Рецензия игры Космические рейнджеры (Space Rangers)
Если попросить игрока-обывателя назвать свои ассоциации с выражением «игра-шедевр», то он запоем начнёт перечислять разные зарубежные хиты. Наверняка туда попадут Half-Life 2, Max Payne или даже Fallout 2. Но шанс того, что в этот список попадут «Космические рейнджеры» чрезвычайно мал.
На деле же у нас в стране (СНГ не берём) было сделано как минимум два шедевра – Космические рейнджеры и его сиквел – Космические Рейнджеры 2: Доминаторы. Сегодня речь пойдёт о первой части, которую многие игроки незаслуженно упустили.
Тысячу лет тому вперёд
Итак, наступило далёкое, но светлое будущее – 3000 год. Пять галактических рас (грозные воины малоки, умные фэяне, мудрые гаальцы, хитрые пеленги и люди) наконец пришли к миру и теперь спокойно сосуществуют друг с другом. Но вот из глубин Галактики пришла беда под названием клисаны – древней расы, помеси органики и техники. Фактически у них нету мозга, но их слаженные действия координировались их Сверхразумом под названием Махпелла.
Галактический флот вряд ли смог бы прорваться сквозь захваченные клисанами системы, поэтому Галактический Совет делает ставку на космических рейнджеров – воинов-одиночек, способных прокрасться к Махпелле и уничтожить её.
С самого начала игроку предлагают довольно широкий выбор, от которого будет зависеть весь стиль игры. Всего есть три класса – воин, торговец и пират. Далее предстоит выбрать одну из пяти рас. Результат этого выбор сильно повлияет на стартовые условия и на отношение других наций к вам. К примеру, если вы собираетесь стать пиратом, то стоит выбирать малоков – им с самого начала выдают крепкий и довольно быстрый корабль, если же вы выбираете карьеру воина, то лучшим выбором окажутся фэяне, поскольку у них самое продвинутое вооружение.
Обилие стартовых возможностей поражает с первой минуты, но вот на второй минуте, когда вы оказываетесь в самой игре, то впечатление удваивается. Представьте, что в игре двадцать звёздных секторов, в каждом из которых по четыре системы, а в них, соответственно целая группа планет. Самое интересное заключается в том, что опять же двух похожих миров создать просто не удастся – при создании новой игры все кусочки звёздной карты хаотически перемешиваются, что создаёт дополнительный стимул для перепрохождения. Предугадать какой мир «Космические рейнджеры» предложат в этот раз не может никто – один раз получается Галактика, где балом правят пираты, в другой раз будут планомерно захватывать всё окружающее клисаны, а в третий – военные будут гонять клисанов без вашего участия.
А ещё он живой!
Строчки про то, что поведение окружающей системы непредсказуемо – это нисколько не шутки. Более того, местный мир по-настоящему живой. Игрок лично наблюдает как клисаны захватывают систему за системой, как организуются на приграничных областях ударные группировки по освобождению какой-нибудь системы от захватчиков. Доходило до смешного – автор данных строк летел выполнять квест в соседнюю систему, как рядом из гиперкосмоса валом вылетела пачка гражданских кораблей всех мастей. Не придав этому особого значения, я поплатился, поскольку на обратной стороне чёрной дыры меня ждал флот клисанов.
Данный пример ярко иллюстрирует то, что мир игры живёт без участия игрока, хотя тот может оказать влияние на развитие событий. Тут стоит рассказать о первостепенной задаче рейнджера – уничтожению клисанов.
На первом этапе игры (а это примерно три-пять лет по местному времени) игроку придётся их игнорировать, далее он сможет помогать оборонять системы, чуть позже вместе с военными освобождать системы и лишь на заключительном этапе гнать захватчиков практически в одиночку. Загвоздка в том, что даже если вы с трудом валите самого слабого клисана, прилетать на поле брани придётся, поскольку на клисанах завязана местная ролевая система. После смерти клисаны оставляют технику и протоплазму. Технику нужно сдавать на специальные научные станции, на которых идут исследования по изучению клисан (пока они не завершатся, игра не закончится), а протоплазму – на станции рейнджеров. В обмен на протоплазму идут очки опыта, которые нужно вкладывать в умения. Умений всего шесть: точность (влияет на шанс нанесение максимального урона), манёвренность (влияет на защиту), техника (скорость износа оборудования), торговля, обаяние и лидерство. Каждый навык имеет пять ступеней, так, к примеру, максимально прокачанная точность даёт возможность всегда наносить максимальный урон врагу.
