...Оторвавшись наконец на пятой миссии от Sniper Elite, я
рассеянным взглядом окинул сначала экран со скрином, запечатлевшим медленно, в
режиме "slo-mo" опадающих на очередной асфальт очередных мозгов очередной жертвы
моего "хэдшота", затем также медленно перевел взгляд на запотевшую мышку и
испуганную кошку (нет, она не грызуна испугалась, а моей бурной активности у
того самого "голубого экрана") и в удовлетворенном замешательстве выдавил из
себя, подобно заправскому Карабасу Барабасу из весьма известного в СССР детского
фильма: "Это...это...просто...праздник какой-то...".
И действительно: на
улице кемперов (в простонародье тех, кто предпочитает в сетевых и сингл-баталиях
верный запотевший прицел родной снайперки тяжелому и постоянно дергающемуся из
стороны в сторону прикладу трофейного ППШ или Plasma Gun) случился настоящий
праздник. До сих пор они, скажем прямо, были в несколько стесненном положении:
парочка миссий на все последние "великоотечественные" игры вместе взятые да
"любовь" разработчиков, выражающаяся в стремлении максимально эффектно и
громогласно, чуть ли не с фанфарами обставить каждое успешное действие кемпера -
снайпера в сетевой игре (коллеги по несчастью понимают, о чем это я тут
распинаюсь) - разве этого заслуживают "ворошиловские стрелки" современности?
Теперь же стараниями британской команды Rebellion у них появилась
возможность максимально "оттянуться", отомстив всем за долгие игры унижения и
преследований...
Впрочем, первое знакомство со Sniper Elite
проходит в нервозной и несколько предвзятой обстановке: кто знает, чего ждать от
студии, давно уже отличающейся откровенной нестабильностью (напомню, что эти
игроделы с Туманного Альбиона успели выпустить самые разные игры, от вполне
удачной Alien vs. Predator до откровенного трэша, вроде Dredd vs.
Death)?
Однако в течение первых же миссий с удивлением убеждаешься:
разработчики выложились по полной. Видимо, справедливо решив, что Sniper
Elite - единственный оставшийся билет для Rebellion в то обетованное
место, где располагаются девелоперы с большой буквы Х (в смысле альтернативные
плохим, а не то, о чем вы могли легкомысленно подумать). А раз так, то все
средства хороши - решили британцы и поступили старым проверенным способом:
нахватать всего у всех, в особенности у тех самых более успешных девелоперов. И
первым делом взяли у авторов пока еще двух частей Brothers in Arms так
называемый эффект "размывания" или "blur". Функции его здесь столь же очевидны:
это "совмещение приятного с полезным", когда картинка становится не просто
стильной и слегка "голливудской", но при этом удачно маскирует не всегда и не
везде многочисленную полигональность, часто - откровенную угловатость и
примитивность местных текстур и моделей. На фоне того, что у Rebellion
движок изначально менее технологически "продвинут", чем у Gearbox (и это
все равно, конечно, заметно), значение вышеозначенного эффекта для Sniper
Elite трудно переоценить...
От HL2 девелоперы взяли временами
удачное заигрывание с физическими и баллистическими законами окружающего
пространства (например, иногда точный выстрел в бензобак позволяет существенно
сэкономить патроны, ибо всем пятерым "горе-противникам", еще секунду назад
наивно уверенным в своей безопасности под прикрытием собственно грузовика и
ближайших стен, теперь нужны не пули, а услуги пожарников и
душеприказчиков).
От Hidden and Dangerous и иже с ними отгрызли
сюжет. Вернее даже, сам сеттинг, ибо сюжета как такового нет (есть лишь общим
контекстом связанные между собой миссии и конкретные задания). С одной стороны,
сеттинг этот до зевоты традиционен своим чрезмерным вниманием к жизни и здоровью
русских солдат на фронтах Второй Мировой. С другой же, ребята из Rebellion не просто любезно предлагают западной публике, а заодно и нам,
потренироваться в традиционной забаве "убей как можно больше плохих русов", но и
проявляют чудеса научно-фантастического, где-то даже а ля Том Кленси - подхода.
Как вам, например, задание убить некоего гестаповца Бормана в центре осажденного
Берлина во время его встречи с одним из высокопоставленных офицеров НКВД, а еще
лучше - и того, и другого: западным союзникам СССР не нравится активное
"снюхивание" Советов с остатками разваливающегося фашистского режима (за члена
одной из разведбригад этих самых "союзников" мы и играем). Бред? Но
представители "целевой" аудитории, уверен, пребывают в щенячьем восторге. Мы же
должны быть довольны тем, что Штирлица с профессором Плейшнером в Sniper
Elite нет... Может, разве что, в сиквеле нарисовываются? Кроме того, в
наличии: не совсем нормальные ученые, ядерные секреты, попавшие "впросак" агенты
"под прикрытием", которых надо срочно вызволять etc. Рутина, одним
словом.
У Call of Duty и прочих MOH конфискованы некоторые
особенности построения и развития миссий с обязательным удивленным вскидыванием
бровей на середине одной из них: как, неужели этот совершенно неожиданно
появившийся из-за угла танк могу уничтожить только я, снайпер-профессионал, и
именно с помощью РПГ?! А вы ничего не перепутали??? Нет??? Понял, извините, уже
бегу, сейчас, секундочку... Бои на улицах осажденного Берлина
прилагаются.
