Маленький городок, затерянный среди Альпийских гор… небо, покрытое
свинцовыми тучами, моросящий дождь… странная похоронная процессия…
удивлённая девушка, бредущая по мостовой в поисках гостиницы…Только
отрывки из воспоминаний приключения, через которое пролегает дорога к
мечте. Мечте невыполнимой, сохранившейся ещё с детства и оттого
особенно тёплой и родной… Увлекательная история, воплощённая в цифровом
коде гением Бенуа Сокаля и кудесниками из Microids.
Как рушатся старые идеалы и рождаются новые
Девушку, упоминавшуюся чуть ранее, зовут Кейт Уолкер, она живёт в
Нью-Йорке и является обладателем диплома по самой банальной в Америке
специальности: она юрист и работает в крупной посреднической фирме. Чем
живёт Кейт? Своей работой, мечтой о свадьбе и шопингом с подружками.
Основная проблема героини: доказать заботливой маме, что она уже
«большая девочка» и «не надо звонить каждые десять минут». Казалось бы,
что необычного может случиться в жизни такого стереотипного человека? В
Америке – ничего, а вот в маленьком городке Валадилен, что в
французских Альпах, очень даже. Кейт отправилась в такую даль, чтобы
получить подпись Анны Форалберг на документе о продаже фабрики заводных
игрушек американской фирме . Какая удача для Кейт: дело хоть и мелочное
- «всего лишь подпись: утренним рейсом туда и вечерним обратно», зато
сулит повышением по службе. Но не всё так просто! Девушка успевает лишь
к похоронам пожилой дамы, а без подписи владельца сделка не может
совершиться. Кого ищёт хороший юрист в таком случае? Правильно:
родственников усопшей. Один нюанс: единственный оставшийся в живых
наследник – брат Анны - Ганс, талантливый инженер-самоучка, который не
появлялся в городе уже много лет.
Сюжет игры, без преувеличения,
гениален и достоин для издания в виде отдельной книги. Интересно
наблюдать за переменами в мировоззрении героини: из типичной
нью-йоркской карьеристки Кейт превращается в весьма мечтательную особу,
готовую ради своей мечты на любое безумство. С точки зрения обычного
современного человека героиня действительно сошла с ума: она игнорирует
звонки начальника, ссорится с подругой и даже бросает парня-красавчика
(«по нему сохнут все девчонки!») . Что может стать причиной таких
странных поступков? По мере того, как Кейт узнаёт ближе трагическую
судьбу Ганса Форальберга, она проникается идеей-фикс старого
изобретателя: найти долину, где обитают последние оставшиеся в живых
мамонты… Дальнейший рассказ о сюжете, на мой взгляд, равен
преступлению. Как и любую хорошую книгу сюжет Syberia нельзя
пересказывать будущему «читателю» - эффект будет подобен заглядыванию
«в последнюю главу». Отмечу лишь ярчайших, незабываемых персонажей:
сварливого, но добродушного аутоматона Оскара; пьющего космонавта
Бориса Шатрова; престарелую, но в прошлом известную и живущую
ностальгией певицу Елену Романски. У всех у них есть своя заветная
мечта… Здесь у всех есть мечты… Несбыточные на первый взгляд, но ведь,
как известно, если сильно чего-то хочется, то…
Я не робот, я – Аутоматон!
По игровому миру Кейт перемещается на автоматическом заводном
поезде, построенном по чертежам Ганса. Но, как и любой заводной игрушке
(а поезд - это и есть игрушка, только большая), поезду требуется
периодический завод специальным ключом. Ключа этих только четыре – по
одному на каждый из посещённых в своё время Гансом город. Принцип такой
– доехали до станции, ищите ключ. Вот тут-то и начинаются основные
проблемы: никто просто так нашу Кейт к цели не пустит. Один просит
починить сломанный механизм, второй - банально требует денег, которых у
Кейт, естественно, нет.
Тут-то девушке и пригождаются навыки городской жизни, а точнее, главный
её принцип – «хочешь жить - умей вертеться!». Юрист носится по огромным
локациям и, подобно механику-профессионалу, за определённые услуги
чинит механизмы, созданные по чертежам Ганса. Хоть суть большинства
головоломок игры – ремонт, вы не соскучитесь, так как авторы сумели к
минимуму свести пиксель-хантинг и возвести в максимум разнообразие. Вот
в каком квесте вы чинили космическую ракету? А дирижабль? Говорящего
робота? Сложность разнится от «очевидно» до «ломал голову всю неделю».
Но солюшеном вам воспользоваться не придётся – обещаю! Просто
задействуйте здравый смысл и логику и всё у вас получится…
«Говорю по бумажке. Медленно хожу. Ну чем не Брежнев?» - бородатая шутка
Интерфейс в Syberia достаточно стандартен для квестов, но есть и
свои особенности. Интересно реализована система диалогов с персонажами.
