Рецензия игры Ост-Индская компания (East India Company)
Шведская компания Paradox Interactive известна всему миру не только как автор великолепных глобальных стратегий (Europa Universalis III, Hearts of Iron 3 и другие), но и как крупный издатель, который дал дорогу на полки магазинов таким играм как трилогия Penumbra и Mount & Blade.
И вот, совсем недавно, шведы представили на суд публики их совместный проект со студией Nitro Games под названием «Ост-Индская компания». Каким получился результат подобного дуэта – ниже по тексту.
На Восток!
Как можно понять из названия, игра полностью посвящена деятельности Ост-Индской компании, которая в период с XVII по XIX веке в ряде европейских держав обладала монопольным правом на торговлю с Азией и Африкой. Нам предстоит возглавить одно из восьми существовавших на то время самостоятельных отделений и создать величайшую торговую империю Европы.
Стартовые условия у всех стран абсолютно одинаковые: некоторая сумма денег в казне, центральный порт и свободная территория, простирающаяся от Северного моря до полуострова Индостан. Конечная цель: получить контроль над важнейшими колониальными товарами (ВКТ) иили побороть все конкурирующие компании.
За чаем и фарфором
Краегоульный камень и центральное место в East India Company, занимает, естественно, торговля. Загружаем корабли металлическом ломом, тканями и отправляем в Африку (за алмазами, золотом и шкурами, которые, почему-то меряются тоннами), в Аравию (за кофе) или, что дольше, но выгоднее – в Индию. Там продаём всю требуху, что привезли с собой, нагружаемся заморскими редкостями по самую ватерлинию и волочим обратно на родину. Экономическая система проста, если не примитивна: если массово «вбросить» на рынок у себя огромное количество, скажем, пряностей, то цена на них резко упадёт и последующая партия может себя не окупить.
Самая удобная и простая тактика при таком раскладе – направлять флоты в разные уголки света и везти всякую всячину, не зацикливаясь на каком-то одном товаре. В любом случае, государство будет и так периодически подкидывать вам нечто вроде пятилетних планов – продать 500 тонн специй, 400 тонн чая, потопить два пиратских корабля, заключить союз с такой державой и так далее. Если в конце отведённого срока наличествует провал более, чем по одному из пунктов – Ост-Индскую компанию прикрывают.
Строить дома, суда и отношения
Другим важнейшим пунктом в «Ост-Индской компании» является дипломатия. Как и в любой качественной глобальной стратегии, добрым словом и мешочком золота тут можно добиться если не всего, то очень многого: мира между державами, союза или торгового партнёрства. При особом упорстве можно даже купить у другой компании один из завоёванных ею портов. Дело в том, что в дружественном порту на другом краю Земли (читай – в колонии) вести экономические дела гораздо выгоднее, чем в нейтральном.
Во-первых, потому что в нём можно беспрепятственно строить склады и фактории, в которых хранятся и продаются, соответственно, товары. Чем выше уровень склада – тем больше товаров «про запас» туда можно запихать, а чем лучше фактория – тем большую скидку дают компании. Во-вторых, в своём порту можно построить верфь и пополнять свои флотилии, не отходя от кассы. Ну и, наконец, в-третьих, проходящие мимо транспортные суда вашей компании буду беспрепятственно пополнять здесь запасы еды и провизии, увеличивая скорость и радиус перемещения по глобальной карте. Ведь самая страшная напасть в «Ост-Индской Компании» даже не неосторожная политика или недальновидные сделки, а… конкуренция и изоляция.
На первых этапах игры семь противостоящих нам компаний будут казаться чем-то вроде назойливых мух: вроде бы вреда не приносят, но настроение портят. Потому что скупают партию товара за неделю до того как в порт входят ваши корабли, заключают между собой хитрые союзы, захватывают города с ценными ресурсами и, самое опасное – в один злосчастный день решаются атаковать ваш флот.
Тут уж как повезёт. Если у вас в группе есть пара военных галеонов с сотней пушек на борту, то это хорошо. Если несколько шебек – то не очень. А уж если в группе одни мирные шхуны, то пиши пропало – готовьтесь петь песню «Нам бы, нам бы, нам бы всем на дно…». В любом случае, можно не полагаться на глупый компьютер и самолично попытаться отправить врагов к морскому дьяволу. Сделать это можно аж в двух режимах: аркадном и стратегическом.
Первый весьма оригинален, забавен, хоть и бесполезен. Мы просто берём под командование один из кораблей (рулить WASD’ом) и как в каком-нибудь Battlestations: Pacific топим вражеские посудины.
В стратегическом же режиме предлагается управляться целым флотом, как в любой другой RTS. Тогда East India Company превращается в бюджетный (из-за размахов и картинки) аналог Empire: Total War с его морскими баталиями.
За победу в битве адмирал флота получает очки опыта, на которые он получает новые уровни. На каждом новом левел-апе разрешается взять одно дополнительное умение. Условно их можно разделить на две группы: мирные, вроде увеличения скорости для флота на глобальной карте (обычно они перманентные, то есть действуют всегда) и боевые, к примеру, точный выстрел (используются в сражениях, действуют некоторое время и обычно имеют «время остывания» а-ля умения из Sacred 2).
Оно не работает!
Так почему же итоговый рейтинг даже не дотянул до семёрки? Всё просто. «Ост-Индская компания» слишком рутинна и поверхностна. Тут нет глубочайшей дипломатии как в Europa Universalis III. Тут нет полноценного развития, десятков технологий и продвинутой экономики Hearts of Iron III. Тут нет полномасштабных красивых боёв с участием двух десятков кораблей, как в Empire: Total War. В результате, играя три, четыре, пять часов начинаешь понимать, что ничего нового ты не открываешь. Просто суёшь туда-сюда кораблики с товарами, улучшаешь постройки в портах, строгаешь новые суда да понемногу воюешь. Особенно противен тот факт, что все стороны абсолютно идентичны (вспомним, насколько отличаются дренжины от Земного Альянса в том же Galactic Civilizations 2 и понуро вздохнём), так что параметр «реиграбельность», являющийся в глобальных стратегиях чуть ли не ключевым, наряду с игровым процессом, катится под откос. Возможно, что в патчах, аддонах и сиквелах ситуация поправиться. Сейчас же East India Company может прийтись по вкусу лишь фанатам жанра. И то если они удосужатся оторваться от «Дня Победы III».
***
"Ост-Индская компания" - это хорошая глобальная экономическая стратегия. Но в ней не хватает слишком многого: разнообразия, глубины, бюджета, прилежности и лоска. Играть и получать удовольствие можно, но в очень умеренных количествах.
Автор: Данил Ряснянский
856 Прочтений • [Рецензия игры Ост-Индская компания (East India Company)] [11.05.2012] [Комментариев: 0]