Рецензия игры Painkiller: Воскрешение (Painkiller: Resurrection)
В 2001 году хорватская компания Croteam выпустила игру Serious Sam, жанр которой многие называли не иначе как «бездумное мочилово». Действительно, кого интересовал сочиненный «для галочки» сюжет, когда можно было взять ракетницу, выскочить в толпу врагов и стрелять, стрелять, стрелять... На экране творилось самое настоящее мясо, а игроки были довольны, что после трудового дня можно прийти и расслабиться, разорвав кого-нибудь на куски удачным броском гранаты. Узнав об успехе хорватов, многие пытались создать подобные «Сэму» игры-клоны, и на прилавках появились Will Rock, Nitro Family, Deadhunt, но, пожалуй, единственной удачной игрой, не уступавшей по динамике, стала Painkiller. Если другие пытались копировать даже яркие краски и зеленый цвет травы из «Сэма», то поляки из People Can Fly, не долго думая, забросили главного героя в Ад, где под заводную рок-музыку требовалось мочить всякую нежить. Игра сразу стала хитом, и чуть позже свет увидели два аддона: практически идентичный оригиналу Battle out of Hell и не совсем удачный Overdose, который изначально был лишь фанатским модом (кстати, его создатель, компания Mindware Studios, ответственна за недавний недоэкшен Dreamkiller). И не так давно на прилавках появился Resurrection - сиквел, как его называют разработчики. Однако назвать его так можно разве что с очень большой натяжкой.
Дежа вю
Оригинальный Painkiller, как мы все прекрасно помним, не мог похвастаться достойным Голливуда сюжетом. Дэниел Гарнер, счастливый муж, вез свою жену в ресторан по случаю дня ее рождения. Но пасмурная погода испортила весь праздник - машина врезалась в грузовик, и Дэниел попал в Чистилище (то есть на границу с Раем и Адом). И, чтобы попасть в Рай к жене, необходимо было уничтожить четырех приспешников Люцифера, да и его самого тоже. История сиквела - совсем о другом человеке, Уильяме Шермане, агенте ЦРУ, который хотел подорвать троицу наркодилеров, заложил взрывчатку, но, в самый неподходящий момент, из-за угла показался полный людей автобус. Уильям выбежал на дорогу, преградил путь автобусу, но, в итоге, и себя погубил, и оба транспортных средства с людьми в них. Абсурд, да и только, но ладно. Дилетанты из Homegrown не смогли даже нормальные ролики сделать – сюжет подается игроку в виде комиксов, очень напоминающих об игре Max Payne.
На самом деле, перед нами все тот же Painkiller, что и пять лет назад. Графический движок так и не изменился, разве что добавили пару эффектов вроде размытого изображения при взрывах да динамического освещения. А все остальное оставили нетронутым: модельки врагов взяли из оригинала, то же касается и оружия. Из новых противников (коих здесь не так много) можно выделить разве что коричневых бугаев, напоминающих маленьких зеленых качков из "Серьезного Сэма". Здесь же будет их "увеличенная версия", обладающая большой силой удара, но отвратительным искусственным интеллектом. Принцип их убийства прост: берем знакомый с первой части пэйнкиллер, выстреливаем в противоположную стену и ждем, пока гигант корчится от боли, причиняемой лазерным лучом. На этом причуды ИИ не заканчиваются. Любое препятствие, будь то скамья или колонна, вводят противников в ступор: они могут упереться в стену и пытаться добежать до Уильяма, пока тот расстреливает их из коломета. Причем молчать наш герой не любит и постоянно приговаривает что-то в духе «умрите все!» или «это безумие!». Если честно, под конец начинает раздражать.
И скучно, и грустно…
Но AI - не главный недостаток нового «Пэйнкиллера». Можно было бы закрыть на это глаза, если бы здесь был драйв и то самое «мясо». Но дизайнеры уровней испортили всю игру, нарисовав огромные локации. Большую часть игры будет совершенно непонятно куда идти - можно битый час блуждать по пустой площадке, заваленной для вида досками, чтобы потом наткнуться на нужное место, которое вполне может оказаться узенькой незаметной трещиной в скале. Уже во второй локации требуется уничтожить 600 (!) противников. Причем враги совершенно не стесняются появляться из воздуха, и все это, вкупе с устаревшим движком и множеством багов наводит лишь тоску и уныние. На первом же уровне игрока заставляют бегать в кромешной темноте по туннелям, в которых не видно даже противников, под музыку, которая, мягко говоря, не совсем подходит для отстрела врагов. И чем ближе к концу игры, тем скучнее становятся уровни. В глаза бросается и то, что делалась игра в страшной спешке (оно и понятно, издатель JoWooD так торопил разработчиков, что те не успели доделать шесть или семь карт). Все эти гигантские карты пустынны и безжизненны, и даже засохшие деревья и руины не спасают Resurrection от забвения. Homegrown обещали, что «времени на отдых не будет», однако именно этим чаще всего и придется заниматься. Также непонятно, о каком «разрушаемом окружении» нам говорили разработчики. Если о деревянных бочках и вазах с золотыми монетами, то все это мы уже видели в оригинале, а разрушить что-нибудь еще нам не дадут. А, еще здесь довольно часто пропадают текстуры, но для фанатской поделки это почти нормально.
Движок Havok 2.0 был хорош лет пять назад, а в 2009 году он выглядит просто смешно. Удачный выстрел из коломета может заставить чей-нибудь труп судорожно биться в конвульсиях (та самая «физика тряпичной куклы») до тех пор, пока от него не останется зеленая душонка. Кстати, режим демона никто не отменял, однако в оригинале он был как-то веселее. И, конечно, здесь появились несколько новых карт Таро, а вот условия их выполнения остались прежними: убей всех, убей всех из коломета, собери все души и т.д.
Зато здесь поменялся экран загрузки. Нет, шкала и перевернутая звезда остались, а вот внизу появилась надпись «Homegrown: fan_made_product». Будем надеяться, что на этом коммерческие «фанатские моды» закончатся, все-таки надо понимать, что переплюнуть старичка «Пэйнкиллера» очень и очень сложно. Кстати, разработчики подготовили небольшой сюрприз: те, кто пройдут Resurrection на максимальном уровне сложности, увидят альтернативную концовку.
***
Painkiller: Resurrection – еще одна неудачная попытка нажиться на знаменитом бренде. Пока авторы первой части, People Can Fly, ваяют неизвестную игру для Electronic Arts, игрокам скармливают фанатские моды, которые, благодаря издателю, стали коммерческими продуктами. Будем надеяться, что «Воскрешение» - последняя попытка спихнуть с пьедестала почета хит всех времен и народов.
P.S. Ни в коем случае не запускайте мультиплеер, многочисленные вылеты уже через десять минут вынудят поставить оригинал, который все еще пользуется популярностью.