Рецензия игры Civilization 4: Колонизация (Sid Meier's Civilization 4: Colonization)
Компания Firaxis Games вот уже 12 лет бьёт в цель без единого промаха, героически удерживая за собой нишу глобальных стратегических игр. За прошедшее десятилетие эта компания, ведомая легендарным Сидом Мейером, не раз удивила общественность своими неожиданными находками: та же «Civilization 4» вкупе с двумя официальными дополнениями, несмотря на почтенный возраст серии, оказалась вещью на удивление свежей и актуальной.
Не желая останавливаться на достигнутом, старина Сид почти с юношеским энтузиазмом отправился на штурм игровых платформ нового поколения («Civilization: Revolution» вышла в этом году на Playstation 3, Xbox 360 и Nintendo DS). А для родной PC-публики был предусмотрен поистине шикарный подарок: ремейк игры «Colonization», выпущенной Мейером в далёком 1994 году.
Первые минуты «Civilization 4: Colonization» ничем не отличается от четвёртой «Цивилизации», разве что количеством доступных колоний, коих здесь ровно четыре: Англия, Испания, Нидерланды и Франция. Выбрав колонию по вкусу (у каждой – свои бонусы) и отдав должное традиционным формальностям (размер карты, уровень сложности), мы оказываемся на корабле посреди океана. Впереди – земля. Высадившись на материке, мы основываем свой первый город, после чего приходит понимание того, что «Civilization 4: Colonization» - игра таки самобытная, со своей глубиной. От «Civilization 4» остался лишь движок.
Встречаем по уму.
Рассматривая сравнительно небольшой временной период (1492 – 1792 гг.), «Колонизация» смещает акценты в пользу систем торговли и микро-менеджмента: геймплей заключается главным образом в заманивании мастеров-эмигрантов из Старого Света и их распределении по нужным ячейкам. Для наёма доступны фермеры, шахтёры, дровосеки, рыбаки и т.д. Каждый – мастер в своём деле, и приносит гораздо больше пользы, чем любой свободный колонист. Таким образом, наш корабль плавает в Европу и обратно: вывозим товары (провизию, дерево, металлы, мех…) – закупаем оружие и новых мастеров. Отдельным пунктом стоят так называемые Отцы-Основатели (местный аналог Чудес Света), которые будут рваться в ваш Континентальный Конгресс по мере того, насколько хороши ваши дела.
А дел будет много. Всех нужных мастеров сразу не выкупишь, денег всегда не хватает, а лидер государства, под флагом которого вы находитесь, рад стараться, и подливать масло в огонь, целенаправленно поднимая налоги до невиданных высот. Среди прочих капризов – немедленные денежные выплаты и транспортировка в Европу найденных сокровищ. А в качестве кульминации - требование поцеловать фамильный перстень в знак верности и покорности. И ведь не откажешь подлецу, поскольку ценой отказа может оказаться эмбарго на определённый вид товара. Местные ацтеки, чероки, апачи и прочие аборигены, благо не дураки, также будут требовать дань за возведение на их территории новых городов.
Решаются все эти проблемы спокойно и методично. Аборигенов – обратить в христианство, отправив в каждое их поселение по миссионеру. В случае успеха они станут вашими лучшими друзьями: будут бесплатно обучать новых специалистов и даже заступаться за вас во время войны с оставшимися тремя колониями.
Во время войны важно, чтобы в каждом городе было определённое количество оружия – чтобы каждый свободный колонист мог им вооружиться и защищаться. В противном случае ваш город захватят и уничтожат.
Борьба за независимость заключается в налаживании собственного производства. Ведь, оказывается, из меха можно изготавливать тёплую одежду, из хлопка – ткани, из табака – сигары, из железной руды – инструменты, из инструментов – оружие. Все эти товары продаются гораздо лучше, чем исходное сырьё.
И вся вышеописанная механика реализована путём перетаскивания специалистов по нужным ячейкам и транспортировки товаров по различным торговым караванам и судам. Удивительно, но факт: при всей однородности производимых манипуляций, увлекает всё это действо всерьёз и надолго. Азарту хоть отбавляй.
Провожаем по одёжке.
Графика неожиданно впечатлила. Причём не столько её технический уровень (в целом тот же, что и три года назад, разве что водная гладь отныне требует себе видеокарту с поддержкой шейдеров первой версии), сколько её художественное изящество. Приблизив камеру на максимум, вы сможете разглядеть каждое здание, возведённое в вашем городе. Видно, что была проделана огромная работа: каждая текстурка на своём месте. В сравнении с оригинальной «Civilization 4» - ну очень аккуратно. Звук также на высоте, музыку при желании можно слушать в отрыве от игры. Интерфейс столь же удобен, сколько и информативен. Чего ещё для счастья надо?
***
«Sid Meier's Civilization 4: Colonization» - это независимая игра в рамках официального дополнения (или, может, модификации?). Как и все проекты Firaxis Games - со своей глубиной и долей шарма. Другое дело, что сие развлечение отпускает так же быстро, как и увлекает. После пары-тройки партий «Колонизация» всё же надоест, разнообразия ей явно не хватает. Однако отточенный баланс, внутренняя глубина и, наконец, приятный интерфейс, будут притягивать адептов глобальных стратегий снова и снова. Таким образом игра от Сида Мейера в очередной раз пройдёт заветный «test of time».