Наш мир не остаётся статичным ни на секунду. Люди, природа, курсы валют – всё находится в движении, меняется. Но вот война… Война никогда не меняется.
Те, кто познал эту истину, уже не будут прежними. Эти люди знают цену дружбы и вес гаусс-винтовки, как трудно убедить разозлённого человека и как быстро и безболезненно упокоить его выстрелом в глаз. Они каждый раз слушают May Be и A kiss to Build a Dream on, но ни разу не засомневаются, если предоставляется возможность стырить что-нибудь плохо лежащее на какой-нибудь полке. А если не вышло – то загрузиться и попробовать снова. Они – это те, перед кем однажды открылась огромная железная дверь-шестерёнка, приглашающая в увлекательный и пугающий мир постъядерной Америки.
Civilization, I’ll stay right here
Медицинский отсек Убежища-101 огласил громкий крик ребёнка – одним жителем в Vault стало больше. Мальчик ты или девочка? Имя? В общем-то, не особо важно. Важно то, что это рождение было не случайным, а далеко впереди ждёт какая-то высшая цель.
Прошёл год. Малыш подрос. Выбравшись из детского вольера, мы находим на полу книжку со странными буквами S.P.E.C.I.A.L. на обложке. Ну что ж, пора определиться с основными характеристиками нашего будущего героя Америки.
Минуло ещё девять лет. Стены одной из комнат увешаны воздушными шарами и ленточками – у нашего подопечного первый юбилей. Вся община Убежища преподносит поистине царский подарок – наручный компьютер Pip-Boy 3000. Это удивительное устройство совмещает в себе и портативные часы-будильник, и окно персонажа, и инвентарь, и журнал заметок, и карту и даже радио. Вдоволь побаловавшись встроенным фонариком, поболтав с жителями и чуть было не подравшись с одним типом, мы идём к отцу, который дарит первое оружие – разваливающуюся винтовку, и ведёт к стрельбищу.
Самое время познакомится с новшеством - Vault-Tec Auto Targeting System, он же V.A.T.S. Действие его схоже с работой прицельной стрельбы в предыдущих частях Fallout – по нажатию клавиши “V” тело противника разбивается на несколько зон, вероятность попадания обозначается процентами. Назначив последовательность действий, на которые тратятся Action-Points, мы активируем систему, и в замедленном действии нам показываются результаты содеянного. V.A.T.S. служит для нескольких различных целей.
Во-первых, эстетических. Несмотря на то, что политкорректно Bethesda запретила стрелять в пах и лишать хулиганов зрения, разлетающиеся на мелкие ошмётки головы и отрывающиеся руки тут всё-таки присутствуют. Во-вторых, в V.A.T.S. всегда можно подумать, как именно распорядится имеющимися ресурсами вместо того, чтобы безумно палить по нескольким врагам одновременно. Ну и совсем уж прозаическая цель – удобство. Fallout 3 так же посетил и консоли, а вы сами понимаете, что целится на геймпаде по снующим туда-сюда врагам ох как непросто.
Нашему герою уже 16 лет, а значит пора… эээ… пройти специальный тест под названием General Occupation Attitude Test или G.O.A.T. (в русской версии – КОЗА), определяющий наклонности персонажа, согласно которым распределятся очки умений. После теста со смесью удивления и радости замечаем, что в бездну веков ушли такие навыки как «Метательное оружие», «Азартные игры» и «Путешественник», «Первая помощь» и «Доктор» объединены в «Медицину», а «Ловушки» превратились в «Взрывчатку». Недолго подумав над результатами теста, мы нагло читерим и расставляем всё так, как хочется нам, а не системе.
Наконец настали последние часы нашей жизни в Убежище. Не дождавшись двадцатилетия собственного чада, наш отец сбежал из 101-го, строго-настрого приказав оставаться на месте. Несколько минут и пара теплящихся трупов – и мы уже стоим у огромной герметичной двери, ведущей в тот, другой мир. Мда, Смотритель, ты был прав, когда говорил «Кто рождён в Убежище, тот умирает в Убежище». Эй, надеюсь, кто-нибудь уберёт его труп до моего возвращения...?
I am the very exile singing my song…
На выходе из пещеры (она же Имперская канализация) нас спросят, не хотим ли мы что-то изменить в своём персонаже. Уверенно ответив «Нет», мы вылезаем на свежий воздух. Приключение начинается.
Не пройдя десяти шагов, получаем следующий уровень и возможность выбрать перк. Перки – это особые способности, которые теперь выдаются каждый уровень и коренным образом влияют на персонажа. Есть и старые гости из предыдущих частей, например, «Таинственный незнакомец», есть те, которые слегка изменили специализацию вроде знаменитого перка «Снайпер», который теперь отвечает за возможность попасть врагу в голову, ну и конечно многие перки Bethesda придумала сама.
Закончив с хозяйственными делами, мы оглядываемся по сторонам. Движок GameBryo, доставшийся в наследство от Oblivion рисует вполне правдоподобную картинку постапокалиптического мира – чахлые растения, мёртвая земля, разрушенные дома. Даже дурацкий бамп на камнях смотрится очень неплохо. Случайно встреченный у ближайшего города торговый караван тоже не вызвал отторжение моделями персонажей.
А вот первый бой с рейдерами показал, что самое жуткое – ИИ и анимация достались прямиком из TES IV. Ужасно дёрганые движения, абсолютно нереалистичная физика, отсутствие верной массы тела и агрессивные враги, сломя голову бегущие в сторону игрока (даже если в руках снайперская винтовка) очень сильно портят впечатление от местных перестрелок, особенно если не пользоваться V.A.T.S.. Самое смешное, что это главная и единственная страшная потеря Fallout 3 перед своими предками. За всё остальное Bethesda Softworks можно поставить прижизненный памятник из золота, прямо рядом с памятником Black Isle.
