Примеров, когда чуть ли не фанатский мод на основе какого-либо хита становился ничуть не хуже оригинала, история знает сравнительно немного. Но в этом списке есть два поистине уникальных проекта, которые на голову превзошли по популярности оригинал. Первый – Defend of the Ancients для Warcraft III. Проще говоря – DotA. Ну а второй, о котором пойдёт в дальнейшем речь – Counter Strike, которую обычно зовут просто CS.
Создававшаяся по сути как лёгкий и небрежный довесок к Half-life, она вылилась в отдельное движение, которое не прекращается по сей день. Самое смешное, что последняя версия игры, на движке Source, с одноименным именем CS: Source не пользуется таким успехом как старая добрая CS 1.6.
Всё старо как мир
Суть игры самая что ни на есть простейшая. Есть две команды – террористы и спецназ, которые называют контртеррористами или в простонародье «контрами». Цели каждой команды диаметрально противоположны и зависит от типа карты.
Скажем, на картах с префиксом de_ террористы должны заложить бомбы, а спецназ во что бы то ни стало противостоять этому. Если же это произошло, то первые защищают место закладки, а «контры» стараются эту бомбу обезвредить. На картах с префиксом cs_ присутствуют заложники, на as_ - VIP, которого нужно провести до точки эвакуации и так далее. Хотя в любом случае, если вся команда поляжет, то победа засчитывается оставшимся.
Всего официальных карт порядка двух десятков, не считая сотен и сотен пользовательских. Сами карты устроены таким образом, чтобы подходов к базе врага было как минимум три-четыре, не меньше. Архитектура уровней настолько оригинальна и интересна, что открывает миллионы доступных тактик, из которых не менее десятка выигрышных. Именно поэтому так важна слаженная командная игра. Даже в Battlefield 2142 не нужна настолько отточенная и выверенная игра по ролям, как это необходимо в Counter-Strike. Но самое главное, что по балансу (сейчас речь идёт только о официальных картах вроде de_aztec или cs_militia) всё тоже выверено идеально.
Засекай!!
Остроты и напряжённости матчам добавляет постоянно тикающий таймер. Стандартно на матч отводится три с половиной минуты, поэтому глупо отсидеться в кустах тут нельзя – нужно постоянно перегруппироваться, атаковать и грамотно обороняться. Убитый игрок возрождается лишь в следующем раунде, а если учесть что в среднем в одну команду входит восемь человек, потеря одного-двух и уж тем более трёх бойцов, перевешивает часы весов на сторону противника, который, как вы наверно знаете, не дремлет. Потому что те, кто дремлет, обычно получают пулю промеж глаз.
Как и в любой командной игре, у каждого персонажа есть своя роль, которую определяет либо он сам, либо (если команда профессиональная) согласуется с другими участниками. В всякой команде обязательно бывает штатный снайпер (он же «кемпер»), сидящий в укромном месте, командир, который отдаёт команды, и конечно пара штурмовых группировок по два-три человека. У террористов есть ещё одна почётная роль - «бомбер» (вообще сленг игроков в Counter Strike – отдельная и интересная тема для разговора), то есть тот, кто устанавливает бомбу на картах de_.
Полковник Кудасов нищ, господа!
Забавно ещё и то, что в отличие от серии Battlefield, в CS практикуется экономическая система. Каждый раунд счёт игрока пополняется на энную сумму, которая варьируется от 800 до 16000 зелёных американских рублей. Деньги выдаются всей команде за победу (за проигрыш тоже дают, но примерно в полтора раза меньше), а так же за убийства каждому в отдельности. Всего меню покупок поделено на несколько категорий – пистолеты, дробовики, пистолеты-пулемёты (они же sub-machine guns), винтовки и амуниция. Отдельным пунктом идёт пулемёт, который у профессиональных игроков вызывает лишь хмыканье.
Выходит в результате так : хорошо воюешь – вот тебе бабки, покупай себе крутые пушки. Воюешь плохо – извини, вот тебе твои полторы тысячи баксов на дохлый пистолет, да ещё дай бог на бронежилет наскрести.
Выходит у игры открывается ещё одно тактическое дно – зачастую команда, которая первая начала вести в счёте, продолжает это делать, поскольку в то время как победители бегают в жилетах, с гранатами и винтовками m4a1 (как вариант – с АК-47) их оппоненты с грустью покупают гораздо более слабые SMG и пистолеты, зачастую экономя на защите.
Тонкости геймплейного дела
В разговорах о внутреннем мироустройстве игры, мы совсем забыли рассказать о некоторых тонкостях геймплея, которых в CS миллион.
Например, гранаты. Обычно во многих многопользовательских шутерах они носят не то что вспомогательную, а скорее второстепенную роль. В Counter Strike же без грамотного применения ослепительных, дымовых и особенно фугасных гранат шансы на победу сравнительно невелики.
Весьма важно также ещё то, что многие поверхности замечательно простреливаются при помощи тяжёлого оружия, а врага легко определить на слух, стрельба из положения сидя гораздо точнее, чем стоя, у каждого оружия совершенно разные параметры скорострельности, урона и кучности стрельбы.
И наконец, самая главная геймплейная особенность Counter Strike заключается в том, что патроны заканчиваются поразительно быстро, а вот перезарядка занимает от секунды (у пистолетов, АК-47 и т.п.) аж до восьми у пулемёта. Смерть из-за того, что ты стал не вовремя перезаряжать оружие или в нём закончились патроны – одна из самых частых.
На лицо ужасная – добрая внутри
Популярность CS завоевал и за простой, удобный, понятный интерфейс. Чтобы разобраться, как нужно играть в Counter Strike, достаточно примерно полчаса. Порог вхождения в игру чрезвычайно низок, а вот уйти не дано, наверно, никому, кто хоть раз решил ради интереса попробовать.
Гипнотический эффект CS трудно объяснить, хотя одно известно точно – графика тут не причём. Будь это любая другая игра, то от пластиковых рук-протезов, что нарисованы на экране, квадратульных коридоров и моделей из двух сотен полигонов с корявой по современным меркам анимацией стало бы плохо уже через полчаса. Но нет. Плохо не становится ни через день, ни через месяц, ни даже через год. Хотя Counter-Strike может надоесть, но желание вернуться обратно рано или поздно пересилит вас.
***
Самая популярная многопользовательская игра после World of Warcraft и сери Battlefield, выросшая из любительского мода для первой «Халвы». Игра, которая обладает таким наркотическим эффектом, что слезть с неё без специальных транквилизаторов и аутотренинга невозможно. Игра, которая относится к списку тех немногих проектов, чья жизнь в Интернете исчисляется миллионами часов. Просим любить и жаловать – его величество Counter Strike.
Автор: Данил Ряснянский
747 Прочтений • [Рецензия игры Half-Life: Counter-Strike] [11.05.2012] [Комментариев: 0]