За последние два-три года так называемые indie-игры начали набирать обороты: независимые разработчики порадовали нас и волшебной Braid, и подарком для всех меломанов Audiosurf, а одной из лучших игр 2008 года на PC стала шедевральная World of Goo. Последняя, к слову, со своей пищащей оравой милых разноцветных шариков по увлекательности легко может уложить на обе лопатки даже сурового Сайкса из Crysis: Warhead, Айзека из Dead Space и много кого еще. Секрет успеха indie прост: в отличие от многих других игр, они сделаны с любовью. Это прекрасное чувство блестит в глазах милых гушек из World of Goo, оно заметно в каждом мазке виртуальной кисти геймдизайнера, изобразившего сказочные пейзажи и смешного коротышку Тима из Braid. А теперь к этому удлиняющемуся с каждым годом списку indie-шедевров прибавилась Crayon Physics Deluxe, автором которой является всего один человек по имени Петри Пурхо.
Рисованная физика
...Мальчик сидел за столом и, задумчиво покусывая цветной мелок, придумывал очередную картинку, достойную, на его взгляд, даже самой роскошной галереи. В голове малыша проносились сказочные замки и драконы, рыцари на лошадях, собаки и причудливые зверюшки, но выбор его остановился на самом простом и самом родном рисунке. Детская рука неуверенно провела по потрепанному листу бумаги и, слегка отдалившись от будущей картинки, мальчик взглянул на результат, затем провел еще несколько линий, и на бумаге появился маленький уютный домик с немного кривой крышей: все-таки это был совсем юный художник. Увлеченный рисованием, малыш начал нетерпеливо водить карандашом по бумаге, чтобы побыстрее закончить картинку. Прошло несколько минут, и, отложив в сторону изрядно укоротившийся мелок, мальчик с гордостью взглянул на свой шедевр и отправился к маме, чтобы продемонстрировать ей это произведение искусства. На бумаге были изображены маленький дом, цветущая яблоня и золотистый полумесяц с белыми звездами…
Наверное, у многих в голове возникли такие трогательные детские воспоминания, когда они взглянули на первый пейзаж в CPD. Здешний дизайн довольно аскетичен: только лист бумаги с несколькими каракулями и курсор в виде цветного карандаша. Вначале у вас, возможно, появится некоторое недоумение: а что же здесь делать? На листе желтоватой бумаги только красное яблоко. Мы кликаем левой кнопкой по плоду, он подкатывается к нарисовавшейся рядом звезде, и… уровень заканчивается. И это один из победителей «Фестиваля независимых игр-2008»? Но начинается следующий уровень. Все те же звезда и красное яблоко, но последнее лежит на ровном поле с зеленой бахромой травы (вы так же раньше рисовали, не правда ли?), а простым «закликиванием» катить его придется до утра, как вдруг на рисунке появляется подсказка – надпись «Draw a box» с синеватым контуром, обведя который мы понимаем, в чем заключается оригинальность игры: все предметы, нарисованные нашим карандашиком-курсором, двигаются и подчиняются самым что ни на есть законам физики. Причем материализуются в двухмерном пространстве именно те предметы, которые мы изобразили: никаких трюков с подменой похожего объекта на заранее придуманный. Так, ящик, задев яблоко, передает ему часть своей энергии, и красный плод катится вперед, кружок на любом из объектов – ось, пририсовав к которой молот можно получить катапульту. «Здорово!» - восхищаемся мы, но по прохождении еще нескольких уровней наступает легкое разочарование.
Главный недостаток игры – низкая сложность. Все острова (так называются кривые овалы с блуждающим между ними корабликом на главной карте) проходятся за пару часов, заставляя задуматься над головоломками лишь ближе к концу игры. При всей своей уникальности многие задачи можно решить по одной схеме: нужно либо создать противовес в системе тел, напоминающей весы, чтобы одна чаша «выбросила» яблоко к звезде, либо парой росчерков карандаша «залатать» дыры между маленькими островками, либо, сбросив нарисованный над землей ящик на специальную ракету, отправить красный шарик прямиком к точке назначения. Тут сказывается неопытность молодого разработчика, который, вероятно, просто не стал рисковать и делать игру слишком сложной, просто добавив в установочный пакет редактор, в котором можно самому создать уровень. Уж там сложность прохождения зависит только от вас. Хотя CPD, наверное, все равно наскучила бы на второй минуте игры, если бы не ее визуальный стиль и музыка.
Оранжевое небо, оранжевое солнце...
Оценивать графику в CPD с точки зрения обычных игр невозможно: это просто движущаяся картинка, нарисованная на бумаге цветными мелками. Но выглядят эти рисунки просто великолепно: они не блистают красотой, а берут за душу своей простотой, неровными линиями, словно выведенными еще пока не совсем умелой детской рукой, кривыми танчиками и человечками, которые мы все так часто рисовали в самую беззаботную пору нашей жизни. При этом красивая, приятная, умиротворяющая музыка, напоминающая одновременно и колыбельную, и мелодии из любимых «мультиков», многократно усиливает эффект, возвращая нас в детство…
***
По небу плыли синие облака-«барашки», на зеленой поляне стоял серый каменный замок с тремя покосившимися зубцами, а наверху ярко светило оранжевое солнце с линиями-лучиками, отходящими от кривоватого цветного круга. Под двигающимся по бумаге зеленым карандашом возник прямоугольник, потом еще один, затем два круга. Машина, покачиваясь из стороны в сторону и постукивая по земле колесами, покатилась с горки. Рисунок ожил, двухмерный мир на мятом листочке двигался и менялся...