Любой качественный продукт массовой культуры обретает множество поклонников и, как следствие, подражателей. Игры в этом плане нисколько не исключение. Если фильмы, книги и музыку копируют в меру, то интересные геймдизайнерские идеи мигом расползаются по другим проектам с умопомрачительной скоростью.
Особенно повезло Grand Theft Auto III– за прошедшие семь лет с момента выхода её пытались копировать, наверно, десяток раз. Наряду с другим хитом, Diablo II, GTA III собрала вокруг себя многочисленную армию клонов-недоросликов.
Немного истории
Одним из наиболее удачных GTA-клонов был Saints Row образца 2006 года, вышедший только на XboX360. Разделил бы он участь The Godfather и прочих True Crime кабы не несколько занятных мелочей. Во-первых, Saints Row обладал весьма забойным и безбашенным геймплеем в самых лучших традициях «GTA II: Беспредел». Во-вторых, он предлагал тогда ещё не совсем изъезженную гангста-тематику (хип-хоп и толпы нигеров прилагаются), открытый мир и, самое главное – очень качественную графику. В то время как GTA: San Andreas находился в плену предсмертных агоний движка RenderWare, который выглядел уже в 2004 году, по меньшей мере, страшновато, Saints Row отрисовывал богато детализированный мир, качественную анимацию и модели. Сиквел ждали с умеренным нетерпением.
Saints Row 2 должен был выйти только на консолях, но боссы THQ, увидев ошеломительный успех GTA IV, решили перенести игру и на персоналки. Их решение вполне понятно: нужно было срочно состричь купоны до того момента, как пожалует «большой брат». Но не успели. Подробности смутны и, собственно говоря, не особо нужны, а факт остаётся фактом: Saints Row 2 пришёл к нам ровно через месяц после явления Grand Theft Auto IV PC-аудитории.
Святой бразерхуд
История Saints Row 2 продолжает события первой части, но при этом не требует обязательного обращения к оригиналу. После финала Saints Row главный герой попадает в тюрьму, а заодно и впадает в глубокую кому – так, для порядка. Вернувшись в родной город Stilwater («Тихая вода» - индейцы видать в округе когда-то кочевали), он обнаруживает, что его ненаглядная банда, Saints, оказывается в том самом месте чуть пониже спины: конкуренты правят городом, все активисты расползлись по щелям, а Биг босс находится под стражей и уже морально готовится к мягкой посадке на электрический стул. В таких условиях альтер-эго не находит ничего лучше, как освободить товарища и попытаться вернуть былую славу «Святош».
Возвращение поруганной чести и достоинства банды происходит с соблюдением всех необходимых атрибутов: «йо, чувак», сходок район на район, рэпу и прочих близких чернокожему населению американских трущоб элементов.
Респект, браза
Несмотря на то, что главные миссии перемежаются роликами вполне в духе GTA IV и полны качественного юмора и стёба (за раскрытие темы гаитянской, нигерской и японской организованной преступности – отдельный поклон), богатством и разнообразием сами они не отличаются и в 95% случаев сводятся к тому, что нужно куда-нибудь приехать и всех перестрелять. Если помните, то в San Andreas был довольно крупный эпизод, связанный с захватом территорий и войной группировок. Так вот – сюжетная часть Saints Row 2 полностью состоит из этой рутины.
Но Saints Row 2, не смотря на подобное однообразие, вовсе не надоедает благодаря одному маленькому нюансу. Дело в том, что со времён первой части остался институт «уважухи», которая служит тут и как основной мотив в сюжете, и как часть игровой механики. Чтобы получить сюжетную миссию, игрок обязан некоторое время потратить на побочные, зарабатывая авторитет. Это искусственное растягивание игрочасов на удивление бойко работает из-за обилия и разнообразия заданий.
Чувство юмора, а так же здравый смысл и чувство вкуса периодически отказывало разработчикам из Volition, но в одном их упрекнуть нельзя – проходить «подработки» (так тут названы второстепенные миссии) действительно интересно. Конечно, тут есть и довольно банальные, хотя не теряющие от этого заложенный в них задор поручения вроде прикрытия наркодилера от бандитов при помощи пулемёта, кражи тачек, гонки, а так же участия в подпольных боях без правил. Но балом правят не они, а такие весьма оригинальные дисциплины как «Страховое жульничество», где нужно нанести себе множественные увечья, прыгая с магистралей и под движущийся трафик, «Выживание» - лёгкая вариация на тему народной американской забавы Destruction Derby, некая хардкорная версия Hitman’а и другие, не менее весёлые развлечения. Наш личный фаворит – подработка, где нужно защищать звезду от надоедливых фанатов. Тут Saints Row 2 оборачивается форменным The Punisher (тоже, кстати, от Volition) – хватаем за шкирку одного поклонника, кидаем его в толпу, даём второму по зубам битой или ломиком, бьём по зубам третьего, а четвёртого швыряем под проходящий мимо поезд. Или под лопасти вертолёта. Или выкидываем с крыши. Вариантов «или» - десяток.
