S.T.A.L.K.E.R. после своего релиза заставил содрогнуться всех геймеров от мала до велика. Даже все багги, присутствующие на то время в игре, не вызывали воплей маститых игроков. Что уж тут говорить, появилась субкультура, которая несет на своих плечах все радости и невзгоды этой знаменитой игры.
Пресс-релиз «Чистое небо» вызвал бурю эмоций и на протяжении всего времени создания приквела, мучила тягота ожидания. Это даже несравнимо с 7-ми летним ожиданием самого S.T.A.L.K.E.R. Но, как известно, чем сильнее томишь себя встречей с желаемым, тем сильнее разочаровываешься в ней. Хотя выпуск игры и был отложен на полгода, это не помогло разработчикам сделать из проекта шедевр или хотя бы стабильную рабочую версия, которая смогла бы работать без каких-либо обновлений и фич. Еще масло в огонь добавила защита от StarForce, которая требовала онлайн регистрацию, но это еще не так страшно. Самое плохое то, что не все приводы совместимы с этой чудо противо-пиратской утилитой. И это самый горький осадок, когда вставляешь лицензионный диск, ждешь что-то сверхъестественного, а в итоге ничего не получаешь.
Но, не смотря на все эти удручающие факты, играть в S.T.A.L.K.E.R. : Чистое небо просто необходимо. Ведь где вы еще найдете настоящий дух свободы, свободы выбора и чести. И вся эта глючность в игре очередной раз доказывает нам, что настоящие чувство свободы сопряжено с множеством трудностей, которые надо перетерпеть, а лучше всего преодолеть. А теперь о самой игре.
Начинается все также незатейливо, как и в оригинале. После очередного «выброса» зоны куча сталкеров уходят к праотцам, а вот наш герой, которого зовут «Шрам», живуч как «Стрелок». Его подбирают бойцы «Чистого неба», в последующем рассказавшие ему о недавнем катаклизме зоны, который спровоцировали «сорви головы» - сталкеры неведующие страха, желающие узнать всю тайну ЧАЭС.
Вся сюжетная линия крутится вокруг этого события. И позволит найти ответы на вопросы, возникшие при игре в оригинальный S.T.A.L.K.E.R. Например, кто такой Стрелок и как он оказался в труповозке. Но, тем не менее, сюжет здесь не однозначен, он так и просит, чтобы его взвинтили. Очень мало непредсказуемости, а некоторые сцены просто убивают своей наивностью. Высокий градус саспенса сводит на нет мелкие недостатки, особенно в новых локациях зоны: Лиманск, Рыжий лес, Госпиталь. При игре поздним вечером, да еще и в виртуальной ночи просто не обойтись без валидола. Нехватающую нотку хоррора добавляют качественные саундтреки. Эмбиент просто останавливает кровь в жилах, и ощущения что тебя вот вот «кончат» уходят только после завершения трека.
Мир A-life – это очередной миф о мудром AI. Как ни крути, но не получается у разработчиков сделать «тварей и людей» безупречными и холоднокровными. Хотя определенные успехи были достигнуты: убегающие от пуль «кабанчики», сталкеры-олимпийцы метающие гранаты, как при выполнении стандарта, но не более этого. Есть особи, у которых не стоит Duracell, они просто зависают в нескольких метрах от вас, как будто их щелочные батарейки израсходовали свой ресурс. И в такие моменты перестрелка напоминает тир с мишенями. Да, хандра у модели повреждений досталось «Чистому небу» от предшественницы.
Социальность. Эпоха 2.0 оставила отпечаток и в «Чистом небе». Может это не пряные соц. сети, но поболтать по душам вы сможете здесь практически со всеми, исключая естественно тварей. Особенно примечательны посиделки у бармена и других душевных персонажей. «Доброта» здешнего мира удивляет, каждый встречный предлагает координаты тайников с «мощным» хабаром и просит за это неплохие деньги. Что касается новых персонажей, то в первую очередь появились две новые группировки: «Чистое небо», «Ренегаты». В них нет ничего особенного, одни кусаются с другими вот и все. На этот раз не забыли и про мастеров на все руки, которые не только умеют чинить и продавать, но и проапгрейдить любой ствол смогут так, что обрезок трубы вдруг станет смертельным оружием. Проводники – это самый востребованный персонаж, напоминают матерых такситсов, которые сдерут три шкуры, чтобы доставить вас из одной локации в другую.
Теперь нам доступны полномасштабные войны, мы можем свободно вступить в любую группировку и добиваться ее превосходства над другими. Апогей войн – это захват вражеской базы с полномасштабными действиям. Претерпевший значительные изменения PDA, станет просто незаменимым гаджетом. В нем вы сможете найти сведения о группировках: соотношение сил и ресурсов, уровень притязаний группы к персонажу. Еще один незаменимый гаджет – это счетчик гейгера, который теперь будет находиться в активном интерфейсе.
Денежные знаки и артефакты. Всего этого будет намного меньше, артефакты стали невидимыми и для их поиска вы будете использовать один из гаджетов. А чего стало больше, так это аномальных зон, в которые неожиданно проваливаешься, а затем выкарабкиваешься как кошка из пруда. Все это не значительные улучшения, но без них была бы ужасная скука.
Физика игры подобна AI – не все и не так. Графика выше всяких похвал: качественные текстуры, глубокая детализация, отлично прорисованные модели и на закуску классные эффекты и реалистичные светотени. Это главный плюс S.T.A.L.K.E.R. : Чистое небо. Две стороны одной медали не полноценны, на лицо явный дисбаланс, но мощная сердцевина, как счетчик гейгера находит острые моменты и максимально компенсирует их.