2008 год был удивительно урожайным на хорошие игры. Чего только не вышло за эти двенадцать месяцев – от новой части мегапопулярного криминального сериала Grand Theft Auto, до ремейка легендарной King's Bounty. И что самое удивительное, среди всего этого многообразия по-настоящему выдающейся можно назвать всего одну игру – сделанную «на голом энтузиазме» головоломку World of Goo . Ее создатели, Кайл Гэблер (Kyle Gabler) и Рон Кэрмел (Ron Carmel), сотворили что-то невероятное: спустя всего пару недель после выхода их творение обрело практически культовый статус и было признано самой настоящей иконой игрового мира. Существенное достижение для проекта из категории indie.
It tastes so goo-d!
В чем секрет успеха? Для начала, в самой идее. World of Goo – чуть ли не единственная на сегодняшний день головоломка, активно использующая физические законы. То есть, именно использующая, а не просто учитывающая. На первый взгляд, механика очень проста. У вас есть каркас (небольшой треугольник или квадрат) и несколько подвижных гуу-шариков. Шарики эти можно хватать и прикреплять к каркасу, таким образом строя «живую» башню. В сюжетном режиме строить нужно строго определенные конструкции, которые должны доставить гуу к специальной трубе. Чем больше шариков попадет в трубу, тем выше окажется финальный результат. Казалось бы, что тут сложного? Ничего, если бы не один крайне важный нюанс – башни и прочие конструкции из гуу подчиняются тем самым физическим законам и очень охотно валятся на землю, если сделать недостаточно устойчивый каркас или попытаться построить слишком тонкую башню. Чтобы сохранять сооружения в равновесии, приходится уравновешивать их с двух сторон, строить различные опоры и много-много фантазировать.
Уровень сложности в World of Goo идеален – слишком легко или же слишком трудно никогда не бывает. Авторы словно чувствуют, когда игроку становится скучно и мигом это исправляют. Добавляют новые препятствия, подкидывают еще больше разнообразных гуу, подключают ветер, снег и прочие природные явления, запутывают игрока, дают расплывчатые подсказки. Словом, развлекают, ненавязчиво обучая принципам игры. Настоящий «челлендж» начинается ближе к концу, когда нам начинают подсовывать такие головоломки, что порой впадаешь во фрустрацию – пройти некоторые места на первый взгляд просто невозможно. Но стоит только начать, как решение всплывает само собой.
А если становится совсем уж трудно, то на помощь может прийти некто по имени Sign Painter. На каждом уровне он оставляет свои таблички, содержащие туманные подсказки и описания необычных игровых объектов. Помимо этого у табличек есть еще одна, гораздо более важная функция – через них игроку преподносится сюжет. Присутствуют также забавные анимационные ролики, но они редки и содержат гораздо меньше информации. Что до качества сюжета, то оно вполне «на уровне», а уж для головоломки так и вовсе очень высоко. Особенно хочется отметить местный юмор – некоторые шутки даже хочется цитировать.
До самых облаков!
Все вышесказанное относится по большей части к сюжетному режиму. Но помимо него есть другое, наверное даже более увлекательное развлечение – «Корпорация». Это один огромный уровень, на который попадают все гуу, собранные при прохождении игры. Своеобразный бонус за усердие и старательность (чем лучше играл, тем больше «шариков» получил в итоге). И, нужно заметить, подобные бонусы встречаются крайне редко. Нам предоставляют практически «игру в игре», за которой можно проводить дни и ночи напролет. Цель здесь еще проще, чем в сюжетном режиме – нужно построить как можно более высокую башню из черных гуу. Причем, этих самых гуу может быть больше трех сотен. То есть, при желании можно сооружать поистине гигантские сооружения. Но все это было бы не так интересно, если бы не связь «Корпорации» со всемирной паутиной. При каждом запуске игра подключается к интернету и демонстрирует все ваши успехи или неудачи другим людям в реальном времени. Как это происходит? Каждому игроку в World of Goo соответствует персональное облачко с его ником и флагом страны, в которой он находится. Чем больше ваша башня, тем выше парит облако с вашим именем.
Чтобы занимать высокие места в рейтинге лучших строителей, одного умения хорошо играть недостаточно. Нужны шарики. Много шариков. Сотни. Добывать большее количество гуу помогают так называемые OCD (Obsessive Completion Distinction Criteria), особые задания, уникальные для каждого уровня. Пройти миссию за 7 ходов, выполнить задание за рекордное время, собрать как можно больше гуу. Все эти условия очень сложно выполнить, но благодаря им к игре хочется возвращаться даже после прохождения. Просто для того, чтобы взять наконец очередной приз, побить рекорд, доказать себе, что ты способен на большее.
La beaute
World of Goo потрясающе красива. Картинка выполнена в каком-то особенном, уникальном стиле, сочетающем в себе одновременно жизнерадостность и мрачность. Как такое может быть? Дело в том, что четыре из пяти сюжетных глав олицетворяют собой времена года, настроение которых было мастерски передано художниками. Летние локации – светлые, яркие, излучающие позитив. Зимние, напротив – суровые, холодные, немного грустные. Весной мир гуу расцветает и наполняется радостью, а осенью, наоборот, затухает и погружается в меланхолию. Каждый уровень, каждый арт этой игры прекрасен и наполнен живой энергией. Это не описать словами, это нужно видеть.
А какая здесь музыка! Красота в чистом виде. Казалось бы, обычный, ничем не примечательный эмбиент, но как он подходит к игре! Саундтрек и картинка идеально дополняют друг друга, как две части мозаики, и в совокупности производят огромное впечатление. Стоит только отключить музыку, как игра потеряет всякий смысл.
* * *
World of Goo – настоящий эталон в своем жанре. Ее просто невозможно в чем либо упрекнуть. Разработчикам из команды 2D Boy каким-то образом удалось избежать всех типичных проблем, свойственных подобным играм. Однообразие, нестабильный уровень сложности, неудобное управление – в World of Goo нет ни одной подобной оплошности. За полтора года разработки Гэблер и Кэрмел до блеска отполировали свою игру, и в итоге получился настоящий шедевр, обязательный к ознакомлению. Мой вам совет – не проходите мимо. Даже если вы ненавидите indie и логический жанр, World of Goo доставит вам море удовольствия. Гарантирую.
Автор: Антон Смольников
1467 Прочтений • [Рецензия игры World of Goo] [11.05.2012] [Комментариев: 0]