Silent Hill – серия культовая, и с этим не поспоришь. А любой подобный продукт непременно окружает толпа фанатов, чаще всего обожающих объект своих поклонений какой-то абсолютно слепой любовью. Любое изменение ими встречается в штыки. Но, если ничего не менять, то франчайз, как бы известен он не был, со временем загнется. А уж когда за новую часть известного сериала берутся не те люди, которые стояли у истоков, то многие игроки заранее решают для себя – игра посредственная, и проходят ее с единственной целью – выудить как можно больше минусов, и иногда в отрицательные моменты попадают, казалось бы, бесспорные плюсы. К сожалению, такая судьба постигла и Silent Hill: Homecoming.
В городе, что сокрыт туманом…
Некоторые стали кидать гнилые помидоры в Homecoming когда еще только узнали, что ее делают не подшефная Konami Silent Team, а американцы из The Collective (ныне – Double Helix). Еще больше тухлых овощей в сторону «Коллектива» полетело, когда на скриншотах промелькнул Pyramid Head, а оформление было ближе к фильму. Когда игра, наконец, добралась до прилавков, фанаты размазали ее на форумах словно катком по асфальту. И, между прочим, очень зря.
Сперва стоит уразуметь, что перед нами по-прежнему Silent Hill, только не такой, каким мы его привыкли видеть. Он просто другой. Перед разработчиками стояла задача – внести в серию новые идею, новую жизнь, и они сделали так, каким видят SH американцы: поставили не на глубокий сюжет с философским подтекстом, а на геймплей. И тут главное не сделать ужасную ошибку – ни в коем случае не перестать относиться к местной истории серьезно. Как и в любом Silent Hill, пятая часть несет в себе определенный смысл, главную идею – даже если вы потеряли свою личность, то можете снова обрести себя, пройдя через адские муки. Самое, пожалуй, фатальное упущение сценариста – некая однозначность. Там, где у Team Silent стояло неопределенное многоточие, The Collective рисуют жирную точку, не оставляя места для собственных домыслов. Но при этом в сюжете присутствуют весьма глубокие мысли. Прежде всего: о взаимоотношениях в семье, а точнее между отцом и сыном. Только это преподносится игроку на блюдечке с голубой каемкой – напрягать серое вещество практически не требуется. Видно, что у автора истории есть потенциал, есть интересные идеи, но в следующий раз (если таковой будет – в продаже SH: Homecoming провалился) ему стоит дать больше места для творчества. Но впервые за всю серию игроку разрешено самому выбирать варианты ответов в некоторых диалогах. Жаль только, что выбор фраз не богатый, в основном всего две: «хорошая» и «плохая» и влияет только на концовку, которых по традиции несколько.
Хотя в таком «одноплановом» подходе присутствуют несомненные плюсы: главный герой Алекс всегда преследует конкретную цель, разработчики умело мотивируют игрока. Можете забыть, как в The Room нас таскали по разным мирам вообще ничего не объясняя, что сильно нервировало, или как в без пяти минут эталонном Silent Hill 2 приходилось бродить по улицам, понятия не имея, что же дальше делать и куда вообще нужно идти.
Но главное, чего сумели добиться Double Helix – передать фирменную атмосферу серии. Homecoming, равно как и предыдущие части, вряд ли сможет напугать человека с устойчивой психикой так, чтобы душа ушла в пятки. Но вас не будет покидать ощущение напряженности и постоянной настороженности. И, разумеется, великолепная музыка за авторством маэстро Акиры Ямаока позволит вам погрузиться в атмосферу еще глубже. К сожалению мелодий не много, но каждая из них – абсолютный шедевр, который хочется переслушивать снова и снова.
Правила боя
Сумев сохранить фирменную атмосферу, разработчики избавились от главного бича серии – неровного геймплея. Перво-наперво были полностью переработаны управление и боевая система. Раньше иногда возникало ощущение, что на борьбу с камерой уходит больше сил, чем на убийство монстров, а PC-игрокам подходить к игре без наличия геймпада вообще было строго противопоказано. Отныне, по нажатию клавиши для активирования «боевого режима», картинка показывается «из-за плеча», примерно как в Resident Evil 4. Но это только в случае, если в руках героя огнестрельное оружие. При решении броситься в ближний бой, виртуальный оператор, как настоящий профессионал, отойдет малость назад и чуть в сторону, показывая все происходящее с наиболее удобного ракурса.
Отныне схватки строятся не на бесконечном закликивании несчастной жертвы трубой или клюшкой по голове, а на грамотном использовании комбо и уворота (за него отвечает отдельная кнопка). К абсолютно каждому противнику требуется особый подход, начиная от оружия и заканчивая индивидуальным «рецептом приготовления». Пытаться бездумно забить монстра бесполезно, скорее всего вас просто разорвут на половинки (в прямом смысле этого слова). И это не говоря про боссов. Последние в Homecoming вообще удались на славу, в особенности Скарлетт. Эффектное появление, отлично поставленный бой, маленькое помещение, свет, пробивающийся через крутящийся вентилятор, создающий потрясающую игру света и тени. И жуткий Монстр, силуэт которого с трудом проглядывается во Мраке. В такие моменты атмосфера особенно сильна, а напряжение перерастает в настоящий страх.
В целом экшена стало больше, причем упор сделан на контактные схватки. Патронов для оружия крайне мало, поэтому его приходится беречь на крайний случай (особенно тяжко приходится в середине, когда не хватает не только боеприпасов, но и аптечек). Загадок же почти не осталось. Вашему покорному слуге удалось насчитать лишь три относительно серьезных пазла на всю игру.
Единственное, что сильно разочаровывает в Silent Hill: Homecoming – графика. Особенно плохо получились персонажи – они словно выделаны из полена, причем рукой начинающего мастера по дереву и плохими инструментами. Тут бы нужно избегать крупных планов, скрывая технические огрехи, но в роликах (во время геймплея все выглядит на средне-хорошем уровне), между прочим весьма недурно срежессированных, пластмассовые мордашки героев не доставляют эстетического удовольствия. И лицевая анимация не соответствует убедительной игре актеров. Но благодаря дизайну и общему стилю эти минусы не сильно бросаются в глаза. Действие происходит в основном в родном городке Алекса – Шепард-Глене, который находится неподалеку от самого Сайлент Хилла, в котором мы, разумеется, тоже побываем. Лучше всего получился альтернативный мир и процесс перехода в него. Краска, медленно отделяющаяся от окружающих вас предметов, ржавчина, покрывающая пол и пугающая, вызывающая просто-таки физическую неприязнь плоть, затягивающая двери и окна. Аж мурашки по коже бегают. Альтернативный дом Шепардов вы вряд ли когда-нибудь забудете.
* * *
Silent Hill по-амрикански, так можно вернее всего охарактеризовать Homecoming. Пугающая, таинственная история, продвигаясь по которой вы откроете немало ужасных тайн, может и не так глубока, как во второй части известного сериала, но не менее увлекательная, затянет вас. Погрузившись в пугающую атмосферу SH, выбраться будет уже трудно. Жаль только, что визуальная часть подвела. Но Double Helix сумели реанимировать тайтл после неудачной четвертой части. Теперь можно начинать курс реабилитации…