Рецензия игры Анабиоз: Сон разума (Cryostasis: Sleep of Reason)
Украина как-то незаметно стала центром производства уникальных, самобытных, но очень противоречивых игр. Особенно это касается шутеров: Xenus, Xenus 2: White Gold, S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl и Clear Sky – все эти проекты вот так сразу однозначно и не оценишь. Этот примечательный список пополнил теперь ещё и свежий «Анабиоз. Сон разума», который по терминологии НАТО проходит под именем Cryostasis.
Welcome to “Northern Wind”
1981 год. Простой советский метеоролог Александр Нестеров получает телеграмму, в которой говорится, что ему надлежит покинуть дрейфующую станцию «Полюс 21» и прибыть на атомоход «Северный ветер» для возвращения домой. Выключив свет и хорошо заперев дверь (или что там на станции), он тепло оделся, запряг собачью упряжку и поехал в заданную точку.
Но, оказавшись на судне, Нестеров обнаружил, что стюардессы нет, отопление не работает, а весь корабль находится в ледяном плену торосов уже очень долгое время. Прикинув, что до Новой Земли довольно далеко, а холодильник с едой остался на метеостанции, доблестный герой решил не покидать погибший «Северный Ветер».
Что здесь произошло? Кто или что эти поминутно вылезающие монстры? Почему никто не бросился спасать корабль, который, как выяснится чуть позднее, вмёрз во льды Северного Ледовитого уже добрый десяток лет назад? И вообще, при чём здесь «Легенда о Данко», рассказанная старухой Изергиль в одноимённом произведении М. Горького, отрывками из которой начинается и сопровождается «Анабиоз»? На все эти вопросы игрок сможет найти ответы, только пройдя игру до самого конца.
История, рассказанная в «Анабиозе», при всей своей детской простоте, очень сильно цепляет, возможно, из-за подачи. Сюжетная линия развивается одновременно в двух направлениях: мы следим как бедный научный сотрудник блукает по палубам и трюмам с винтовкой наперевес, а заодно являемся сторонними наблюдателями давних событий, произошедших на корабле. В конце эти две линии сольются воедино и приведут к весьма неожиданному финалу. Да, очень напоминает Bioshock, с той лишь разницей, что дела давно минувших дней мы изучаем не по диктофонным записям, а из полноценных роликов на движке, которые как бы проецируются в голове главного героя. На правах дурацкого добавления: исходя из увиденного в кат-сценах, игрок может сделать вывод, что на атомоходах служили лишь атлетически сложенные мужчины, которые даже вахте ходили по голому торсу, а так же понять, что старший помощник капитана, судя по внешности, Эндрю Райан.
Метеоролог меняет профессию
Игровой процесс «Анабиоза» подозрительно напоминает трилогию Penumbra (особенно первую часть, Overture), Condemned и проходной шутер You Are Empty, причём именно в таком порядке очерёдности.
От первого ему досталось неумолимое пристрастие разработчиков к загадкам. Всё-таки «Анабиоз» не квест, поэтому, приготовившись бегать и стрелять, мы первое время по десять раз мучались над некоторыми местными паззлами, которые в основном завязаны на использовании так называемого «Ментального эха» - способности персонажа проникать в разум погибших членов команды корабля и изменять прошлое. Успеть выхватить какую-то железную хреновину, после чего запереть ею дверь, помочь оператору реактора заменить старый графитовый стержень, подойти с тыла к сумасшедшему товарищу и потом забрать у него винтовку – фантазия разработчиков поработала на славу, доходя в некоторых местах чуть ли не до уровня Silent Hill 2.
Но на «Ментальном эхе» квестовая часть не заканчивается. Например, Нестерову нужно попасть в соседний отсек, а дверь туда не открывается, поскольку на ней электрический (именно электрический, а не электронный) запор. Обычно в таком случае приходится активировать генератор, растапливающий лёд на консоли, с которой подаётся питание на замок запертой двери.