Наконец, у Сэма Фишера приватизировали элементы стелса. При
всем при этом британцы нахватали у остальных достаточно грамотно, с чувством
меры и собственного достоинства. В результате, все в целом смотрится неплохо и
вполне играбельно. Но главное, что несколько приподнимает Sniper Elite
над толпой старательных клонов и в чем эта игра более-менее оригинальна - это та
самая изюминка, впечатлениями от реализации которой я уже поделился с вами в
самом начале. Да, правильно: мы играем не просто за агента союзнических
спецслужб, а за снайпера-агента. В лучших Halo-традициях носить с собой можно не
более трех стволов, но только верная "снайперка" всегда и безоговорочно будет с
нами до конца. Скажем сразу: до достоверного и реалистичного симулятора жизни
снайпера на фронтах Второй Мировой Sniper Elite не дотягивает. Достаточно
сказать, что заглянуть в милый сердцу прицел снайперской винтовки мы можем в
любой момент времени буквально за считанные доли секунды – по щелчку правой
мышекнопки. Проблема лишь в том, что зачастую в этот момент у нас в руках
красуется трофейный ППШ...
С другой стороны, разработчики, похоже, и не
ставили цель сделать реалистичный симулятор снайпера. Rebellion пошла
другим путем, сыграв на не совсем, прямо скажем, человечных инстинктах игрока. А
именно: на получении максимального удовольствия и, возможно, даже удовлетворения
от осознания того факта, что "как я его сейчас здорово с одного выстрела на
бегу, со ста метров то, прямо в глаз". Скажу больше: девелоперы просто
заставляют нас смаковать это чувство и любоваться трудами дел своих, по полной и
очень сочно используя тот самый эффект "slo-mo", замедления времени. Медленный,
триумфальный, исполненный гордости от осознания собственной неотвратимости и
солидности полет снайперской пули от ствола до головы несчастной жертвы, впервые
эпизодически продемонстрированный нам в Max Pain в Sniper Elite
приобрел по истине культовое значение и роль. Как только мы совершаем очередной
"хэдшот", камера сразу переключается в режим демонстрации "замедленного полета
пули" с тем, чтобы через несколько секунд в том же режиме продемонстрировать,
как и куда улетел мозжечок очередной жертвы. Rebellion действует по
принципу "все для вас, извращенцы": супостаты, словно подопытные животинки
доктора Моро, обречено разгуливают по уровню именно на таком расстоянии и именно
с такой скоростью, чтобы наше альтер-эго успело спокойно прицелиться и не спеша,
смакуя каждый выстрел, сделало свое черное "снайперэлитное" дело. Иногда они по
долгу грустно смотрят в самое перекрестие прицела, силясь, видимо, понять - а я
сразу усну или помучаюсь сначала? И тогда, признаюсь, рука дергается, а к горлу
предательски подступает ком.
Сочно и очень натуралистично обставлен и
процесс собственно "вышибания мозгов". На моей памяти, это первая игра, где на
квадратный метр игропространства было вылито столько ценного серого вещества. И
с таким смаком. Уж лучше бы здесь, как в иных играх, людей заменили на безликих
инопланетян с зеленой жидкостью вместо крови. Только представьте - убить
коммуниста-инопланетянина в центре осажденного Берлина. Смакование и
бесчеловечные инстинкты, заметим, поставлены на математическую основу и оной же
во многом и мотивируются (надеюсь, никаких других мотиваций у вас не возникает,
в противном случае пора обращаться к психотерапевту): все наши удачные,
показанные в slo-mo-режиме выстрелы (а это отнюдь не только точные "хэдшоты" в
голову, но и, например, критическое попадание в любую часть тела во время
перемещения жертвы по уровню, особенно "на бегу", и убийство с одного выстрела
двух противников) аккуратно подсчитываются с тем, чтобы после прохождения миссии
выдать нам некий рейтинг и общее количество набранных баллов.
Под стать
slo-mo и звуковое оформление игры, заточенное под все ту же главную цель:
смакование, смакование и еще раз смакование. Снайперки, равно как и
"девятиграммовые" результаты их деятельности (имеется ввиду процесс вхождения
пули в человеческое тело - о Боже, может я сам маньяк?!), озвучены именно
"сочно". При этом звук выстрела разнится в зависимости от модели оружия. Что
радует. А вот крики раненых и агонизирующих, еще долго сотрясающие уровень,
радовать не могут. Жалко как-то...
Тут стоит поговорить о системе
попаданий, реализованной в игре. Она несколько странновата. Вроде бы все
правильно: точное попадание в голову - гарантированный труп. С другой стороны,
почему несколько выстрелов подряд в спину или грудь в одном случае сразу же без
промедления приводят к такому же фатальному результату, а в другом - лишь ранят
противника, который еще потом половину уровня будет носиться за игроком по пятам
- решительно не понятно. Бронежилеты или пулеустойчивые партбилеты, хранящиеся у
самого сердца? И это на фоне того, что несколько точных выстрелов в ногу
частенько приводят к появлению еще одного трупа. Я то думал, что он только
бегать нормально не сможет.
В заключение, скажем: Sniper Elite,
являющийся как игра в целом крепким "середнячком" с рейтингом максимум 6.5-7.0.
из 10 баллов, выезжающий лишь за счет умелого использования единственной "фичи"
- можно и нужно использовать в качестве медицинского и где-то даже
психотерапевтического средства. С тем, чтобы все любители точных попаданий в
голову, сублимировали и компенсировали свои желания и неосуществленные мечты
посредством компьютерной игры, а не реальной жизни... Лично мне помогает.
Автор: demigot
1598 Прочтений • [Рецензия игры Sniper Elite] [11.05.2012] [Комментариев: 0]