… and have your happy, happy time!
Квесты. Их много. Нет, не так. Их МНОГО. Практически каждый NPC с радостью даст какое-нибудь мелкое поручение, будь-то хотя бы принести попить чистой воды. Но дело даже не в количестве, а в качестве. Например, один из первых и весьма интересных квестов даст некто Мойра, владелица магазина «На Кратере» в городке Мегатонна. Она хочет написать учебник по выживанию на пустошах и приглашает вас в соавторы. Добрые десять часов, не меньше, она заставит пробовать на себе эффект радиационного излучения, лезть в логово жутких тварей, чтобы установить там жучок, бить кротокрыс специальной палкой и искать старые базы данных публичной Арлингтонской библиотеки. Наградой будет авторский экземпляр книги и множество полезных предметов, которые трудно найти или дёшево купить.
Как и всегда, квесты имеют как минимум два, а то и три пути решения, а опции диалога выбираются между классическими вариантами «рубаха-парень», «моя хата с краю» или «мерзкий ублюдок».
В ходе выполнения заданий игрок может получить себе в пользование небольшой уютный домик, который можно будет обустроить согласно всем трендам постапокалиптической моды – поставить личный верстак для починки и создания по добытым чертежам нового оружия, музыкальный автомат и многое другое. Самое полезное устройство, пожалуй, аптечная станция, которая лечит от наркотической зависимости (Психо, Ментаты… сами понимаете) и восстанавливает здоровье.
Путешествуя по Столичной Пустоши, игрок наверняка наткнётся на милого пёсика по прозвищу… правильно, Догмит. Кроме того, что он неплохо кусается, так ещё и умеет по команде хозяина «Ищи!» приносить патроны, химию или пищу. К сожалению, у вашего покорного слуги Догмит скончался в неравном бою с Когтем Смерти, который хоть и стал примерно в два раза слабее за прошедшие десять лет, но всё равно не потерял смертоносности.
Несмотря на то, что random encounters в старом понимании того слова больше нет, нам постоянно будут попадаться представители местной жизни: кротокрысы, бешеные собаки, яо-гаи (некое подобие медведей), радскорпионы и так далее. В окрестностях Вашингтона вас ждут и супермутанты, превратившиеся из сутулых и мощных качков в неженок с царственной осанкой.
Встретится герою и Братство Стали, причём сразу в двух ипостасях. Изнеженные и погрязшие в альтруизме паладины старейшины Лайонса под названием Lions Pride (игра слов – можно перевести и как «Гордость Лайонса» и как «Львиный прайд») и Изгои, которые ушли от Лайонса и продолжили генеральную линию партии, разыскивая в Округе Колумбия довоенные технологии. Между прочим, и тем и другим можно сдавать специфические предметы – довоенные книги и всякие лазеры-шмазеры.
I don’t want to set the world on fire
Больше всего Fallout 3 подкупает даже не отыгрышем роли, сюжетом или вылетающими супермутантовскими глазницами, а наличием мелких, незначительных деталей. Скажем, здоровье можно восстановить во сне, стимпаком, а можно попить воды, скажем, из унитаза, со всеми вытекающими последствиями в виде радиационного отравления. Если открыть и выпить бутылочку Ядер-колы, то в инвентаре окажется лишняя крышечка – местная валюта, пришедшая из самой первой части Fallout.
Или вот взять хотя бы радио, встроенное в Pip-boy. Оно ловит две волны – Радио Анклава, где со зрителем постоянно общается президент Джон Генри Эдем (кстати, озвученный Малькольмом Макдауэллом), и «Новости Галактики», вещание которого идёт прямиком из развалин Вашингтона неким Тридогнайтом. Bethesda не поленилась и не пожадничала лицензировать около двух десятков песен 30-40х годов XX века. Для вас поют Билли Холидей, Боб Кросби, Элла Фитцджеральд, Коул Портер, Рой Браун, The Ink Spots и другие. Только за то, что в ритме блюза можно размозжить перчаткой голову рейдеру и превратить в кучку золы гуля, Fallout 3 стоит полюбить.
Что касается оригинального OST’а, то его доверили писать Инону Зуру, который когда-то сочинил невыразительный саундтрек к не менее невыразительному Fallout Tactics. Другого принципа, по которому выбрали композитора для Fallout 3, мы понять не можем. Хотелось бы, конечно Марка Моргана, но…
P.S. Большой и приятной неожиданностью стало то, что русская версия от 1С вышла в двух комплектациях (jewel и DVD) одновременно с европейским релизом 31 октября, полностью озвученная и снабжённая субтитрами. То, что всё-таки график работ был напряжённый, свидетельствуют малочисленные, но весьма смешные ошибки. Так я однажды чуть не упал под стул, когда услышал из уст паладина Братства Стали воззвание «За Старшину Лайонса!», хотя тот всегда был старейшиной. Озвучание персонажей вполне сносное и явно лучше, чем «Золотое Издание Oblivion», но всё-таки, если вы хорошо знаете английский язык, то советуем поставить оригинальную версию, благо на диске с игрой она есть.
***
Fallout, каким он должен быть в XXI веке – от первого лица, с отличной графикой, захватывающим сюжетом, бесконечным отыгрышем роли, непревзойдённым чёрным юмором, ретрофутуристическим стилем и потрясающими по красоте джазовыми композициями. Возможно, для кого-то Fallout 3 окажется игрой года. Prepare for the future.
Автор: Данил Ряснянский
1340 Прочтений • [Рецензия игры Fallout 3] [11.05.2012] [Комментариев: 0]