Рецензия игры S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо (S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky)
Сказать, что прошлогодний S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl был очень спорной и неоднозначной игрой – значит не сказать абсолютно ничего. Её выход поделил игроков на два примерно равных, но абсолютно непримиримых лагеря. В то время как одни упивались густой атмосферой, интересным геймплеем, сюжетом и посвящали десятки рассказов любимой игре, другие хаяли игру на чём свет стоит. Аргументы последних в общем-то были вполне обоснованные: и дескать графика в игре устарела минимум года на три (это верно) и половину того, что обещали разработчики не выполнили (тоже верно) и ИИ там часто глупил и так далее.
В общем и целом отношение игрока к «Теням Чернобыля» выражалось в том, как именно он готов был смотреть на игру. Самое смешное и парадоксальное, что тоже самое можно сказать и о «Чистом Небе» - всё будет зависеть от того, какой вы выдадите игре кредит доверия.
Начнём банально с сюжета. Итак, Зона, 2011 год, то есть ровно год до событий оригинальной игры. Некий наёмник по прозвищу Шрам, сопровождая группу ученых, был накрыт сильнейшим выбросом, который изменил облик Зоны. В результате он без памяти обнаруживает себя в лагере группировки «Чистое Небо» - сталкеров-учёных, которые мечтают понять Зону и уберечь человечество от неё. В результате Шрам скоро узнаёт, что постоянными выбросами Зона пытается уничтожить того, кто подобрался слишком близко к ЧАЭС, а все катаклизмы вызваны вмешательством одного человека. Как вы уже догадались этот субъект никто иной как Стрелок (он же Меченый) – протагонист первой части.
И вот тут начинается двойственность натуры Clear Sky. С одной стороны игра является изящной предысторией событий оригинала, наделённой интригой и захватывающим сюжетом, интересными персонажами и эпической развязкой (финал, кстати, только один). Но, честно говоря, заезженные уже самими разработчиками из GSC Games штампы жанра вроде частичной амнезии героя, таинственного прошлого персонажа, который узнаёт о себе ближе к финалу уже настолько предсказуемы, что каждая «страшная тайна» предугадывается за весьма ощутимое время до того, как игра вам её выдаст сама.
Что у нас дальше? А дальше стоит рассказать о графике. Движок X-Ray довели до версии 1.5 и теперь он показывает действительно натуральную картинку. На словах объяснить трудно. Закройте глаза и представьте, как вы просыпаетесь в хибаре с тонкой крышей, сквозь щели в потолке лениво пробиваются солнечные лучи, потом вдруг собираются тучи и собирается дождь от которого поверхности натуралистично намокают (правда только в DirectX10-версии). Про потрясающую игру света и тени, а также HDR говорить просто смешно. Это не Crysis. Это чем-то даже лучше.
Расписывать графику S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky можно очень долго. Моделям наконец-то добавили полигонов, и на мой неискушённый взгляд показалось, что на каждую модель приходится примерно раза в полтора больше «треугольников», чем в оригинале. Под стать моделям и анимация – теперь сталкеры не представляют собой неповоротливых человекообразных роботов, неуклюже переставляющих ноги. Ну и наконец отдельно слово стоит рассказать о том, как тут выглядит вода. Пожалуй, трудно назвать хотя бы две игры, где вода выглядит так красиво. Такой бы бочке да ложку побольше! Только ложка опять оказалась с едким дёгтем. Во-первых, существенно возросли системные требования. И если минимальные выросли не так значительно, то чтобы запустить «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» на максимальных вам понадобится очень мощный компьютер. Время загрузки локаций также оставляет желать лучшего, хотя возможно это связано с тем, что они прилично возросли в размерах. Ну и не могу не упомянуть забавные эффекты от попаданий в виде каких-то искр – на бандитских куртках они выглядят явно неуместно. Ещё более забавно выглядят быстрое и резкое падения тел – складывается ощущение, что дело происходит на Юпитере.
Но самое ужасное – оптимизация и баги. На форумах игроки, первые опробовавшие «Чистое небо» уже вовсю упражняются на тему того, что произошёл Выброс, только не на Зоне, а в GSC, которые метнули некачественный продукт на прилавки. Несмотря на то, что первый патч уже был выпущен, игра радует многочисленными недочётами. Кривая оптимизация и как следствие - тормоза, вылеты в Windows, невозможность выполнения некоторых квестов и чуть ли не BSOD’ы очень сильно попортили всем впечатление. Так что заранее даём совет – лучше не рискуйте и подождите месяц пока выйдет ещё патч-другой, потому что сейчас в ЭТО удаётся играть далеко не всем.
