Грустная, порой однообразная история в великолепном сеттинге
С момента выхода в свет демо-версии второго «мафиозного» экшена, на повестке дня стояло одно. Думалось, как не печально, однако неоднозначный проект от мастеров 2К Czech мерили, меряют, и будут мерить аршином, «тиснутым» из-под носа великого авто экспроприатора Нико Белика. Причем подобным «Макаром» будут судить и люди, которые ясно себе представляют, что эти игры, сущие в параллельных измерениях, отличаются друг от друга, как небо и земля. Но так казалось в начале начал. А после финальных титров «Мафии 2» пред игроками обнажились совсем другие аспекты для обсуждений.
«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных…» - Mafia: The City of Lost Heaven
Конечно, прежде чем ознакомить читателей со своим мнением по поводу «Мафии 2», стоит предвосхитить ожидания игроков, склонных заочно идеализировать данное творение студии 2K Czech. Да-да, Mafia 2 – проект далеко не без огрехов. Но вместе с тем, это такая игра, какие радуют нас своим появлением отнюдь не каждый день. Вот так, действительно, парадокс. Ну, да начнем обо всем по порядку.
Плохие вести
Конечно, позволим себе заметить, что «Мафия 2» – это своеобразная цепочка ярких (вернее, задуманных таковыми) событий. Они представлены, как стильные, атмосферные и кинематографичные эпизоды. С чем-чем, а с воссозданием эпохи и, собственно, самой гангстерской вселенной авторы справились просто отлично. Получились великолепные, но, тем не менее, будничные деньки двух взрослых мальчиков на побегушках у мафии. А это, похоже, совсем не та роль, которую для них ждали поклонники первой части.
Если быть откровенным, Mafia: The City of Lost Heaven в определенный момент давала пользователю почувствовать свою значительность, как члена почти всемогущего тайного клана – семьи. В первой части дилогии героя уважали простые люди, зная, что в трудный момент они могут рассчитывать на помощь, а порой и защиту. Человек мафии здесь являлся залогом справедливости. В сиквеле же все заканчивается, едва ли начавшись.
«Мафия 2» - это рассказ о том, как Вито и Джо – повзрослевшая итало-американская шпана, доросла до принятия в семью и... Не замедлила наворотить уйму «неправильных» дел. Затем, само собой, следует расплата, занавес, охи-вздохи и аплодисменты. А в ходе постановки, герой начинает свой день утром, встав к кровати, в первый-второй-сотый раз, разбуженный телефонным звонком. Заканчиваются почти все главы примерно также – свиданием с подушкой и одеялом. Создатели явно хотели продемонстрировать целостную историю из жизни, вычленить гангстерскую рутину, это понятно. Но зачем было делать столько повторов – вопрос еще тот.
Тем не менее, будни гангстера в «Мафии 2» не отпускают до самых финальных титров. Однако от продолжения легендарной истории бывшего таксиста Томми Анджело поклонники ждали гораздо больше, чем получили. Чаяли мощный и неожиданный сюжет с лихими поворотами повествования, а стали свидетелями просто интересной истории. Надеялись на десятки захватывающих миссий с погонями и перестрелками, а столкнулись с их вялыми тенями, причем в гораздо меньшем количестве, нежели в оригинальной игре. Мало того, задания в игре оказались недожатыми с точки зрения режиссуры. Порой не хватает какой-то изюминки, где-то возможности пострелять лично, причем, что важно, прямо в пылу «экшена на колесах». Да, собственно, и самих поездок за ускользающими вражинами катастрофически мало. Ну, а сюжет слишком короток, как ствол «дамского» револьвера.
«Меня зовут, Вито Скалетта!»
Вито Скалетта – ключевой персонаж сиквела, парень совсем неплохой. С таким, как говорится, можно смело идти в разведку. Однако образ его вышел каким-то уж спорным. Он кровь из носу помогает отдать огромный отцовский долг, свалившийся на его престарелую мать и наивную старшую сестру Франи. «Таких денег мне в порту не заработать», - говорит герой и он трижды прав. Его ждет дорога кривая и скользкая. Руки Вито трясутся, когда он с ужасом понимает, что один его друг Генри неминуемо должен убить другого. Консерьери семьи Винчи – старика Лео, протянувшего ему руку помощи в лихую тюремную годину. Да и с торговлей наркотиками Вито смирился не сразу. Деньги нужны, ведь его дом, машина, состояние сожжено дотла во время ночного поджога ирландской шпаной.