Между прочим, полное выполнение каждого из вида подработок награждается особым бонусом – новой машиной в гараже, особым комбо-ударом или уменьшением урона от столкновений с машинами.
Have fun!
Вообще весь игровой процесс Saints Row 2 направлен именно в сторону получения простого и чистого, как слеза пионера, фана, то бишь удовольствия. Хотите огромный автопарк? Вот вам, пожалуйста – десятки видов машин, мотоциклов и вертолётов. Хотите кучу всякого оружия? Получите и распишитесь: в пику GTA IV у Saints Row 2 есть десяток видов орудий для рукопашных схваток и по нескольку видов пистолетов, дробовиков, SMG, пулемётов и гранат.
Кажется, Volition нарочито возвела в абсолют (подчас граничащий с безумством) всё, что Rockstar посчитала отходами производства, а именно возможность покупать и улучшать недвижимость, автомобили, оружие и, естественно, менять внешний вид персонажа как вздумается. Помимо того, что герою можно набивать разнообразные татуировки, покупать шмотки и навешивать килограммовые золотые цепи с крестами, разрешается полностью трансформировать его гм… облик. Редактор персонажа - одна из самых интересных фишек в игре. Помимо стандартного набора вроде расы, телосложения и гибкой настройки черт лица тут есть такие параметры как голос, походка и даже жесты (!).
Особенно приятно то, что разработчики смогли избежать одной из главных промахов GTA IV – дурацкой экономики. Под конец игры Нико напоминал победителя передачи «Кто хочет стать миллионером?», поскольку тратить деньги было фактически некуда, в то время как в Saints Row 2 финансы совершают естественный оборот по кругу «карман игрока – магазины – карман игрока».
Внешне Saints Row 2 выглядит достаточно презентабельно, хотя движок игры явно не ровня Rockstar Advanced Game Engine – модели и окружение детализированное, тени проработанные, анимация неплохая, но до GTA IV всё же есть, куда расти. Единственное, чем превосходит картинка Saints Row 2 конкурента так это яркими бабахами и забавной физикой: смотреть, как при повороте из автомобиля вылетает труп бандита, а сама машина переворачивается и взрывается – одно удовольствие.
Зато модель поведения автомобилей передаёт пламенный привет движку RenderWare – «полицейский разворот» выполняется на раз-два, а работы подвески, как и массы самого автомобиля, практически не ощущаешь. Ещё один камень в огород программистов Volition – низкая дальность прорисовки и ужасная оптимизация. Игра на высоких настройках со скрипом выдаёт положенные тридцать кадров в секунду на системе, которая практически без проблем тянет и пресловутый Crysis и саму GTA IV, которая тоже не отличается высочайшим качеством программного кода.
Саундтрек Saints Row 2 может дать фору даже именитому собрату и напомнил о золотых временах Grand Theft Auto III – помнится, там тоже была станция, где передавали классику, а на другой крутили хиты 80ых.
Гамбургский счёт
Если судить так, по гамбургскому счёту, то Saints Row 2 практически во всём проигрывает упомянутому в статье, кажется, раз десять Grand Theft Auto IV – тут не самая впечатляющая графика, не самый продвинутый сюжет, довольно примитивная физика автомобилей. Здесь даже отсутствует ставшая уже нормой система укрытий – игроку предлагается бегать кругами по помещению и истерически палить во все стороны. Зато это единственная игра, где можно обставить собственную квартиру, потом выкатить из гаража автоцистерну с, простите, фекалиями, облить ими прохожих, после чего ответить на приставания полиции резвым залпом из базуки, завершив дело броском офицера в забор.
***
Saints Row 2 рекомендуется всем, кому по каким-либо причинам не понравился проект от Rockstar – не пришлась по вкусу его излишняя серьёзность, серость красок и лёгкая однообразность в геймплее. Конечно проект от Volition нисколько не конкурент GTA IV – не тот бюджет и весовая категория, да и направленность у него слегка другая. Но это нисколько не умаляет его достоинств.