Рецензия игры Painkiller: Крещенный кровью (Painkiller)
Законы развития игровой индустрии мало, чем отличаются от развития, скажем, кино. Одни фишки приходят на смену другим, количество вкладываемых денег день ото дня растёт чуть ли не в геометрической прогрессии, что явно не соответствует скорости роста качества…
При этом вырваться из порочного круга, тряхнуть стариной всегда и везде трудно. Так сегодня мы познакомимся последним из могикан, игрой, вышедшей в 2004 году, но вобравшей все лучшие качества первых шутеров вроде Doom 2 или Quake. Как многие уже смогли догадаться, речь пойдёт о польском шутере Painkiller, который наши игроки ласково прозвали «Пан Киллер».
Heaven’s got a Hitman.
Как и положено чистопородному экшену старой школы он имеет вполне себе неплохую завязку.
Однажды Дэниел Гарнер вместе со своей женой поехал на автомобиле справить семейное торжество в ресторан. К сожалению, погода была явно не располагающей к путешествию, а Гарнер плохо реагировал на дорожную ситуацию. Результат – страшная авария.
Очнулся Дэниел не где-нибудь, а посреди Рая и Ада, а если по-нашему – в чистилище. За какие-то грехи прошлого его не пускают в Рай. И тогда ангел Сэмуель предлагает простой контракт: уничтожить четырёх генералов Люцифера в обмен на тёплое место на небесах. Естественно, что Дэниелу ничего не оставалось делать как приступить к вычищению скверны и нежити.
В принципе, это всё, что вам нужно знать о сюжете Painkiller. Потому как он подаёт признаки жизни, ровно пять раз в виде неплохих, но весьма коротких роликов. Остальные шесть часов Painkiller представляет собой бесконечный массаж спинного мозга.
Rivers of madness are flowing through my veins…
Итак, игра разделена на 24 абсолютно не связанных друг с другом миссии, неравномерно разделённых на пять актов – по акту на каждого генерала и один на Ад, который Дэниел посетит вследствие непредвиденных обстоятельств.
При этом каждый из тех 24 уровней – настоящий шедевр дизайнерского искусства. Художники People Can Fly одними из первых смогли показать, что Ад и Чистилище – это вовсе не тёмная бездна, где бегают рогатые черти, на повозке, запряжённой самоубийцами , едет Сатана, а вокруг царит смрад и копоть. Ад в представлении PCF содержит кусочки и обрывки исторических событий вне пространства и времени.
Поэтому программа посещения нам предстоит весьма богатая и очень разнообразная. Поначалу мы окажемся на старом средневековом кладбище, затем – в Соборе, подземных катакомбах, заражённом чумой городе, психиатрической больнице, военной базе, железнодорожном вокзале, Опере, старом Замке, Городе на воде (явный намёк на Венецию) и даже в Вавилоне. Ад вообще можно причислить к числу самых красивых и захватывающих уровней, что когда-либо были в шутерах – застывшее в самом разгаре средневековое побоище и огромный ядерный гриб на заднем фоне.
Под стать уровням и населяющие их монстры. Скажем, на Кладбище вас ждут скелеты-рыцари с мечами, в Монастыре и Атриуме – монахи с длиннющими ногтями с секирами в рясах, а в Городе на воде – какие-то хулиганы и байкеры с Томми-ганами.
Ну и конечно в конце каждого акта игрока будет поджидать босс – толстый, с кучей хитпоинтов и неистребимым желанием покончить с вами, к каждому из которых нужно найти свой подход.
Ain’t no forgiveness
Игровой процесс Painkiller прост и незамысловат как десять копеек и напоминает одновременно Serious Sam и Crimsonland от первого лица. То есть мы со скоростью савраски мчимся по уровням, равномерно раздавая сталь, свинец и тротил различным адским отродьям. Периодически, прямо как в Devil May Cry 4, нас будут запирать в узких помещениях, и пускать сразу из трёх углов монстров. Перебив всех, мы активируем скрипт, двери открываются и процесс повторяется снова и снова с незначительными изменениями. С убитых врагов мы подбираем души – местный аналог аптечек, после набранных 66 душ на время превращаемся в демона: тогда мир приобретает серый оттенок, а все монстры окрашиваются в ярко красный. После выхода из режима демона, глядя на окровавленные стены, сам себя спрашиваешь: «И это всё я сделал?».
