Так уж повелось, что выход почти каждой новой игры заставляет среднестатистического
обладателя PC задуматься о прокачке своего железного друга. Еще полгода назад
вы были счастливым обладателем навороченной системы и смотрели на своих менее
удачливых товарищей свысока. Но, вот совсем скоро появляется игра, которая решительно
отказывается нормально функционировать на вашей машине на максимальных настройках.
Главный же герой сегодняшнего обзора, именующийся Machinarium,
даже и не думает требовать от вас наличия многоядерного процессора и монстрообразной
графической системы. Кудесники из студии Amanita Design сделали
все, чтобы их шедевром смогли бы насладиться даже обладатели довольно архаичных
компьютеров. Судите сами, игра просит Pentium IV 1,8 ГГц (!) и 500 МВ на жестком
диске. Когда в последний раз вам доводилось видеть подобные цифры? Возможно,
некоторые из вас подумали, что Machinarium
– любительская поделка, не заслуживающая никакого внимания. Однако это совершенно
нет так. Описываемая сегодня игра относится к жанру Quest/Adventure. Да-да,
тому самому игровому направлению, которое хоронят уже, как лет 10, а оно все
живет и не отходит в мир иной, продолжая радовать своих поклонников. Что ж,
для всех таких людей в частности, да и для всех любителей виртуальных развлечений
в целом, смею заверить – Machinarium,
пожалуй, лучший образчик жанра, вышедший в 2009 году. Но, обо всем по порядку.
Планета Железяка
Скажите, какие у вас возникают первые ассоциации со словосочетанием "цивилизация
роботов"? Полагаю, у многих в сознании всплывают картины, схожие с сюжетной
завязкой общеизвестного фильма Терминатор. Неблагодарные разумные кофеварки
бессовестно напали на своих создателей, а те, в свою очередь, стараются их образумить,
путем вышибания кремневых мозгов на асфальт. В мире же Machinarium
людей нет вовсе, да и все населяющие его механические создания (ну, почти все)
очень милы и настроены крайне дружелюбно. Дабы понять, что из себя представляет
эта игровая вселенная достаточно вспомнить известную фразу из небезызвестного
советского мультфильма: "Планета Железяка - воды нет, растительности нет.
Населена роботами...". Действительно, за все время прохождения игры вы
не увидите ни одного одухотворенного создания. Механическая кошка гоняется за
робо-мышью, стальная птица удобно устроилась на проводах, а подружка главного
героя игры полностью состоит из металла. Несмотря на то, что в ходе самой игры
не объясняется, каким образом мог образоваться подобный мир, главный создатель
Machinarium
Якуб Дворски в одном из своих интервью приоткрыл эту тайну. Как обычно тут не
обошлось без homo sapiens, которые уже полностью захламили родную Землю и теперь
решили свозить свой металлический лом на необитаемую планету (сюжет WALL-E
не напоминает?). Сначала из всего этого хлама образовались всего несколько простых
роботов, но со временем им стало скучно, и они начали создавать себе компанию.
Что же касается сюжетной линии самой игры, то она незатейлива и не заставляет
игрока вдаваться в сложные перипетии. Главному действующему персонажу по имени
Йозеф, здорово смахивающему на складной стакан из набора туриста, предстоит
разрушить планы роботов-террористов (оказывается, дело Аль-Кайды живет и процветает)
и спасти городскую ратушу от взрыва.
Элементарно, Ватсон!
Для решения этой благородной миссии вам вместе с Йозефом придется не раз пошевелить
мозгами, разгадывая ряд пазлов и головоломок. Однако несомненным плюсом Machinarium
является то обстоятельство, что, несмотря на, казалось бы, классический для
подобных игр геймплей, заключающийся в нудной "охоте на пиксели",
вам не нужно будет с лупой у монитора исследовать каждый миллиметр пространства.
Почти всегда нужные элементы выделяются на общем фоне более светлой окраской
или своим очевидным внешним видом. Да и сами задания вполне логичны и для своего
решения не требуют применения научного метода "Тык". В этой игре вам
не нужно будет собирать 38 фантиков, чтобы подсунуть их под переднюю правую
ножку табурета, дабы потом залезть на него и вкрутить лампочку. Ваш герой развалился
на запчасти? Для того чтобы его собрать вас не вынудят искать по всему уровню
бессчетное количество крепежа. Йозефа не пускают через шлагбаум? Подумайте совсем
немного, и вы поймете, каким образом вам нужно будет замаскироваться, дабы вас
признали за своего. Да и все мини-игры вполне узнаваемы и не требуют перебора
огромного числа вариантов. Это и вариации на тему крестиков-ноликов и пятнашек.
