«Ведь были схватки боевые…»
Первый квест серии «Penumbra», вышедший из-под «пера» Frictional Games вызвал у геймеров только приятные, порой восторженные отклики. Отличный, завораживающий треш с нестандартным, инновационным интерфейсом, блестящий для того времени движок Newton Game Dynamics, пугающая атмосфера… В-общем, игра действительно получилась хорошей. В какой еще игре вы встречали подобный интерфейс, где всё, что бы вы ни делали, происходит как в реальной жизни? Откручивание, открывание всевозможных объектов с помощью незамысловатых движений мышки: всё было настолько реалистично, что от игры трудно было оторваться. Что и говорить, Penumbra: Overture – настоящий хит довольно популярного в последнее время жанра horror-adventure. Трудно ответить, удержала ли планку своей предшественницы вторая часть - Penumbra: Black Plague. Однозначно можно сказать только одно – с приходом второй части игра окончательно превратилась в попсовый треш, жалкую пародию на Голливудские ужасы. Почему, сейчас будем разбираться…
Обитель зла
Начало игры можно назвать неоднозначным, но также можно сказать что подобные «начала» изъезженны и вызывают рвотный рефлекс – главный герой просыпается в странной комнате, слышит за дверью ужасные звуки. Рассудок Филипа (главного героя) упорно борется с реальностью и странным вирусом, который, как ни странно, только добавляет в игру немножко веселья – странная субстанция все время шутит (чаще несмешно) и на протяжении всей игры пытается «образумить» главного героя, вызывая флешбэки и прочие популярные в последнее время фишки, типа галлюцинаций и провалов в памяти. Эти самые «фишки» выполнены на довольно высоком уровне, видеоролики, к сожалению – одна из немногих вкусностей, которые могут порадовать фанатов первой части. Что касается атмосферы, она выдержана во все том же настораживающем, подозрительном стиле, однако игра больше не пугает так, как это было в первой части. Вместо злобных собак-мутантов вы встретите помесь зомби и инопланетян, каким то невероятным образом связанных с сектой Леонардо Да Винчи, бесстыдно разгуливающих в голом виде по нескончаемым коридорам с фонариками или топориками в руках. Вы спросите: «Как же главный герой поступает с этой нечестью?» и ответ будет нетривиальным – вам придется либо убегать от монстров, либо запирать их в темных комнатах. Атмосфера уже не та – блуждая по бесконечным подземным лабиринтам, вы больше не будете пугаться так, как это было в первой части. Порой всё это безобразие разбавляется удивительными в своей неоднозначности сценами – главный герой переносится в разные временные периоды, его заставляют то находиться в одной комнате с гигантским червем, то бегать от страшных, но знакомых собак. Пожалуй, только эти моменты хоть как-то разряжают атмосферу, иногда даже по-настоящему пугают, и спасают унылый геймплей. Если вы еще не поняли, почему геймплей настолько уныл, попробую объяснить: разработчики «Black Plague» не стали отходить от наработанных приёмов и практически не изменили игровой процесс, выверенный и надежный. Это и явилось основной причиной всех неудач второй части – геймплей больше не захватывает, не увлекает, всё это мы видели, делали, пугались. О чем можно говорить, если даже место, где происходит игра, осталось прежним... Вам придется снова бродить по темным лабиринтам заброшенной шахты, открывать двери, взламывать компьютеры, перетаскивать бочки, ящики, сундуки, коробки и прочие мало примечательные объекты. Кстати всё это до сих пор происходит на движке Newton Game Dynamics, сначала вызывавшем восторженные возгласы, а теперь, изрядно поднадоевшем.
«И шел он три дня и три ночи…»
Несмотря на все недостатки, связанные с геймплеем, в игре всё же есть положительные моменты. К ним можно смело отнести огромное разнообразие прекрасно - продуманных мини-игр. Здесь их число превзошло даже первую часть. Вы будете закачивать на старые компьютеры софт, забирать кровь трупов с помощью шприца, играть в компьютерные игры, поджигать пробки сломанного распределительного щитка, латать дыры в стенах, бегать по темным как ночь коридорам в поисках света и даже симулировать пожар… Следует сказать, что физический движок, позволяющий взаимодействовать практически с любым объектом, порой даже заставляет удивляться – решить многие игровые проблемы можно огромным количеством способов, благо вы можете задействовать в этом любую штуковину, хотя иногда глупые решения заставляют задуматься о нерациональности использования всех преимуществ движка. Особенно это ощущение возрастает по мере приближения развязки игры, когда количество недоделанных паззлов приближается к критическому.
Графика игры не вызывает особых нареканий. Несомненно, можно было бы сделать и лучше, но мы имеем, то, что имеем: не совсем актуальный движок, качественные модели и изрядно надоевшие «пейзажи» - облезлые стены заброшенной шахты. Звуковое оформление, по сравнению с первой частью намного лучше вписывается в общую атмосферу, все персонажи озвучены с потрясающим качеством, а звуковые эффекты порой заставляют вздрагивать и покрываться холодным потом.
***
Подводя итог, хочется сказать, что, фанаты игры и простые геймеры ,несомненно, ждали от игры нечто большего. Конечно, в игре есть и положительные моменты, как, например, разнообразие интересных мини-игр, потрясающие по своей красоте и необычности видеоролики, добротный черный юмор поселившегося в мозгу главного героя вируса, но все они блекнут перед самой важной составляющей любой игры – геймплей. Он больше не пугает, не так приковывает внимание к игре, как это было в Overture. Надоевшие задания, унылый пиксельхантинг … даже приличный, хоть и немного надоевший движок Newton Game Dynamics меркнет на фоне общей скучной атмосферы игры. К сожалению, мрачная история Пенамбры заканчивается на второй части (разработчики объявили об этом еще задолго до выхода Black Plague) и надеяться, вобщем -то, не на что. Пожалуй, единственное, что может хоть как-то исправить положение и поднять настроение фанатам – это выход аддона, о котором недавно заявила компания Frictional Games. Нам остаётся только надеяться…