Рецензия игры Gothic 3: Отвергнутые боги (Gothic 3: Forsaken Gods)
Печально, но факт – многие серии, получившие за все время существования признание, ставшие известными и популярными, в конце концов, скатываются в банальные проекты «для денег». Взгляните, что сейчас творится с Need For Speed, каким получился Far Cry 2, новый аддон к Neverwinter Nights 2. Похоже, такая же судьба постигла и один из столпов жанра РПГ – Готику. Я до самого конца не хотел в это верить, надеялся, что аддон к третьей части будет качественной работой над ошибками. Но, похоже, не судьба – это ясно с первого взгляда на Gothic 3: Forsaken Gods.
Возвращение Безымянного
Опасения за судьбу игры возникли еще на начальной стадии разработки – JoWood молчали как партизаны, упорно отказываясь назвать имя компании, которая трудится над аддоном. И сейчас понятно почему – за «Отвергнутых Богов» ответственна индийская фирма-разработчик Trine Game Company, которые за время своего существования не сделали ничего пристойного. Первое, что бросается в глаза при запуске игры – бюджетность. Вместо качественного вступительного ролика мы получили несколько картинок, вкратце рассказывающих, что случилось в Миртане за те два года, что наш Герой отсутствовал. Где именно – тайна покрытая мраком, неумело замаскированная любимым приемом многих сценаристов: не помню ничего. Куда делся Ксардас тоже неизвестно (за основу берется концовка Готики 3 именно за загадочного черного мага). А за пару лет в Королевстве произошло мало хорошего. Снова разруха, снова война, только теперь не одни лишь орки портят людям жизнь, а неугомонные «homo sapiens» сами начали собачиться между собой. Главной задачей аддона являлось связать события третьей и четвертой частей. Ввиду того, что об истории Arcania: A Gothic Tale не известно ровным счетом ничего, то об успешности этой задачи мы судить не можем. Но что с уверенностью можно заявить – сюжет Gothic 3: Forsaken Gods скучен и абсолютно неинтересен. Trine Game Company с завидным упорством наступают на грабли Piranha Bytes. По большому счету на весь аддон только одно глобальное задание – объединить земли Миртаны. Для этого мы будем путешествовать по миру игры в поисках союзников. Доступные территории, кстати, стали заметно скуднее: пустыню Варант и вечно ледяной Нордмар вырезали по неизвестным причинам. Города теперь заметно пустоваты, по ним бродят какие-то безымянные клоны, жизни практически не видно.
Разумеется, просто так в ряды вашей стройной армии никто не будет вливаться. Каждый потенциальный союзник сперва попросит выполнить ворох заданий перед тем, как стать на вашу сторону. В этом и состоит большая часть игры. Хотя есть и парочка светлых моментов. Во-первых, ваши старые друзья могут оказаться по разные стороны баррикад. И выбор между двумя верными соратниками, с которыми мы победили Спящего, избавили Хоринис от драконов и победили армию орков, оказывается очень сложным. Во-вторых, частенько встречаются довольно интересные и смешные квесты. К примеру, в Сильдене, где мы и начинаем тернистый путь объединения земель, один гражданин попросит нас избавить его дом от постоянных нападок птиц. Оказывается, один чокнутый птицевод выкладывал для своих любимчиков путь из буханок хлеба. Нам нужно будет пройти по этой «хлебной» дорожке до странной личности и вбить в голову, в прямом смысле слова, несчастному, что он выбрал не ту крышу.
Не опять, а снова
С точки зрения геймплея перед нами ровно та же игра, что и два года назад. Только в начале Герой уже 10 уровня и с несколькими выученными скиллами. Ролевая система не изменилась ни на йоту. Равно как и боевая. Единственным хоть сколько-нибудь заметным нововведением является невозможность драться, когда шкала «Выносливость» падает до нулевой отметки. Поэтому теперь в битве выиграть гораздо проще. Уворачиваетесь от ударов противника, пока тот не сможет больше даже взмахнуть оружием, и преспокойно шинкуете его.
Forsaken Gods не только играется точь-в-точь, как оригинал, но и выглядит практически как брат близнец. Немного подтянули текстурки, увеличили детализацию и подправили интерфейс. И если пейзажи действительно смотрятся неплохо, то персонажи с деревянной анимацией как-то не вызывают радости на лице. Хотя в целом игра выглядит неплохо. Только вот ужасная оптимизация, а точнее полное ее отсутствие, поражают в самое сердце. На машине, которая спокойно тянула Готику 3 на высоких настройках, аддон умудряется подтормаживать на средне-низком качестве. Постоянные свопы, провисания fps и прочие радости вряд ли дадут спокойно получить удовольствие от игры.
И самый страшный бич игры – баги, баги и еще раз баги. Их не просто много, их очень много. Количество неисправностей и глюков на единицу игрового пространства просто зашкаливает. Даже в голове не укладывается, каким образом можно было так испоганить движок. А ведь Trine Game Company достался доработанный моторчик со многими исправлениями, и остается только догадываться, откуда у разработчиков растут руки. У нас, конечно, есть кое-какие догадки по этому поводу, но в целях соблюдения культурной речи я тактично промолчу. Ограничимся лишь кратким перечнем того, что ожидает смельчака, запустившего Gothic 3: Forsaken Gods: пропадание звука и текста (у статуй богов например не отображаются некоторый доступные для покупки скиллы – разработчики предлагают нам попробовать замечательную игры «Купи кота в мешке!»), зависания, вылеты в Windows, невыполняемые квесты и многое другое. У вашего покорного слуги однажды просто пропали все квесты из списка заданий. Совсем. А ближайшее сохранение было достаточно далеко. Вообще игру в «Отвергнутых Богов (Багов?)» можно смело сравнить с русской рулеткой. Повезет ли вам в этот раз? Хорошо хоть, кабанов-убийц не вернули.
* * *
Единственное, что спасает Gothic 3: Forsaken Gods – это каким-то чудом сохранившаяся атмосфера. Все-таки идешь по красивым лесам и жизнерадостным луга, на которых мирно пасутся стада коров и понимаешь, одних только кривых рук недостаточно, чтобы испоганить такую серию, как Готика. И остается лишь надеяться, что Spellbound с их Arcania: A Gothic Tale отнесутся к бренду с большим уважением. Хотя запасной вариант в любом случае останется, и имя ему – Risen.