И знакомая почти всем любителям квестов задача из серии "угадай мелодию".
Что там говорить, даже в доисторический арканоид доведется сыграть! В принципе,
до каждого решения здесь вполне можно додуматься самостоятельно, если проявить
самую малость усидчивости и смекалки. Несмотря на это, разработчики сделали
все, чтобы не дать игроку где-нибудь надолго зависнуть. В Machinarium
существует двухуровневая система подсказок, призванная вытащить вас из ступора.
Первая ступень представляет собой небольшую картинку, поясняющую вам как решить
основную задачу на локации. Вторая же возможность значительно более информативная,
но ей не так-то просто воспользоваться. Для ее получения вам будет необходимо
пройти довольно надоедливую мини-аркаду, цель которой провести ключ к замку
через лабиринт, изничтожая по пути пауков. Когда вы совладаете с этой, в общем-то,
нетрудной задачей, то станете счастливым обладателем книжки, в которой в виде
комикса описаны решения всех загадок на локации. Правда, есть одно "но".
Дело в том, что подобный инструктаж подразумевает наличие у вашего героя всех
необходимых предметов в инвентаре. Понятное дело, сразу их у вас на руках не
будет, так что пройти игру исключительно за счет встроенных подсказок не получиться.
Не обошелся Machinarium
и без оригинальных геймплейных идей. По ходу игры не раз случается так, что
наш арматуроподобный герой не может втиснуться в какой-нибудь лаз или наоборот
слишком короток для какого-то препятствия. На этот случай разработчики наделили
его очень полезной способностью изменять свои габариты. Йозеф может, как сплющиваться
до размеров раздавленной пивной банки, так и удлиняться подобно телескопической
трубе. В игровом процессе эти возможности обыграны очень органично и прекрасно
вписываются в общую картину происходящего.
Современная классика
Но основным и бесспорным достоинством обозреваемой игры, безусловно, является
великолепное визуальное исполнение всего происходящего на экране и прекрасный
юмор. Достаточно только сказать, что Machinarium
получила награду за дизайн на Независимом Игровом Фестивале (IGF) – мероприятии
весьма авторитетном в игровой индустрии. От созерцания всех локаций получаешь
настоящие эстетическое удовольствие, ведь они прорисованы вручную, а не созданы
в погоне за шейдерами последней версии. Да и мысли героев представлены очень
необычным образом. Они не общаются между собой в привычном смысле этого слова,
а обмениваются мыслями при помощи всплывающих над их головами "пузырей".
То Йозеф, завидев своего давнего обидчика, вспоминает, как тот в детстве раздавил
его песочный куличик, то на него накатывают позитивные эмоции и он думает, как
он веселился со своей подружкой. К слову, управлять по ходу игры вы будете не
только Йозефом, но и его дамой сердца, комбинируя действия друг с другом. Согласен,
прием отнюдь не новый, тем не менее, подобное ход еще сильнее разнообразит и
без того оригинальную игру. Дополняет же всю эту идиллию великолепно подобранный
саундтрек, который только усиливает общую атмосферу.
Must have!
Собственно, в заголовке этого абзаца вынесен весь смысл сегодняшнего обзора.
Пока монстрообразные игровые проекты стараются перещеголять себя крутизной спецэффектов
и современных технологий, вбухивая в это десятки миллионы долларов, скромная
Amanita Design утерла им нос. Ведь те 7 (!) человек, работавших
над Machinarium в очередной раз доказали всем – при творческом подходе и добросовестной
реализации можно создать великолепный проект не имея в своем кармане тугих пачек
денег. Тем более отрадно, что насладиться этим шедевром смогут практически все
пользователи PC, ведь им не придется бежать в магазин за мега-видеокартой или
дополнительной планкой ОП.
Автор: Александр Соколов
913 Прочтений • [Рецензия игры Машинариум (Machinarium)] [11.05.2012] [Комментариев: 0]