Рецензия игры Архивы НКВД: Охота на фюрера. Операция "Валькирия"
Жанр квестов априори считается уделом немногих избранных. Слишком уж велик разрыв в технологиях, не те бюджеты, да и качественный состав игроков существенно поменялся за последние годы – на смену тем, кто рос под забойный саундтрек Full Throttle за авторством рок группы Gone Jackals, пришли те, что с младых ногтей часами рубали в Counter-Strike, GTA: vice city и которые из квестов, дай бог, прошли Sam&Max: Situation Comedy.
Но если западные квесты ещё худо-бедно находят своего покупателя, то с отечественными обстоит просто беда – и всё по причине дурной славы наших разработок, которые уже нарицательно стали называться «русские квесты». А ведь, поддавшись этому дурацкому стереотипу, можно случайно пропустить весьма достойные вещи. К числу оных относится «Архивы НКВД: Охота на фюрера – Операция «Валькирия».
Не думай о рекламе свысока…
Для начала сразу развенчаем один предрассудок по поводу игры. «Операция «Валькирия» никоим образом не имеет отношения к одноимённому фильму, в котором загримированный под Клауса фон Штауффенберга актёр Том Круз пытается убить Гитлера. Несмотря на то, что какие-то весьма тонкие и порой неуловимые связи всё же есть – эта игра немножко не про то. Спешная приписка (даже руководство пользователя не успели подправить) к готовому названию «Архивы НКВД: Охота на фюрера» приставки «Операция «Валькирия» и напяливание герою на обложке чёрной повязки на глаз – всего лишь довольно умелый PR-ход. Более того, в самый последний момент игру явственно распилили на две части – «Операция «Бункер», говорят, уже в разработке.
В той части, что осталась после дерзкого распила, повествуется о том, как немецкий офицер гестапо Герхард Майер выходит на след заговорщиков, грозящихся убить Гитлера. События, как можно догадаться, разворачиваются в мае 1944 года. В этом простом, казалось бы, деле есть одна тонкая деталь - Майер хочет, с одной стороны, установить связь с мятежниками и с другой – помешать это сделать своим соратникам по 4-ому департаменту РСХА (от нем. Reichssicherheitshauptamt - Главное управление имперской безопасности). Причина столь странного поведения в том, что Герхард Майер является советским разведчиком Михаилом Ивановым, который был внедрён в гестапо ещё до войны. Внедрён, надо сказать, он был весьма успешно, поскольку Иванов-Майер умудрился дослужиться до звания штандартенфюрера, что соответствует армейскому чину полковника.
Завязка, прямо скажем, выглядит весьма многообещающей и уже вовсю наяривает на рояле темы из телесериала «Семнадцать мгновений весны». Первая половина игры практически полностью оправдывает выданный кредит доверия: сценаристы умело накручивают интригу, пару раз делают лихие па с историей, дают сжатой пружине истории резко выстрелить вернувшимся с того света агентом Клаусом, который чуть не подвёл под разоблачение Майера и тут… бац! - Действие игры проматывается на полгода вперёд, в декабрь 1944 года, где герра штандартенфюрера назначают комендантом охраны гитлеровского замка «Адлерхорст». Как именно советский резидент избежал провала и каким трудом он выбил себе место рядом с самим фюрером мы узнаем, в лучшем случае, в сиквеле.
Вторая же половина после такого сюжетного удара сюрпризов не преподносит. Исход – известен, интриги – мало, да и колоритных героев – кот наплакал.
Как, впрочем и во всей игре. Не хватает интересных диалогов, интересных личностей, подобных тем, чтобы были в шедевральном телесериале Лиозновой. Даже такие персонажи, которых можно было отменно раскрыть (ах, вы помните Мюллера в исполнении Леонида Броневого?), получились слегка… гм… плоские.