Кейт – девушка серьёзная, попусту болтать с незнакомыми людьми не
станет. Поэтому все разговоры только по делу. В специальный блокнот
Кейт заносит все интересующие её темы. При общении с героями появляется
этот блокнот, откуда мы и выбираем нужное направление беседы. Необычное
нововведение – мобильный телефон. Куда современному человеку без него?
Никуда - вот и Кейт обойтись не может: то начальник позвонит, поругает,
то мама – побеспокоится о любимой дочке, то подружка – любопытной
сорокой пострекочет. Реальной пользы нет, зато весело. Телефон, кстати,
носит ещё одну функцию, но уже сюжетную. Он – единственный привет от
двадцать первого века в игре, словно лишний раз подчёркивает
противопоставление мира «где живёт атмосфера мечты» миру корысти и
наживы. Там – «мистер Марсон с обещанем непременно уволить», здесь –
аутоматон Оскар и заводной поезд.
Для взаимодействия Кейт с окружающим миром используется стилизованная
под гайку «рука-хваталка», имеющая два режима работы: пассивный и,
естественно, – активный. Этой «рукой» вы можете указать героине место
назначения и девушка послушно побежит туда, куда было сказано. И тут
игры получает маленький такой пиночек (не всё же дифирамбы петь!): Кейт
ОЧЕНЬ меделенно «бегает». Может быть, это и верно с точки зрения сюжета
– не пристало уважающей себя девушке подобно пацанёнку какому носиться
– но раздражает. Возникает такое чувство, что смотришь на бег Кейт в
замедленной киносъёмке.
Мир как музей
Локации игры отличаются невероятной художественностью и детальной
прорисовкой. Это, кстати, одно из преимуществ двухмерных квестов – в
3-D такое пока недостижимо. Каждый город в игре выполнен в уникальном
архитектурном стиле: Баррокштадт, классический европейский университет,
– в имперском, Аралдаб, как и подобает элитному в прошлом курорту, в
стиле арт-деко. Времена славы этих городов давно прошли и ныне они
прозябают в запустении.
Стоит отметить (внимание на название) Комколзград – индустриальный
город, где под тёмным небом стоят гигантские заводские корпуса,
монструозные «Колхозник и колхозница», созданные Гансом, смотрят
твёрдым как сталь взглядом на рельсы железной дороги, а космическая
ракета, готовая к старту, ждёт своего часа. Словом, если бы «вождя
народов» попросили нарисовать город мечты, у него бы получился
Комколзград.
Великолепно нарисованы механизмы старого изобретателя. Они выглядят
настолько правдоподобно, что принцип их действия становится понятен и
очевиден каждому. Почему-то не сомневаешься в реальности создания из
шестерёнок и гаек человекоподобного робота. Действительно, зачем эта
электроника? По-настоящему гениальное изобретение можно создать лишь
используя силу трения. Чем проще, тем лучше.
Музыка и озвучка. Здесь позволю себе употребить ещё несколько ярких
эпитетов. Первый: божественно. Божественное, неземное наслаждение
доставляет прослушивание саундтрека Syberia как в игре, так и отдельно.
Лёгкая скрипка, духовые инструменты, орган – все самые нужные для
настоящей классической музыки инструменты плюс талант композитора
рождают мелодии, которые навсегда врезаются в память.
Второй эпитет: реалистично. Это про озвучку. Персонажам веришь. Веришь,
что Сергей Бородин действительно любит оперную певицу Елену Романски,
любит так, что готов ради неё на всё. Веришь, что пьяница Борис Шаров
мечтает о космосе, и ему не важно, что из, взлетев, на Землю он уже
никогда не вернётся. Веришь всем персонажам. Не лучшая ли похвала для
звукового сопровождения игры?
Дорога к мечте… У вас, как и у Кейт, есть выбор: вступить на этот путь
или нет. Для Кейт этим шагом стал билет на заводной поезд, а для вас им
будет диск с игрой Syberia. Вы готовы?
Локализация: к чести соотечественников из Логрус стоит отметить,
что локализация выполнена на очень высоком уровне. Она отлично передаёт
дух оригинала. Перевод сделан литературно и тщательно, ошибок, к
счастью, не замечено. Озвучка персонажей - с этим уже сложнее:
разрушить атмосферу проще простого, если пожалеть сил и денег и
пригласить актёров-неумех. Но всё обошлось: персонажи достойно
озвучены. Словом, если у вас проблемы с английским языком, локализацию
можно покупать без опасений испортить впечатление от игры.
***
Великий квест, великая и в чём-то даже поучительная
история. Долина мамонтов ждёт искателей приключений, ступивших на путь
к мечте.
Автор: Макаров Александр
1959 Прочтений • [Рецензия игры Сибирь (Syberia)] [11.05.2012] [Комментариев: 0]