Игра, которую многие ждали. Игра, которая есть. Между этими фразами – пять лет веры и неверия, споров, скандалов, и мир, в котором хотелось бы пожить. Мир, в котором можно хоть на секунду, но прикоснуться к тайне загадочной Зоны, и ощутить себя её частью. Сталкером. Мрачный, постапокалиптический колорит Чернобыля, щедро сдобренный выжимками одной из самых популярных книг братьев Стругацких, – место слишком манящее, чтобы пройти мимо.
Знакомый незнакомец
Жизнь – дешёвка? Где угодно, только не в Зоне. Попав ночью в аварию (гроза, темнота, грузовик с трупами, длань сценариста в виде не вовремя сверкнувшей молнии, удар головой), можете преспокойно наслаждаться беспамятством. Вас обязательно подберут местные бандиты. И перепродадут ближайшему торговцу, который
без каких-либо финансовых колебаний окажет первую медицинскую помощь. Ещё бы. Как же не помочь? Вы – такой замечательный тип, с татуировкой S.T.A.L.K.E.R. и маленьким дурацким КПК. Да и кличут – Меченый. С виду, правда, шибко плюгавенький, мелковатый ростом мужичок, но по глазам сразу видно, в чьих руках судьбы мира. Можно сказать: «Ба! Да ты именно тот, кого мы все ждали». Только вот эта дурацкая амнезия…
Потеря памяти – страшная болезнь, поражающая любых потенциальных героев, в любых известных вселенных. Вот и Меченый, после аварии, не исключение. Пара простеньких заданий, дешёвенький костюм сталкера-новичка, бинокль, пистолет и немного патронов – всё, что наш протеже имеет на выходе из бункера проныры-торговца. Плюс странная запись в КПК, утверждающая: «Убить Стрелка». Не густо. И с этим придётся как-то жить…
Начали за здравие…
Выход из бункера – событие незабываемое. Вот ведь, уже не видео, и не узкая комнатушка торгаша. А мир. Тот самый. Зона отчуждения. С печально известным четвертым реактором ЧАЭС в главной роли. Новая вспышка и новый кризис, породивший для Меченого десяток квадратных километров маленькой виртуальной судьбы.
Колышется болезненного вида трава, шелестит листва на высоких деревьях, ветер взметает клубы пыли. Среди ряда разрушенных временем и непогодой типично славянских деревенских домиков – пятачок по-спартански обустроенного уюта. Пара охранников, бродящих по периметру посёлка, горящий в бочке огонь, кто-то ест и травит анекдоты... Добро пожаловать на Кордон! Это – отправная точка для сталкеров, только что оказавшихся в Зоне. Тут достаточно тихо, чтобы какое-то время ощущать себя в безопасности. А если что, небольшое сообщество отдыхающих коллег вполне способно вступиться за вас. Лишь бы только вы сами не вздумали размахивать оружием. Именно здесь поначалу придётся сбывать собранные артефакты – сам смысл существования сталкеров.
Ощущение свободы окрыляет. Можно приняться за выполнение задания, которое дал торговец (обещая после помочь с поисками Стрелка). А можно не приниматься и побродить по Кордону, благо он кажется просто огромным. Армейские блокпосты и пролетающие над головой патрульные вертолёты сменяются стаями диких животных, заброшенными фермами и целыми комплексами зданий, в которых поселились бандиты. На самом деле, бандиты - те же сталкеры, только ничего не делают сами, предпочитая отбирать у более честных трудяг. Чёрная одежда, агрессивное поведение, болтовня по фене и всё такое.
Всюду краски наступающей осени. Здесь, безусловно, есть, чем полюбоваться. К примеру, аномалии. Разбросанные неведомой силой тут и там по пространству Зоны, они сияют статическими разрядами, полыхают пламенем и часто выдают критическую для Меченого дозу радиации. Угадать, не шагаешь ли ты в объятия смерти, можно по характерному дрожанию воздуха. И начинает заметно рябить в глазах. Заметил сие – оглянись и сдай назад.
Ещё можно обнаруживать аномалии и опознавать любой их вид, бросая перед собой болты. Если этот маленький железный предмет столкнётся с необъяснимым явлением, явление ярко вспыхнет перед вами. Болтов можете не жалеть. Судя по всему, в безразмерных карманах костюма их несколько десятков кило, потому что эти штуки никогда не кончаются. Стой они у торговцев хотя бы по копейке за штуку, Меченый бы горя не знал…
Кончили за упокой.