Казалось бы, что может быть скучнее – давить на гашетку и резво прыгать по уровням? Но этот вопрос живо отпадает, когда узнаешь обо всех остальных признаках Painkiller. Поскольку кроме адреналинового (хоть и однообразного) отстрела монстров и красивых уровней «Пан Киллер» имеет целую горсть тузов в рукаве.
Во-первых, Painkiller может похвастаться одним из самых продуманных арсеналов вооружения. Всего стволов в игре пять: пейнкиллер, дробовик, коломёт, сюрикеномёт с электричеством и пулемётракетница. Кажется, что мало? А чёрта с два. Потому как каждый ствол имеет альтернативную, и каждый второй – комбо атаку. Кроме всего прочего, они уникальны в своём роде и за исключением спаренной ракетницыпулемёта ни в одной игре вы подобные не встретите. Нестандартность подхода поляков можно проследить банально только лишь по первой пушке – Пейнкиллеру. Обычно во всех шутерах оружие, повешено на «единичку» - это так, для мебели, его используют как последний аргумент. Но в Painkiller всё не так. По нажатию основной атаки («Пейн») оружие раскручивает острые лезвия, которыми очень хорошо рубить толпы в ближнем бою. Альтернативная атака («Киллер») – выпускает ловушку, которая соединяется с основой лазерным лучом. Удачно засев в каком-нибудь узком месте ей вполне можно нанести неплохой урон. Ну и апофеоз работы «единички» - её комбо. Раскрутив лезвие и нажав альтернативную атаку, мы выпускаем вращающиеся круг с ножами, которые покромсают в мелкие куски практически любого врага.
And all I got is pain!
Далее Painkiller приятно удивляет отличным уровнем физики и графики. Даже сейчас, спустя три с лишним года она не кажется устаревшей. Милые глазу модели, отличная анимация и хорошие текстуры (знайте, что самое реалистичное изображение стекания капель крови по стенам принадлежит кисти Painkiller) – марку и стандарт тех лет игра держит с достоинством.
Знаменитый Havok 2.0, который также работает в Half-Life 2 и Max Payne 2 на полную катушку раскрывает себя в Painkiller. Кажется то, как красиво, органично и правильно кол пришпиливает тушку незадачливого воина тьмы к стене не описывал только ленивый. Не устоим и мы. Каждая битва превращается в празднество физики и может быть описана серий коротких зарисовок – вот зомби улетел в разобранном виде от выстрела с дробовика в упор, вот на коле раскачивается скелет в латах и так далее. Ну и как такое действо может надоесть?
Дополнительного повода для реиграбельности добавляют так называемые «карты Таро». Суть в следующем: всего существует 24 карты Таро, которые можно открыть, выполнив специальное задание на уровне. Например, пройти уровень, не поднимая броню. Или собрав все патроны. Бывают и явно хардкорные задачки: не собрать НИ одной души, или превратится в демона не менее трёх раз.
Награда за мучение – весьма полезный бонус. Есть правда одно но – одновременно можно ставить не более трёх золотых карт (эффекты которых временны) и двух серебряных (действуют перманентно). Ну и ко всему прочему за установку карты нужно платить золотом, которое находится на уровнях в тайниках и предметах быта вроде ваз, надгробий и погребальных урн.
P.S. В горячке мы чуть не забыли рассказать о саундтреке Painkiller. В те редкие моменты, что игрок просто перемещается по уровню, играет тихий и спокойный эмбиент. Лишь только стоит появиться силам тьмы, как колонки разрывает самый настоящий тяжёлый рок. Пускай мелодии и простоваты, но зато обладают очень забойным ритмом. Ну и отдельно, конечно же, стоит отметить песню Painkiller, что играет в титрах. Все, кроме первой, главы были названы строчками из этой песни.
***
Уникальный в своём роде, безбашенный, адреналиновый ольдскульный экшен, сочетающий классический геймплей с новейшими технологиями. Пропустить его – значит отказать себе в львиной доле удовольствия и самого настоящего чистейшего кайфа.