Рецензия игры Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth
Надо сказать, что современный человек имеет множество преимуществ перед своим коллегой начала XX века. Он и осведомлен получше, и знает несравненно больше, и, что для нас особенно важно, напугать его очень трудно. Его стращали мертвыми, изрядно раздутыми от переизбытка аш-два-о девочками, сотнями зомби на квадратный метр, страшенными чудищами, размахивающими многочисленными щупальцами и коготками, требующими основательного маникюра. Да мало ли непотребств родила фантазия сценаристов, подогретая пачками очень зеленых бумажек?
И все же, выдержав стиль и атмосферу, современного хомо сапиенс можно заставить пугаться собственной тени. Silent Hill 4, например, убедительно доказал это утверждение. Но, друзья, отложите-ка Silent Hill в сторонку. На очереди Alone in the Dark? Обвяжите ленточкой и отнесите в детский сад - то-то малыши порадуются. Давайте лучше внимательно рассмотрим - Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth - проект совершенно иного помола.
Произведения Г. Лавкрафта прямо-таки предназначены для того, чтобы снимать по ним атмосферное кино и создавать кинематографичные, затягивающие, глубокие игры. Увы, сейчас мне не приходит на ум ни одного толкового переложения книг сэра Лавкрафта, кроме, пожалуй, Alone in the Dark. Не знаю, злой рок ли сыграл в этом роль, или нет ничего сверхъестественного - обычное совпадение, но дела обстоят, прямо скажем, печально.
Говард Лавкрафт, настоящий мастер по части нагонять страх, был бы вправе возмутиться столь небрежному отношению к своему литературному наследию, однако, Headfirst Productions, кажется, удалось искупить вину за неудачные попытки предшественников: перед нами великолепная игра по мотивам романа "Тень над Инсмутом".
Англичане трудились над игрой более шести лет. Если вы помните, анонс Call of Cthulhu пришелся на 1999-ый год, и с тех пор о проекте было мало что слышно. Несомненно, студия столкнулась с трудностями, преодолеть которые в одиночку было крайне непросто. Но все хорошо, что хорошо кончается. Bethesda Softworks, у которой завидный нюх на перспективные проекты, взяла игру под теплое крылышко.
Лагерь приставочников ехидно посмеивается над нами, гордыми воинами PC-степей, изучая давно вышедший на «черном ящике» релиз. Ничего, не все коту масленица. С 27-го марта и мы получили возможность пощупать самый многообещающий хоррор 2006-го.
Тень над Инсмутом
Детективу Джеку Уолтерсу поручили прорваться в особняк, оккупированный толпой сектантов. Выполнив задание, наш сыщик обнаружил нечто такое, что просто-напросто сбило его с катушек. Психологическая реабилитация заняла немало времени, но, поправившись, Джек решает вернуться к старому ремеслу. В наличии амнезия, так что ничего особенно содержательного с того страшного дня Джек не помнит.
Под руку подворачивается любопытный клиент, предлагающий незаурядное задание: в портовом городке Инсмут исчез человек, служащий магазина. Уолтерса, соответственно, просят найти его.
"Никогда не ездить по портовым провинциальным городкам!" - это должно быть написано на лбу главных героев всяческих хорроров, дабы, умываясь по утрам, оные видели предупреждение и, наконец, приняли его к сведению. О Джеке никто не побеспокоился, поэтому детектив едет в городок.
Прибыв в Инсмут, мы с первых же секунд погружаемся в совершенно потрясающую атмосферу произведений Лавкрафта. Мастер нагнетал напряжение не безостановочным экшном, а деталями. Проработанный мир, множество нюансов, "скелеты в шкафах" - вот визитная карточка писателя.
Перед нами темный, неприветливый город с кривыми, грязными улочками, притонами для бандитов и бездомных. Прохожие, буркнув что-нибудь нелицеприятное, спешат скрыться с глаз детектива. Инсмут столь мрачен, что, право, будь я его жителем, повесился бы на первом телеграфном столбе. Без всяких чудовищ город пугает. Пугает мраком подворотен, стонами ветра, но главное, пожалуй, гнетущее ощущение безысходности, тоски и обреченности. Я уверен, что за всю игру вы ни разу не улыбнетесь, ибо для этого просто не будет ни одной причины. Господа, игра издевается над нашей психикой так, как до этого не делал никто.
Тем временем детектив бодро бежит по рельсам сюжета. Снять комнатку в маленьком отеле - что может быть неосмотрительнее? Разумеется, сыщика попытались убить. И с этого момента Call of Cthulhu не отпустит вас ни на секунду.
Чудовища, будто сошедшие со страниц книг, сектанты, сумасшедшие - все сливается в сплошной водоворот смерти, страха и безумия.
