Бесконечный спор «консоли vs. ПК» с каждым годом то убывает, то вновь набирает обороты. В него непосредственно или опосредованно вовлечены огромные толпы народа: журналисты, разработчики, маркетологи, и, конечно же, сами игроки. И, как и в любом крупном споре, в нём участвует три стороны. Первая, самая многочисленная, уверяет, что будущее – за консолями, а ПК скоро уйдёт в небытие. Вторая, редеющая с каждым днём, доказывает, что консоли – это детский лепет и настоящие игры есть только на персоналках. Наконец третья, нейтральная и самая разумная, по нашему скромному мнению, сторона говорит: «Ребята, а что вы спорите? PC и консоли – это немного разные вещи».
Со своим уставом в чужой монастырь…
И это, если вдуматься, правда. Посмотрите сами - ПК-аудитория и консольщики потребляют совершенно разную продукцию. На PC балом правят RPG (как обычные, так и всячески MMO- типа World of Warcraft), выводок The Sims и качественные стратегии, которых на приставках ощущается жуткий дефицит. Зато, за исключением единичных примеров, вы днём с огнём не сыщите на персоналках качественный слэшер, файтинг или jRPG, которые считают своим главным местом обитания всяческие XboX360 и PlayStation 3.
Попытки перенести истинно консольные игры на ПК и наоборот предпринимались неоднократно. Например, тот же Morrowind вполне удачно был выпущен на XboX через год после релиза на PC, а многие ПК-игроки с удовольствием рубили демонов в Devil May Cry 4. Все, в общем-то, были довольны.
Но одно дело – продать страждущей аудитории чего-то новое, что в любом случае обретёт популярность (именно так делает KOEI, массово поставляя свои средней руки слэшеры), а другое – добавить того, чего и так на данной платформе навалом.
К сожалению, в случае с нашей сегодняшней консольной гостьей, стратегией Tom Clancy’s EndWar и произошла такая ситуация. На ПК с таким уровнем исполнения после Company of Heroes, World in Conflict и Dawn of War II ей делать нечего. И вот почему.
Корове - седло?
После весьма достойного вступительного ролика игрока приветствует милый женский голос, который ласково, но очень настойчиво советует настроить и откалибровать микрофон… Не будем глумиться с самого начала и кричать, что далеко не у каждого игрока есть не то что гарнитура, а даже геймпад. Лучше расскажем о реализации сей идеи.
А она (реализация то бишь), прямо скажем, на троечку с плюсом. Да, система проста и удобна – каждый юнит, будь то союзник или враг имеет свой номер, как и несколько контрольных точек на карте. Всё управление сводится к системе «номер юнита – приказ – место применения», например “Unit 3 secure Delta” означает, что отряд под номером три должен захватить точку Дельта, а “Unit 5 move to Alpha” означает то, что отряд под номером пять должен двигаться к точке Альфа. Но к этому имеется ровно две весомых претензии. Во-первых, многие жалуются на то, что игра их попросту не понимает – говорить приходиться довольно громко и очень отчётливо. В свалке боя вежливо и грамотно раздавать указания совершенно не хочется, ведь гораздо проще взяться за мышь и клавиатуру и сделать всё по старинке. Ну и, во-вторых, из-за излишней упрощённости голосового управления здесь невозможно задать ни порядок выполнения приказов, ни объединять юнитов в группы (точнее можно, но только в одну), ни выполнять какие-либо сложные действия – банально отсутствуют как класс такие приказы как «Следовать за» и «Защищать». А они, кстати говоря, появились ещё в Command&Conquer: Tiberian Sun, если о такой игре вообще слышали китайцы из Ubisoft Shanghai.
Выдумывать трудно – проще украсть
А вот о чём они точно слышали, так это о режиме «Глобальное Завоевание» из Battle for Middle-Earth II (или Warhammer 40K Dawn of War – Dark Crusade – кому как нравится) и о позапрошлогоднем RTS-бриллианте World in Conflict, потому что геймплей EndWar с незначительными изменениями и нововведениями их бережно повторяет.
От первого ему досталась глобальная карта, где мы выбираем следующую точку для атаки и пестуем вверенный нам батальон солдат, покупая на заработанные кредиты разнообразные улучшения урона, защиты, способности (привет, Generals!) и прочие навороты.
На долю World in Conflict пришёлся весь остальной геймплей. Итак, игроку выдаётся весьма ограниченный контингент войск (обычно что-то около десятка отрядов) и задача: уничтожить всех врагов на карте, захватить и удержать как можно больше контрольных точек, разнестизащитить определённое количество критически важных строений. Правда, вместо рефинансирования как у Massive, когда в казну медленно возвращаются деньги за уничтоженный юнит, в EndWar у каждого командира есть некий «загажник» из которого можно доставать до определённого момента резервные кадры.
Сам состав воинства невелик и полностью дублируется у всех трёх сторон конфликта – артиллерия, зенитки (они же играют роль транспортных машин для перевозки пехоты), вертолёты, танки, стрелки, инженеры и весьма странное устройство под названием «командная машина». На наш взгляд – вещь абсолютно бестолковая. Всё что она может – видеть в «тумане войны» вражеские юниты. Двигается медленно, уничтожается сравнительно легко и вообще всяческим образом доказывает свою никчемность. Разве что после тотального апгрейда и получение ранга «Ветеран» (да, как и положено, юниты получают опыт и переходят из миссии в миссию) от них начинает выходить хоть какая-то польза.
Плюс, как и в любой порядочной стратегии в EndWar есть особые спецудары – разнообразные диверсии, ЭМИ-бомбы, ядерные фугасы и прочие горячие штучки. Их использование, как и вызов юнитов, расходует командные очки, неспешно капающие на счёт игрока.
