороны, нужно бежать вперёд, с другой – следить, чтобы никто не отстал (отставший в ситуации с постоянно прибывающими зомби практически сразу приравнивается к погибшему), и при этом ещё успевать отбиваться от наседающей кровожадной толпы.
Более того – финальные карты (за исключением двух кампаний из пяти) больше не представляют собой в меру трудное и предсказуемое мероприятие по накатанной схеме с периодическими волнами зомби и парой мини-боссов, Танков. Например, в пятой кампании, «Исход», четвёрке предстоит пробежаться по мосту, который бомбят военные. Замешкались или застряли где-нибудь? Значит, не видать вам и вашим товарищам Happy End’а как Нику нового костюма.
Но и это ещё не всё. В каждой из кампаний встречаются особые инфицированные, которые несут дополнительную опасность. Например, зомби в костюмах химзащиты выдерживают огонь, а зомби-полицейские в броне – заряд дроби в упор. Случаются и курьёзы – тройка «обычных необычных» инфицированных при поддержке небольшой команды с лёгкостью могут положить всю бравую четвёрку.
Но самым страшным врагом Выживших, как и раньше, являются мини-боссы. К старичкам (ловкому Охотнику, длинноязыкому Курильщику, булькающему Толстяку, истеричной Ведьме и качку Танку) присоединились не менее опасные новички. Самый безобидный из них, несмотря на устрашающую внешность – это Громила. Он представляет собой переходную мутацию от обычного Инфицированного к Танку. Громила на бегу набрасывается на стайку Выживших, хватает первого попавшегося и убегает до ближайшей стены, где начинает старательно выколачивать из незадачливого человечка дух. Убить Громилу достаточно легко – бежит он медленно и неуклюже, часто промахивается, да и здоровьем исполинским не отличается. Куда опаснее его Плевальщица, которую игроки ласково прозвали «Плевко». Эта неаппетитного вида девушка метает на приличное расстояние сгусток слизи, который наносит достаточно большой урон и при удачном плевке может на несколько секунд закрыть целый проход. Особенно удачно действует Плевальщица в тандеме с Курильщиком.
Но самый жуткий зомби – это Жокей. Обладая маленьким ростом и прыгучестью, которая почти не уступает способностям Охотника, он набрасывается сзади на свою жертву и уводит её туда, куда заблагорассудится. Как один из самых распространённых вариантов – в слизь Плевальщицы или на край обрыва. Особенно ужасен Жокей на экспертном уровне сложности, со включённым режимом реализма (так же новинка Left 4 Dead 2), когда у героев исчезает подсветка, которую обычно видно даже через стены.
Беру самодельную бомбу!
Правда, и у Выживших есть чем ответить ордам зомби под предводительством Ведьмы и её компании. Важнейшим из нововведений является рукопашное оружие, которое нередко оказывается гораздо эффективнее самого лучшего ствола.
Действительно, сколько можно положить зомби, скажем, с одной обоймы дробовика? От силы восемь или десять. А одним только удачным взмахом катаны или топора можно запросто обезглавить сразу четверых инфицированных. А уж если кто-то из героев находит бензопилу, то самому Танку впору совершать ритуальное самосожжение на первой попавшейся канистре.
При этом огнестрел вовсе не обделён вниманием. К каждому из типов оружия из первой части (пистолет, узи, автомат, снайперская винтовка, дробовик) было найдено несколько альтернативных вариаций. Особо повезло дробовикам – их в Left 4 Dead 2 целых четыре штуки. Отдельно стоит отметить армейскую снайперскую винтовку с 30 патронами против 15 в обычной, охотничьей, а так же более мощную и менее скорострельную альтернативу М16 – знаменитый АК-47, а так же гранатомёт, занимающий первое место в списке самого опасного оружия зомби геноцида. К каждому из оружий может быть применены три вида бонусов: лазерные прицелы, зажигательные и разрывные патроны. Коробки с ними берутся в тот же слот, что и аптечки, и в разложенном состоянии могут быть один раз использованы по назначению: огненные патроны, соответственно, поджигают зомби, а разрывные – наносят огромный урон и оглушают особых заражённых вроде Танка.
Наконец, у Выживших появились две довольно жульнические вещи: дефибриллятор и укол адреналина. Первый позволяет одноразово поднять погибшего с половинным здоровьем, а второй добавляет к нему полтора десятков пунктов и помимо этого ускоряет многие процессы, в том числе лечение, поднимание упавших противников и перезарядку. А ещё, путешествуя по уровням, можно встретить баночки с блевотиной Толстяка, меткий бросок которой приведёт зомби в замешательство и заставит бить то место, куда она попала. Даже если это будет здоровяк Танк.
Left versus Zombies
Из других новшеств обязательно стоит сказать про новый мультиплеерный игровой режим под названием «Сбор». Основа его такая же, как и в «Сражении» - есть команда Выживших и команда Заражённых, которая тем мешает. Только в отличие от полноценного Versus’а, где поочерёдно меняющиеся ролями игроки проходили кампанию, в «Сборе» действие гораздо более камерное – Выжившим необходимо собрать шестнадцать разбросанных по карте канистр и заправить установку, а Заражённым, соответственно, помешать этому.
***
Несмотря на то, что Left 4 Dead во второй части потерял добрую половину атмосферу и в самой сути практически не изменился, к нему не стыдно приписать цифру «2». Потому что расчленёнка стала в два раза красивее и приблизилась к понятию «полная анатомическая», потому что арсенал пополнился десятком новых образцов и рукопашным оружием, потому что AI Director получил приставку 2.0 и научился изменять не только количество аптечек, патронов, оружия и зомби, но и планировку некоторых уровней и даже погоду. Наконец, потому что особых Заражённых тут стало практически в два раза больше.
Да, можно полагать, что нам продали одну и ту же игру второй раз. Но почему-то это не очень обидно – ведь, как сказал бы Эллис: «Валить зомбаков – это круто!».
P.S. Локализацию Left 4 Dead 2 можно охарактеризовать как компетентную. Знакомые по первой части голоса вложены в уста новых героев и кажутся уже практически родными, текст переведён качественно, но, что особенно приятно – игра вышла в один день с мировым релизом. Поэтому мелкие ошибки (в первую очередь в падежах и родах существительных – традиционная особенность перевода с английского на русский) воспринимаются вполне спокойно.
Мы благодарим компанию "Акелла" и лично Сергея Затинщикова за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский
578 Прочтений • [Рецензия игры Left 4 Dead 2] [11.05.2012] [Комментариев: 0]