Наступит время – сам поймёшь… наверное…
Игровой процесс, так же делится на две части сюжетной пропастью. В основе он, конечно, не меняется – «Архивы НКВД: Охота на фюрера» являет собой классическую до мозга костей point’ n click адвенчуру с вкраплением мини-игр и суровым пиксельхантингом. Персонаж общается с NPC, собирает по локациям предметы, иногда – применяет на окружении, реже – комбинирует друг с другом.
Так вот, в первой половине с этим проблем нет. Ну, или почти нет. Всё очень исторично, логично и органично. Вплетенные мини-игры весьма хороши: почти в самом дебюте нам необходимо и шифровку, простите за каламбур, расшифровать, и телефон починить, и даже фотографии проявить. Радует и вариативность – например ключи от конспиративной квартиры можно достать по-доброму, то есть купить старушке пару билетов в кабаре и договориться об обмене, а можно просто прийти в форме СС и размахивая удостоверением, вытребовать силой. Правда, билеты всё равно отдать придётся, потому как иначе бабуля не расскажет, где находится торговец газетами – связной заговорщиков.
Но во второй части игры всё меняется. Былая свобода скукоживается, логика, которая до этого была хоть и переусложнённой, но всё-таки здоровой, попросту уходит в лес, а геймплей – по дрова. Потому что одно дело – это догадаться поставить на фотоаппарате жёлтый фильтр, чтобы не было видно идущего из окна снизу пара, закрывающего обзор, а другое, простите, заставлять штандартенфюрера СС при полном параде по карнизу ползти к Гиммлеру. Или, того хуже, тырить ножик на банкете прямо на глазах у многочисленной публики. Или играть с офицером в покер на… ключ от бойлерной. И, наконец, бриллиант коллекции – просить у постового около замка вязанку динамита. Видать фюрер всерьёз увлекался подлёдной рыбалкой, не иначе.
Я прошу, хоть ненадолго, боль моя, ты покинь меня
Как это нелепо повторять в очередной раз, но с графикой обстоят дела точно так же, как с сюжетом и геймплеем. Ибо тоже весьма двойственно. Шикарные, проработанные до миллиметра локации сожительствуют со страшными, вышедшими из среднего шутера пятилетней давности моделями, а великолепный визуальный стиль аж в трёх вариантах (цветной, чёрно-белый и сепия – цвет пожелтевших старых фотографий) соседствует с жутковатой анимацией.
Особенно не повезло главному герою. Мало того, что многие его действия вообще не анимированы (садится и выходит из автомобиля Майер исключительно методом телепортации), другие сделаны коряво и урывчато, так ещё и сам герр штандартенфюрер ходит как киборг из стародавнего квеста Bioforge образца 1995 года. Благо для быстрого перемещения с локации на локацию можно два раза кликнуть левой кнопкой мыши или воспользоваться удобной картой – в противном случае зрелище перемещения больного артритом сильно бы попортило рейтинг в графе «Графика».
***
Как и ко многим отечественным разработкам, к «Архивам НКВД: Охота на Фюрера – Операция «Валькирия» можно предъявить ещё целый ряд весомых претензий. Музыку к игре писал явно не Микаэл Таривердиев, загрузки уровней продолжительны, интерфейс, хоть и удобен, но страдает парой недостатков - отсутствует, например, кнопка подсветки активных предметов, что порой превращает игру в занимательную охоту на пиксели, а диалоги озвучены очень шаблонно, как будто это средней руки локализация. Но, чёрт возьми, это всё малозначимо.
Потому что другого квеста с таким вниманием к мелким деталям, истории, подходом к передаче атмосферы шпионской драмы и тем самым духом эпохи попросту не сыскать. «Архивы НКВД» рекомендуются всем поклонникам качественных классических адвенчур, шпионской лирики и суровой нацистской прозы жизни.
За предоставленную версию игры мы благодарим компанию "Акелла" и лично Антона Комарова.
Автор: Данил Ряснянский
1199 Прочтений • [Рецензия игры Архивы НКВД: Охота на фюрера. Операция "Валькирия"] [11.05.2012] [Комментариев: 0]