После того как сходит первое впечатление от графики, начинаешь обращать внимание на геймплей. Основной его фишкой тут должна была стать борьба группировок о которой так красиво говорили разработчики и преподносили как новое слово в жанре.
В принципе на словах и в теории всё выглядело просто замечательно. То есть в режиме реального времени банды сталкеров воюют за территории, захватывают опорные точки и плацдармы, рекрутируют новых членов и так далее. Те, кто имеет больше ресурсов и территории может позволить себе более обширный ассортимент товаров и бОльшую численность личного состава. Внести в S.T.A.L.K.E.R. sandbox-геймплей было бы отличной идеей.
Но к огромному сожалению, вся эта механика работает только номинально. Да, есть война группировок, и главный герой может присоединиться к одной из нескольких формирований (уже знакомые «Свобода», «Долг», «Чистое Небо», «Одиночки» и ещё две неиграбельные фракции – Бандиты, Военные и «Ренегаты»). Да, если герой вынес вражеский блокпост, то высок шанс того, что в магазине появится новый ствол. Но в целом всё равно играется Clear Sky практически как предыдущая часть – то есть как широкомасштабный, но всё же линейный шутер с ролевыми вкраплениями.
Специфика борьбы группировок оказала огромное влияние на квестовую часть. Если раньше побочные задания представляли собой миссии вроде «принеси щупальца кровососа», «убей сталкера» и «добудь артефакт», то теперь все несюжетные задания сводятся к «отбей атаку» или «захвати». После захвата вражеской базы там мгновенно респаунятся наши должностные лица – лидер, торговец хабаром, проводник и ремонтник. Роль последних двух стоит уточнить.
Проводники – это эдакие аналоги Silt Strider’ов и телепортов в том же The Elder Scrolls III: Morrowind. То есть за небольшую плату (или даже бесплатно) они готов провести вас в пределах одной территории, скажем, Болот. Если честно, введение подобных личностей довольно неплохо вписалось в геймплей, потому как местные локации (есть как уже давно знакомые Свалка и Кордон, так и новые – Болота, город Лиманск и Рыжий Лес) раза в два превосходят ранее виденные. Стоит напомнить, что транспорта как не было, так и нет.
Ремонтник – гораздо более интересный персонаж. Во-первых, он чинит износившееся оружие и обмундирование. Но главное – он ставит всевозможные апгрейды. Список для каждого вида оружия и брони уникален. Всевозможные эргономические ручки, дополнительные обоймы, облегчённый ствол, улучшенный дульный тормоз (снижение отдачи) и даже смена под другой калибр – это далеко не полный список изменений. Также техники дают специальные задания по нахождению флешек с информацией по улучшениям.
Но если сказать по-честному, то улучшения носят довольно символический характер. Более того, на некоторые стволы и бронекостюмы их ставить практически бессмысленно. И что самое обидное, все апгрейды визуально НЕ отображаются, как это сделано в Bioshock или Medal of Honor: Airborne. Так что идея разработчиков о том, чтобы игрок привык к своему оружию, холил и лелеял его, явно провалилась. Сам состав стволов практически не изменился со времён первой части, что в принципе оправдано.
Другие изменения геймплея носят функциональный характер. Так аномалии теперь заметить практически невозможно, а артефакты не валяются россыпями у дорог, и чтобы найти их понадобится довольно много времени. Специально для поиска артефактов появились приборы-детекторы, которые берутся в левую руку и сигнализируют о наличии (а иногда и о расстоянии до) артефакта.
Работа над ошибками
Отдельные строки стоит уделить изменениям в интерфейсе и прочей мелочи. Наконец-то, вняв стонам игроков, разработчики сделали действительно удобную и красивую панель управления. Каждый пункт стоит разобрать отдельно.
