Жанр Horror условно можно разделить на два вида. Первый - тот, в котором вы боитесь того, что вот-вот может неожиданно выпрыгнуть из темноты. Resident Evil яркий тому пример. Во втором же опасаешься не монстров, скрывающихся во мраке, а самой Тьмы. И преуспел в этом более остальных Silent Hill. Это тихий, пустующий городок, вечно сокрытый туманом. И пройти по нему из одного конца улицы к другому гораздо, гораздо страшнее, чем остаться одному в темноте. Когда из-за постоянной серости не видно ничего дальше собственных рук. Когда пугаешься собственной тени. Когда слышишь странный скрип, доносящийся откуда-то из-за поворота. Когда абсолютную тишину вдруг нарушает треск радио. В этом весь он. Silent Hill. Судья и палач в одном лице.
Я часто вижу этот город во снах… Silent Hill…
Konami практически во всех своих проектах делает ставку не на революционный геймплей, а на качественный, проработанный сюжет и потрясающей глубины атмосферу. Они не чураются пускать в ход философские мотивы (тот же Silent Hill), социальные подтексты (Metal Gear Solid 2), Konami не разжевывает историю за игрока, не преподносит ему все секреты и тайны на блюдечке с голубой каемкой. Наоборот, они словно ведут с игроком интеллектуальную беседу, показывают лишь общие наброски огромного полотна, но раскрасить его можем лишь мы.
Джеймс Сандерленд всматривается в зеркало в жутком туалете на подъезде к «Тихому Холму». Не смотря на давность игры (на секундочку, на ПК Silent Hill 2 вышел в 2002 году), лицевая анимация выше всяких похвал. Всмотритесь в глаза Джеймса, это глаза отчаявшегося человека, находящегося на грани безумия. Как тут остаться здравомыслящим, когда приходит письмо от жены, с просьбой приехать в их «особое место». Только вот Мэри умерла три года назад. Что происходит вокруг? Что за монстры наводнили некогда тихий и уютный городок? Что с ним стало? Silent Hill 2 – рассказ о грехах и самобичевании, наказании и прощении, философская притча о том, что раскаяться никогда не поздно. И история эта не только об одном Джеймсе, но о нескольких людях, потерявшихся в жизни. И именно поэтому Silent Hill позвал их, чтобы дать надежду. Да-да, именно так, надежду, не смотря на всех своих ужасных монстров, на свою «темную» сторону. Ведь пройти через ад – единственный способ осознать свой грех, свои деяния и покаяться, пока еще не стало слишком поздно. Кто-то сумеет, кто-то нет. Silent Hill 2 – настоящая, полная драматизма трагедия, столь ужасная и столь прекрасная. А ее герои – настоящие, живые люди, которых можно встретить на улице каждый день. У них есть свои страхи, далеко не один «скелет в шкафу», и в них невозможно не поверить, ведь каждый герой прописан просто идеально, до мелочей. Но, так же, как и в случае с сюжетом, они не расскажут о себе всю подноготную при первой же встрече. Разработчики даже не дадут прямой ответ на вопросы «кто они именно?», «откуда и зачем пришли?». Мы должны сами понять это, наблюдая за их поведением, разговорами, поступками, глядя в их глаза. Вы никогда не сможете забыть ни Эдди, ни Анжелу, они навсегда оставят отпечаток в глубине вашей души.
Просто приставь револьвер к голове и… бух!
Жива ли Мэри, неужели она и впрямь не умерла три года назад. Этим вопросом вместе с Джеймсом вы зададитесь далеко не раз за всю игру. Играть дальше хочется только ради того, чтобы узнать – чем все закончится, даже не смотря на весьма спорный геймплей. Во всем этом шедевральном полотне именно игровой процесс является самым слабым звеном. Боевая система никуда не годится, а в купе с кривым управлением и ужасающе тормознутой камерой (не редко случается, что главный герой вообще выпадает из поля зрения) любая драка против более, чем двух противников, как минимум закончится для вас ранением, а как максимум… ну вы и сами догадываетесь. В свободное от убиения нечестии и просмотра великолепно поставленных роликов времени нам в роли Джеймса предстоит изучать Silent Hill буквально шаг за шагом, чтобы, не дай Бог, не пропустить где сюжетно важный предмет, и решать загадки. Местные задачки – отдельная тема для разговора. Видите ли, японцы – народ с весьма своеобразным воображением. Забудьте про привычную, бытовую логику, дилогию Penumbra и недавний Alone in the Dark. Местные паззлы абсолютно иррациональны и нелогичны. Ну кому в здравом уме придет в голову положить волос (!) в коробку, да запереть это на четыре хитроумных замка! И в тот момент, когда нервы начинают сдавать и хочется крикнуть: «Ну что за бред!», приходит осознание – в этом ненормальном мире просто не может быть нормальной логики и рациональных решений. Именно такие головоломки наиболее удачно вписываются в атмосферу.
Silent Hill 2 вообще одна из самых атмосферных на моей памяти. Разработчики современных horror’ов обычно заботливо просят зашторить все окна, дождаться ночи, выкрутить яркость экрана до такой степени, чтобы было не видно ничего, кроме, собственно, вашего альтер эго. Но в случае с Silent Hill 2 этого можно вовсе не делать. Больше того, нервным и беременным не стоит играть в нее даже при свете дня. Ведь все равно будет очень страшно, животный ужас жадно вопьется в вашу душу и выгнать его практически не возможно, пока на экране мелькает «Тихий Холм». А ведь патронов, если их использовать с умом, всегда в избытке, фонарь работает практически вечно, а шипение радио заботливо предупреждает о приближении супостата. Страх нагнетается благодаря идеальному визуальному ряду и чуть ли не лучшему саундтреку за всю историю игроиндустрии. Team Silent не дают на обозрение модели из огромного количества полигонов и текстур высокой четкости (хотя для игры шестилетней давности Silent Hill 2 держится молодцом), но предлагают насладиться великолепнейшим дизайном и анимацией. Каждая деталь, каждый предмет мебели, каждое пятно крови, все на своем месте, и ничего не кажется лишним. Ни разу за всю игру не возникает желания сказать: «А вот тут стоило кое-что добавить, а здесь, наоборот, убрать». А музыку хочется слушать и слушать даже в отрыве от игры. Такого точного попадания музыкального сопровождения в игровые моменты я наблюдал впервые. Поверьте, после просмотра видеокассеты в отеле вам захочется откинуться на стуле и просто наслаждаться великолепной гитарой и клавишными.
* * *
В итоге как-то не хочется даже думать о всех недостатках в виде скучноватого геймплея и недружелюбного управления. Konami доказала, что превыше всего – сюжет и атмосфера, что игры – настоящее искусство, способное оставить след в душе человека. Но справедливости ради нельзя не отметить – Silent Hill, не только вторая, но и любая часть, как и высокое искусство – доступно не каждому. И чтобы понять его и принять, необходимо иметь хоть какое-то представление о жизненных и моральных ценностях.
Автор: Денис Щенников
1122 Прочтений • [Рецензия игры Silent Hill 2] [11.05.2012] [Комментариев: 0]