Сравнение с Condemned тоже не случайно. Первую треть игры вы проведёте вообще без огнестрельного оружия (а вторую треть – с одной винтовкой Мосина к которой позже присоединится СВТ-40 и ППШ), борясь с немногочисленными врагами с помощью кулаков или подручных инструментов. Боевая система проста: левая кнопка мыши – удар, правая – блок, комбинация двух клавиш движения – простенькое комбо.
Сразу стоит сказать, что «Анабиоз» - одна из немногих игр, мнение о которой невозможно составить , не пройдя хотя бы половину эпизодов. Потому как поначалу «Анабиоз» прикидывается скучным и абсолютно нединамичным симбионтом на любителя, затем – шутером среднего качества, а ближе к последним главам – без пяти минут блокбастером среднего класса. Чем ближе к финалу, там реже и интереснее попадаются загадки, а врагов наоборот становится больше.
Из других фишек геймплея особо выделить нечего. Так, например, за «теплом» скрывается самые обыкновенные hit points, с той лишь разницей, что они восстанавливаются не аптечками, а от источников тепла, и убывают, когда температура окружающего героя пространства далека от плюсовой.
- 80 по Фаренгейту
О графике «Анабиоза» можно говорить довольно долго. С технической точки зрения Cryostasis находится на уровне лучших представителей игр, созданных на Unreal Engine 3.0 и это, безусловно, комплимент. Замечательные модели персонажей, текстуры с высоким разрешением и полная поддержка всех самых навороченных эффектов, а также четвёртых шейдеров, PhysX и DirectX10. Правда, спешить пересаживаться на Vista всё же не нужно – различия между версиями минимальны.
Всё бы оно ничего, и мы, не переставая, нахваливали бы и прекрасные эффекты, и качественные тени (лучше с освещением поработали только EA в своём Dead Space), да и вообще за графику бы поставили восемь с полтиной. Но как всегда на пути этого встали стандартные проблемы всех украинских игр. Нет, багов тут, слава богу, практически нет, но вот с оптимизацией в «Анабиозе» просто беда. Через какие-то сорок минут игры обнаруживается такая вещь как «утечка оперативной памяти», когда сначала система начинает еле выдавать положенные тридцать кадров в секунду, потом просто подтормаживать, а ещё через некоторое время превращает Cryostasis в слайд-шоу «Виды замёрзшего атомохода». Так что либо понижайте настройки до средних (анизотропная фильтрация и тем более сглаживание – табу для видеокарт ниже GeForce 8800GT), либо миритесь с тем, что приходится периодически выходить из игры, разгружая бедную оперативную память.
Как оценить?
Признаться честно, «Анабиоз» очень трудно оценить однозначно. Вроде бы тут довольно убогий дизайн уровней, высокая сложность и отсутствие подсказок, плохая оптимизация и очень специфический геймплей, который далеко не каждому придётся по вкусу. Но если приглядеться, то за однотипными уровнями и странными загадками можно откопать много чего приятного: атмосферу, графику, захватывающий сюжет и даже намёки на survival-horror в духе Call of Cthulhu.
P.S. А если вам действительно приглянулся «Анабиоз», то обязательно не пропустите его коллекционное издание. Помимо самой игры и стильной коробки вы получите тёплые перчатки и очень мощный противотуманный (!) фонарь, который очень пригодится, если вы решите уйти куда-то холодной зимней ночью.
***
«Анабиоз. Сон разума» - очень самобытный, оригинальный, атмосферный и попросту красивый шутер с очень интересным сюжетом. Но вот местный геймплей, который, скажем прямо, далёк от традиционных канонов жанра, не всем придётся по вкусу. Поэтому окончательный выбор только за вами.
Автор: Данил Ряснянский
908 Прочтений • [Рецензия игры Анабиоз: Сон разума (Cryostasis: Sleep of Reason)] [11.05.2012] [Комментариев: 0]