Во-первых, изменился HUD. В правом углу экрана мы теперь можем наблюдать полоску здоровья, состояние брони, а также текущий уровень радиации в организме и в окружающей среде. Удобство весьма спорное, хотя местный HUD (то есть всё, что отображается на экране) обладает высоким значением параметра, который называется “usability”, то есть «дружелюбность к пользователю». Так же изменился и инвентарь. Теперь, когда меняешь одно оружие на другое не приходиться линейкой вымерять полоски параметров, чтобы понять у какого из двух автоматов выше точность стрельбы и скорострельность – прирост параметра при смене показан зелёным отрезком, уменьшение – красным. Правда периодически случаются странности и оружие, повешенное на кнопку «3» сравнивается по характеристикам с пистолетом, за которым назначена клавиша «2», но это в целом редкость.
Второе очень важное изменение, которому будут, безусловно, рады игроки – нормальный КПК, на функционал которого жаловались абсолютно все. По одной вкладке мы можем посмотреть текущую ситуацию на фронтах и какие задачи нужно выполнить нашей фракции – удержать такой-то хутор, захватить такой-то плацдарм и так далее. При переходе на другую закладку выводится статистика героя, его группировке и фракции противника – количество доступных ресурсов, личный состав и место в общем рейтинге. Наконец по другой вкладке мы переходим к карте.
Она стала также по-настоящему удобной. По двум щелчкам мыши мы можем вызвать весь список второстепенных заданий, выбрать нужное на данный момент и после попросить отслеживать его на карте. Карта также стала и более информативной – теперь на ней отображаются перемещения союзников и врагов, при наведении курсора на объект высвечивается информации о нём (те пять быстро приближающихся красных точек – мутанты или бандиты?), а так же может даже показать цель его маршрута.
Олимпийский резерв
Стоит уделить отдельную главу бою и ИИ. В плане стрельбы и тактики S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky практически ничем не отличается от Shadow of Chernobyl. То есть как всегда противники выдерживают здоровенную очередь из АКСУ-74 в живот, небольшая не перебинтованная рана может погубить персонажа, а разброс пуль от большинства стволов такой, что половина пуль на расстоянии менее пятидесяти метров просто уходит «в молоко», так что приходится двигаться короткими перебежками, целить в голову и выстреливать по 2-4 патрона. Но теперь в игру был привнесён жуткий элемент. Враги научились метать гранаты! И это действительно страшно – метко пущенная граната РПГ-5 может запросто снести половину здоровья да ещё и открыть сильнейшее кровотечение. Но самое ужасное, когда игрока окружают пятеро или, не дай бог, семеро бандитов. Тогда со скоростью подач Марии Шараповой к игроку с комментариями «Скушай, с**а, яблочко!» летит целая туча лимонок, которые взрываются практически мгновенно. Естественно, что ранее работавшая тактика отсидки за укрытиями больше не действует – ахнуть не успеешь, как тебя закидают гранатами.
Особенный камень преткновения тут – искусственный интеллект. И если раньше те же бандиты стреляли как обкурившиеся анархисты, то теперь они выцеливают игрока со всех стволов с потрясающей точностью, так что даже ветеранам шутеров будет непросто выжить даже на втором уровне сложности. Единственный забавный баг опять же связан с использованием гранаты – если вы лицом к лицу встретитесь с врагом, сжимающим в высоко поднятой руке лимонку, то можете успокоится, поскольку есть весьма вероятный шанс, что тот… не предпримет никаких действий, если вы не дадите ему далеко отойти – в противном случае он всё-таки совершит роковой бросок или достанет автомат.
Напоследок стоит рассказать о звуковом сопровождении. Это наверно то, что ВООБЩЕ не поменялось со времён первой части. Ну да, записаны новые диалоги, несколько фраз опять же связанных с броском гранаты. Но остальное – звуки выстрелов, мелодии и даже анекдоты, которые травят сталкеры у костра, почти все старые. А в главном меню играет всё та же dark ambient мелодия, что и в «Тенях Чернобыля». Хотя конечно ждать тут перемен было бы смешно.
***
S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо играется, ощущается и даже воспринимается в общих чертах точно так же как оригинал. Всё также половина заверений разработчиков оказалась фикцией, всё также финальная версия игры должна носить обидное звание S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky релиз-beta. Но при этом снова получилась игра с интересным, пусть и далеко не идеальным геймплеем и густой атмосферой. И вновь продолжится бой между фанатами и противниками. Мы же постараемся остаться на своём, нейтральном мнении.