Первое очарование Зоной улетучивается довольно быстро. Каким бы большим не казался Кордон, границы у него существуют. И не самые удачные границы. По периметру всё огорожено мрачной спрайтовой колючей проволокой. Высота – всего метр. Кусачек в этом мире не продают. А бесстрашные сталкеры (так или иначе, нарушители закона и, по сути своей, убийцы) почему-то свято чтят этот милый барьер, с которым справились бы и пятилетние мальчишки. И ладно бы границей оказалось нечто внушительнее: к примеру, проволока, но раза в четыре выше, или стена, или просто непроходимые минные поля. А так – просто жалкое напоминание о том, что даже иллюзорно-свободного мира здесь нет. Только окна меню, приглашающие перейти в новую локацию.
И это в самом начале игры…
Довольно неприятно и небрежно сделана и разговорная часть. При общении с жителями Зоны открывается окошко, в котором, как в заправской РПГ, можно поболтать с оппонентом. Выбирая варианты ответов. Только это не доставляет никакого удовольствия.
Текстовки часто затянуты, скучны, да и выбирать там не из чего. Это не даёт фактически ничего, приводя к закономерному действию: прочитать всё по диагонали и быстро кликнуть очевидное…
Но основная беда Зоны – дураки и дороги. Дороги здесь длинные, и дураков на них много. Хождение по миру превращается в пытку, особенно во время квестов, когда ради задания приходится тащиться через два-три района. Все эти огромные пространства явно создавались для транспорта, это очевидно. Но транспорт перед релизом выкинули и предоставили путешественникам покорять километры с помощью своих двоих. Хотя, к слову, в видеоролике про аварию, в которую угодил Меченый, грузовик присутствовал.
Дураки же представлены в игре разрекламированным искусственным интеллектом, который управляет всеми формами жизни в Зоне. И если нехитрые метания одичавших собак и прочих монстров ему хоть как-то удаются, то с высшей нервной деятельностью бандитов, сталкеров и военных AI совладать не сумел. Точнее, он старается, но выходит не очень. Касательно боя – ещё куда ни шло, на сложном уровне противники стараются не лезть на рожон, метко стреляют и даже используют укрытия. Командной работе, однако, они не обучены, посему уничтожение врага часто превращается в тир. Интересные ситуации случаются, но раз на раз не приходится.
А вот с правдоподобием поведения у AI проблемы. Что в Зоне забыли все эти бандиты, сталкеры и прочий люд, вроде торговцев? Правильно, артефакты. Сталкеры их собирают, бандиты их отбирают, а торговцы скупают весь этот нелегал. Беда в том, что схема эта практически не работает. Большая часть ограблений, перестрелок между честными сталкерами и братвой, различные операции военных – заскриптованы и заранее подготовлены сценаристами. По-настоящему по Зоне за артефактами мало кто ходит, в карманах убиенных редко обнаруживается что-то стоящее, и даже на стоянках почти невозможно ничего у коллег купить или продать… И это неудивительно. Практически всё время, если они не участвуют в заранее спланированных квестами потасовках, жители Зоны тупо сидят у костров. Пьют водку, закусывают батонами да колбасой, играют на гитаре, травят анекдоты… Хохмочки неплохие встречаются, но в основном это затёртые до дыр всем знакомые шутки, переделанные «про Зону». Толика полезной информации, спрятанная между строк, не стоит скуки…
А ведь планировалось, что каждый управляемый AI сталкер будет для вас конкурентом. Там даже рейтинг есть. И вы в самом низу. Но верьте – это временно. Коллеги лишь изображают бурную деятельность, но, на самом деле, ничего им не надо. Чего стоит только фокус с ранеными. После боя оставшиеся в живых могут спокойно присесть у бочки с огнём. Поесть, попеть, поболтать. Рядом, в метре от них, среди трупов бандитов будет стонать истекающий кровью товарищ и жалобно просить о помощи. Важная деталь – у парня в рюкзаке своя собственная аптечка, вроде как можно взять и перевязать, не тратя своих собственных бинтов. Думаете, кто-то из празднующих у костра сталкеров шелохнётся? Даже если не спасти, то добить умирающего и забрать вещи себе? Как бы не так!