Авторы изо всех сил стараются донести до зрителя, что Вито – отнюдь не бездумная машина для убийства, вышколенная на войне с итальянскими фашистами Муссолини. Но, увы, Вито воспринимается именно таковым. Человеком с каменным лицом, убивающим направо и налево того, «на кого укажут пальцем». Вот, не хочется ему сопереживать и все тут, а жаль. Раздолбай и рубаха-парень Джо, так и не сумевший предать друга детства, погибающий, как намекают создатели, в финале, кажется куда более живым и человечным. Его искренне жаль, а я (автор) ведь все время ждал от этого парня, любителя девочек, выпивки и ярких рубашек, какого-то подвоха, подлости. Выходит, ошибся.
Во многом ошиблись и чешские разработчики, у «Мафии 2» проблем хватает. Это и откровенно слабый военный уровень на Сицилии, старомодный позиционный шутер. Неоднозначный файтинг, натыканный повсеместно. И неудобный ракурс камеры, непонятно подвешенной за персонажем внутри помещений. Странное, хотя, возможно, и правильно-реалистичное поведение полиции. Любовь к мельчайшим деталям и персонажам, приковывающим наше внимание в начале игры, в великолепном, зимнем, военном Эмпайр Бэй (читай, Нью-Йорке), которая потихоньку куда-то исчезла ближе к финалу. Одинаковые работницы магазинов одежды, служащие бензоколонок. Да мало что еще. Это, конечно же, минусы, минусы, минусы.
Тем не менее, плюсы тоже имеются. «Мафия 2» - это, прежде всего, игра – эпоха, даже две. Тяжелые и военные, хмурые и зимние сороковые, впервые погружающие зрителя в атмосферу «бетонных джунглей» Эмпайр Бэй. По-летнему яркие, живые, заряженные рок-н-роллом пятидесятые. А между ними пропасть – тюремные годы, отрезанные от прежнего мира грязными писсуарами, мрачно-зелеными стенами камер, с потом, грязью, болью и кровью. «Лучше уж умереть на войне!» Mafia 2, безусловно, является одним из самых атмосферных игровых проектов последнего времени, щеголяющих настолько проработанной, влюбляющей в себя вселенной. Частенько, хочется плюнуть на гангстерские маршруты «из пункта А в пункт Б», да просто послоняться по городу. Его, действительно, хочется рассматривать, и, мало того, в нем хочется жить.
Кое-что очень даже неплохо
На все это великолепие приятно смотреть, поскольку визуальное оформление вышло весьма привлекательным. Вообще, похоже, чехи любя сотворили вселенную той эпохи, в которой бы авторам и игрокам жилось бы уютнее всего. Куча денег была потрачена на лицензирование лучших музыкальных произведений сороковых-пятидесятых годов. В их список вошли, ласкающие слух и волнующие композиции в исполнении Дина Мартина, Дюка Эллингтона, Элвиса Пресли и других легендарных исполнителей тех лет. Город, музыка и машины – это, похоже, тройка сильнейших моментов игры.
Техника в «Мафии 2» - это какое-то чудо. Реалистичная физическая модель поведения на зимних дорогах в начале игры и летнем асфальте прочих глав позволяют назвать игру едва ли не симулятором автомобилей данной эпохи. Причем лучшим в своем роде. «Стальные красавицы» выполнены с огромной любовью, хотя и названы по-другому, нежели их реальные прототипы. По традиции, сложившейся еще с первой игры, на лицензии денег тратить не стали. Крушить такой раритет – кощунство, но оно того стоит. А как здорово и правдиво смотрятся вмятины от ударов – блеск! А каков свет в игре – застрелиться и не воскреснуть!
Освещение в проекте – тема особой беседы. Это касается и мощи эффекта от света фар, поскольку, когда на ночной трассе тебе на встречу мчится авто, ты чувствуешь себя по-настоящему ослепленным, не в силах понять, что за машина едет навстречу. На создание этой технологии у чехов ушло целых два года. Кажется, понемногу начинаешь понимать, почему разработка игры длилась так долго.
P. S.
Игровые критики всего мира приняли «Мафию 2» довольно-таки неоднозначно. Отчего это зависит можно понять из данной статьи. Оценки, скажем, на сайте Metacritics оценки разнятся от 94-ех процентов от портала Game Chronicles до 60-ти процентов от Eurogamer. Критика порой справедлива. Тем более, что она помогает авторам снизойти, если можно так выразиться, с неких высот на грешную землю, поразмыслив, что нужно исправить в следующий раз. Будь то цепочка аддонов или триквел. Ведь «Мафия», собственно, как и налипшая на зубах серия GTA – бренды, пришедшие всерьез и надолго.
1218 Прочтений • [Обзор игры Mafia 2] [11.05.2012] [Комментариев: 0]