Садомазошахматы
На этом материале можно было бы слепить хорошую стратегию, пусть даже и вторичную. Но у китайцев не вышло. Почему? Трудно сказать. Может в этом виновата стопроцентно консольная ориентация проекта или прямота рук шанхайских умельцев. Как бы то ни было, играть в это неинтересно.
Для начала представьте себе классический матч в World in Conflict. Адреналиновая борьба за контрольные точки, бешеные манипуляции вверенными войсками, выдумывание на ходу изощрённых тактик… А теперь сначала уберите изощрённые тактики (нечто большее, чем принцип «камень-ножницы-бумага» здесь совсем не в почёте), затем уменьшите до минимума возможность жонглирования родами войск, ибо их всего шесть, а не двадцать, как в WiC, и замедлите всё это действо примерно раз в десять. Вырисовывается целая цепь интереснейших зарисовок-миниатюр, достойных кисти знаменитого художника Верещагина: вот вертолёт добрых десять минут расстреливает группа зениток, вот пехота, засев в небольшой деревянной избушке на вершине холма, переживает чёрт-знает-какой-по-счёту залп восьми установок полевой артиллерии, а вот русский танк выдерживает двадцатое попадание из 88 мм пушки его американского коллеги с расстояния сто метров. Если китайцы хотели сделать извращённую компьютерную интерпретацию шахмат в антураже войны недалёкого будущего, то у них определённо получилось.
Когда же на сцене появляются особые удары, хочется просто удавиться. От хохота. Как вам, например, ЭМИ-удар, который парализует исключительно вражескую технику, не действуя ни на оснащённую разнообразными приборами сверхтехнологичную пехоту ни на союзников? А как вам понравится авиаудар, который не может уничтожить даже завалящий отряд пехоты в открытом поле? Ну и конечно апофеоз войны – ядерный взрыв. Который действует в радиусе примерно сто метров и… даже не оставляет воронки.
«Нереальная» графика. Три раза
Повод играть из-за управления – минус один. Повод играть из-за геймплея – минус два. Если вы думаете, что графика EndWar чем-то обрадует, то можете считать, что вы очень оптимистичный человек. Потому что картинка Tom Clancy’s EndWar проходит исключительно по категории «Ну, с пивом потянет».
Распростёрший свои руки даже до стратегий движок Unreal Engine 3.0 демонстрирует достаточно проработанные модели юнитов, текстуры высокого разрешений и неплохую работу со светом. Ну, ещё тут анимация довольно качественная, хотя это к движку не имеет никакого отношения. Всё остальное выполнено на таком поганом уровне, что говорить даже не хочется.
Спецэффекты, пришедшие прямиком из Warhammer 40K Dawn of War сейчас ничего, кроме презрительной ухмылки, вызвать не могут. Если бы игра обладала тем драйвом, что был в стратегии Relic, то ей можно было бы простить отсутствие красочных бабахов и объёмного дыма, но ведь драйва-то и нет. Драйв is a lie.
Разрушаемость, тоже отсутствует как таковая. После определённого нанесённого урона моделька «домик нормальный» сначала заменяется на модельку «домик повреждённый», а чуть позже на «однотипная гора обломков фиксированного вида». Про ядерную бомбу, которая не оставляет ничего кроме небольшого чёрного пятна диаметром метров сорок, мы уже говорили, так что повторяться не будем. Говорить после этого о полевой артиллерии уже как-то неудобно. Китайцы, а вы знаете, что терраморфинг был уже в Tiberian Sun у Westwood в 1998 году? Ах да, что-то с памятью плохо стало – вы ж в такое не играли.
Юниты, как будто зная о странных законах местного мира, ведут себя подобающе. Танки, например, двигаются исключительно по дорогам, не подозревая о том, что вообще-то можно срезать по прямой – о чудо! – разрушив-таки парочку бетонных заборов.
Сказки дядюшки Тома
Чтобы читателю не было так досадно и обидно, напоследок мы расскажем о сюжете. Да о том самом, где Россия нажилась на нефти, возродила армию и вступила с конфронтацию с США. Где та, в свою очередь, построила космическую станцию «Филадельфия» Звезда Смерти Звезда Свободы, благодаря которой из НАТО гордо вышел весь Европейский Союз и которую тут же сбили террористы (оказавшиеся на самом деле то ли переодетыми русскими, то ли наёмниками). Знаете, что хочется сказать…. Очень жизненно. Особенно натурально выглядит российский президент с чудесной фамилией Копалкин и генерал Сергей Изотов, обладающий внешностью Дольфа Лундгрена, голосом Фрэнка Синатры и кредо нашего бывшего министра обороны Сергея Иванова.
К сожалению, узнать концовку истории нам пока не удалось по причине той самой мазохистско-шахматной составляющей геймплея. Как и не удалось узнать имени композитора, сочинившего такой заунывный саундтрек. Хотя имени не надо, нет. Только координаты. Для нанесения ядерного удара. Да, той самой бомбой.
***
Прицел – на рубль, выстрел – на копейку. Непонятно кому нужна страшноватая, однообразная и попросту печальная стратегия, когда к World in Conflict вышел аддон Soviet Assault, мужчины в треуголках и белых ретузах сходятся в масштабных баталиях в Empire: Total War и группа космодесантников топчет пыльные тропинки планет системы Аурелия в Dawn of War II. Без звёздной приставки Tom Clancy’s, гарантирующей продаваемость, у EndWar дела были бы совсем плохи.
Автор: Данил Ряснянский
1674 Прочтений • [Рецензия игры Tom Clancy's EndWar] [11.05.2012] [Комментариев: 0]