Заходи, покупай!
Конечно, такая игра, как «Космические рейнджеры», не могла бы обойтись без экономики и апгрейдов. Сначала стоит сказать об экономике. На каждой планете есть магазин товаров, коих тут огромный список – от продовольствия, медикаментов и до оружия и наркотиков. Разные расы по-разному относятся к товарам, к примеру у пеленгов разрешено всё, а у гаальцев оружие и наркотики считаются контрабандой. Периодически случаются различные экономические события, о чём повествуют местные новости: допустим на одной из земных планет проводится распродажа табуреток. Вы быстро летите на эту планету, забиваете ими трюм и летите продавать их как роскошь малокам. Только помните, что у них роскошь считается контрабандой.
Обратная сторона вопроса: апгрейд корабля. Рассказывать тут просто бессмысленно, нужно только оценить размах. Во-первых, у каждой расы техника немного особенная – у кого-то легче, у кого-то тяжелее, у кого-то быстрее ломается, но лучше работает и так далее. Во-вторых, прогресс в игре не стоит на месте. Скажем, появляется новый вид двигателя. Поначалу, покупать его нет смысла – он либо очень дорогой, либо очень тяжёлый. Но постепенно он становится легче и дешевеет. Наконец, изменению и улучшению подвергается просто немыслимый список прибамбасов к кораблю – оружие, радар, топливный бак, двигатель, сканер, корпус – комбинаций просто немыслимое количество, были бы деньги.
Кстати насчёт денег. Они тут зарабатываются не только банальным «купил подешевле - продал подороже» и не только продажей трофеев, но и квестами, которые берутся у правительств планет. Задания бывают самые разные, но их можно условно разделить на четыре категории. Первая – это отвезти какой-либо предмет в другую систему на время. Данные задания будут основным кормом для новичка. Вторая категория – квесты на патрулирование сектора от пиратов. Третья – на заказное убийство. Наконец самая интересная и разнообразная категория – текстовые квесты. Среди них попадаются просто шедевральные. Как вам, скажем, квест по изобличению казино, в котором продают наркотики? Или задание, где нужно расставить чипы в правительственном здании? И это лишь одни из самых обычных квестов, случаются гораздо веселее и интереснее.
Ещё чуть-чуть
В подведении итогов хочется рассказать о ещё одной интересной фиче из игры. Когда вы влетаете в гипер-пространство, то можно, зайдя в странные сгустки поиграть в… весёлую аркадку, где нужно летать, подбирать бонусы и расстреливать пиратов. Подобное любопытство может быть награждено редким артефактом (к примеру «Чёрная жижа» медленно наполняет бак топливом) или оборудованием.
Как видно, «Комические рейнджеры» - очень комплексная игра. Хотите экономический симулятор? Да вот он вам. Аркаду? Пожалуйста. Походовую стратегию в духе Master of Orion 2? Да тоже есть. Квест? Их тут полно. Так что «Космические рейнджеры» - это ещё и хороший шанс разнообразить ваш геймплейный опыт. Может быть и поэтому от них сложно оторваться.
***
Про «Космических рейнджеров» можно рассказывать бесконечно долго, поскольку в игре совмещено всё, что только можно, при этом настолько органично, что ощущения схожие с ездой на Формуле-1 по Красной площади не чувствуется. Комические рейнджеры обладают просто невероятной аддиктивностью – в них можно сесть играть в семь утра и, не вставая из-за компьютера, очнуться около полуночи, не совсем понимая, чем занимался последние несколько часов. А что до графики…. ну да, не особо как и богатая, даже по меркам 2003 года игра смотрится обычно. Но вот геймплей и саундтрек (тоже простоватый, но очень атмосферный) окупают всё. Если вы каким-то невероятным образом пропустили эту игру, то не отчаивайтесь, а бегите срочно в магазин за сборником «Космические рейнджеры 2: Доминаторы. Перезагрузка», на котором вы найдёте ещё вторую часть и целую гору приятных бонусных материалов. Поверьте – те 300 или 400 рублей, что потратите не пропадут даром.