И ещё одно – аномалии бесполезны. Они практически все видимы невооружённым глазом. Надо быть слепым, чтобы их не заметить. И дураком, чтобы в них сходу залезть. К концу игры редко какая подобная штука может убить Меченого сразу. Часть приятной картинки, не более. Отсюда вывод – смысл в болтах тоже пропадает. Они для антуража, целиком вытянуты из Стругацких. Но у героев «Пикника на обочине» болт – предмет первой необходимости. Потому как аномалии по-другому обнаружить просто невозможно, при неизбежном летальном исходе от встречи с ними. В нашем «Сталкере» всё наоборот.
Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…
Мчится поезд запоздалый. Уж коли живого и свободного мира без проволоки Меченому не предоставили, волей не волей приходится двигаться по заранее приготовленной разработчиками колее сюжета. Тут нас всё-таки ожидают некоторые сюрпризы. На дураков перестаёшь обращать внимание, а к дорогам привыкаешь. Начинаешь выполнять задания и искать треклятого Стрелка, кто бы он ни был. И у игры открывается второе дно, в которое на какое-то время всё-таки проваливаешься.
Человек – существо сложное. Ко всему привыкает. Даже к грубому, местами как будто недоделанному, миру игры. И пусть история не захватывает тебя с головой, но сама Зона… Заброшенные лаборатории, свалки автомобилей и ядерных отходов, пустые здания исследовательских институтов… Постепенно проникаешься атмосферой этих мест, картинкой, возникает ощущение сопричастности. Пускай ненадолго, но всё же.
Сюжетные квесты не столь плохи, как кажется на первый взгляд. Накапливая опыт, получая доступ к большему списку амуниции, открывая всё новые карты, и распутывая хитросплетения сюжета, начинаешь входить во вкус. А Зона подкидывает всё новые развлечения. «Долг» и «Свобода» - две организации, каждая со своим укладом и уставом, могут стать для Меченого домом и местом для выгодной продажи собранного хлама. Гладиаторские бои на Арене доставят несколько отличных впечатлений и чувство сожаления, что сражений там мало. Мрачные коридоры лаборатории Х18 наконец-то заставят ощутить страх…
Всё это служит для того, чтобы мы, когда пробьёт час, смогли ринуться в самое сердце Чернобыля: через город-призрак Припять, прямиком к четвёртому реактору ЧАЭС. А не выбрали в меню пункт ВЫХОД. В этом плане игра удалась: последние две локации проходятся на одном дыхании, с нервами во время перезагрузки очередного save. Потому что сложно. Но интересно… Разгадки тайны Стрелка, новая организация, исполнитель желаний – каждый найдёт своё. Концовок несколько, истина, как всегда, одна, всё остальное – ложное, но тем не менее. Хороший повод для переигровки.
Кто на свете всех милее…
S.T.A.L.K.E.R. очень симпатичен и уникален. Такой атмосферы до него не было ни в одной игре. Но на Next-Gen он не тянет. Хотя картинка, безусловно, хороша. Симпатична. Воодушевляет. Помогает погрузиться в игровой мир, иногда с головой, да и не зря разработчики катались за текстурами в настоящий Чернобыль. Но восторженного «ах!», к сожалению, не возникает. Вышел бы Сталкер пару лет назад, может, и сорвал овации.
А так – просто без нареканий. Просто хорошо. Единственное, что злит, – излишняя требовательность игры к ресурсам. Многие проекты, по красоте превосходящие S.T.A.L.K.E.R., бегают на пользовательских машинах гораздо шустрее, чем знаменитый долгострой.
Звуки и шумы – к месту. Не более того. Неплохие акценты в нужное время. Голоса обитателей Зоны – нормально, правда, само содержание их речи иногда вызывает недоумение. Количество сленга порой зашкаливает. Тем не менее, раздражает это не сильно, а изредка случаются довольно точные попадания в характер говорящего персонажа…
В общем и целом, S.T.A.L.K.E.R. безусловно состоялся. Несмотря на все свои непростительные, казалось бы, минусы. Кому мало однопользовательского режима, не самый плохой мультиплеер поможет на несколько недель растянуть удовольствие от знакомства с Чернобылем. Патчи потихоньку приводят игру в чувство, а огромное количество модификаций, сделанных пользователями, возвращает в Зону удалённые разработчиками прелести, вроде необходимости спать. Начался интересный процесс постепенного превращения «игры, которая есть» в «игру, которую ждали».
738 Прочтений • [Обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl] [11.05.2012] [Комментариев: 0]