Геймплей замешан на абсолютном, беспощадном реализме. Нашему сыщику далеко не так просто уничтожить монстра. Рука, держащая пистолет, внезапно начинает дрожать, и выстрел пропадает зря, а чудище, привлеченное посторонним звуком, быстро отправляет Уолтерса в страну Вечной Охоты. Целиться приходится на глазок - еще один аргумент против применения силы (хотя, признаемся, вернее было бы сказать, слабости). Впрочем, на врагов редко требуется тратить половину боезапаса. Хотя, в Call of Cthulhu гораздо разумнее воспользоваться тактикой Thief и Splinter Cell и вспомнить о темноте - лучшем друге тех, кто слабее. Больше половины игры вам нужно будет пережидать опасные моменты в укрытиях, слушая лишь стук сердца да неторопливые шаги или скрежет когтей. Все это, вкупе с соответствующими антуражами, в состоянии довести здорового-то человека до лечебно-оздоровительного учреждения. Что уж говорить о сыщике, уже побывавшем в «желтом доме». Между прочим, я это не для красного словца сказал. Наш сыщик, слава Богу, не герой в сверкающей броне. К общей физической слабости (дело ограничится переползанием и низенькими прыжками) добавлена замечательная геймплейная находка - Sanity Loss ("безумие"). Если демонстрировать в течение длительного времени мистеру Джеку расчлененные тела, струйки крови, чудищ - наш сыщик сойдет с ума и предугадать его дальнейшее поведение будет, по меньшей мере, сложно. Вы категорически против и считаете, что ничто не должно мешать поголовному истреблению популяций чудовищ? Тогда обратите самое пристальное внимание на DOOM 3 и Painkiller, а наш сегодняшний гость не шутер. Это удачный коктейль из хоррор-экшна и stealth'a, причем последнее играет очень важную роль.
Как класс отсутствуют тактико-технические данные. Сколько патронов в барабане револьвера? А вспоминайте, по кому палили, и подсчитывайте. В состоянии ли автомат оказать противодействие вражине? Постреляйте и узнаете. Никакого счетчика здоровья нет и в помине. Все повреждения отображаются непосредственно на персонаже. Кстати, и процесс "лечения" организован нетрадиционным образом. Порезы и ссадины придется заматывать бинтами, на переломанные конечности накладывать лубки, рваные раны - зашивать. Травмы сильно влияют и на геймплей. Израненный Джек Уолтерс годится только для демонстраций студентам-медикам.
Несмотря на довольно кусачий подход, играть безумно интересно. Возможно, что полноформатный ТТД только испортил бы уникальную атмосферу, а так - все способствует большему погружению в мир игры.
Обрадовал творческий подход к созданию ситуаций "А сейчас упали все со стула!". Помните, как были устроены сюрпризы в вышеупомянутом DOOM 3? В темной-темной комнате нас ждал полуразвалившийся зомби, безропотно сидя в каком-нибудь укрытии, вместо того, чтобы гулять по базе, отыскивая свежие тушки. А, не к ночи будь сказано, F.E.A.R.? Нет, я все понимаю, Маленькие Мертвые Девочки достойны всяческого одобрения, но частота появления этой девочки превышала все разумные пределы. Здесь никто не собирается сваливаться нам на голову с печальным рыком. У Headfirst Productions много козырей в рукавах, и Call of Cthulhu не раз заставит вас испуганно вздрагивать.
Зов Ктулху
Графика подкачала. Текстуры невзрачные, а модели страдают от недостатка полигонов. Но мы не будем слишком привередливыми и примем во внимание одно существенное замечание. Поглощенные сюжетом и атмосферой, вы вряд ли будете обращать внимание на огрехи местного графического движка. Подумав, я решил не отнимать из-за этого баллов от итоговой оценки. Честное слово, ценность этой игры вовсе не в графических красотах.
Встречаются на просторах Инсмута и баги, пропущенные поисковыми командами тестеров и программистов, но их мало, и они не настолько критичны, чтоб испортить общую картину.
А вот звук в полном порядке, как это и должно быть в игре, претендующей на умение пугать игрока. Музыкальное сопровождение, шорохи, скрипы, стоны ночного Инсмута - высочайший уровень исполнения. Нужно отметить и великолепную озвучку персонажей: все эти хриплые, полные злобы голоса обывателей, взволнованная быстрая речь ваших "коллег" по несчастью, людей попавших в Инсмут ввиду обстоятельств, запоминаются надолго.
Вердикт
Call of Cthulhu - серьезный претендент на звание лучшего хоррор-экшна не только 2006-го, но и последних нескольких лет. Silent Hill, Alone in the Dark и Shadow of the Comet, подвиньтесь, пожалуйста, и уступите место на пьедестале почета новой шикарной игре от Headfirst Productions. Штучная, ручная работа. Игра, несомненно, достойна того, чтобы вы обратили на нее свое внимание. И не стоит откладывать. Свидание с Инсмутом может стать одним из самых ярких игровых впечатлений. Если же вы еще не знакомы с произведениями Говарда Лавкрафта, Call of Cthulhu, надеюсь, поспособствует этому знакомству.
Автор: Sathuras
1485 Прочтений • [Рецензия игры Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth] [11.05.2012] [Комментариев: 0]