Визжат тормоза, летят в стороны колпаки с колёс, поражённо ахают зрители. Amanita Design выполнила манёвр «разворот на 180 с ручником»: от сероватой, с налетом ржавчины, заваленной грудами лома Machinarium чехи устремились к древесно-земляной, брызжущей тёплыми красками Botanicula. Фанаты маленького чугунного робота вправе вознегодовать: при переезде из мира механизмов в царство органики студия заодно словно шагнула назад в прошлое, и стрелка спидометра едва не упала до отметки Samorost 2. Едва…
История одного дерева
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.5 ГГц
256 Мб памяти
3D-ускоритель со 128 Мб памяти
750 Мб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц
256 Мб памяти
3D-ускоритель со 128 Мб памяти
750 Мб на винчестере
Спасение утопающих — дело рук утопающих. Как видно хотя бы по комментариям к этой статье, на помощь неразумных человеков природе пока лучше не рассчитывать. Потому и в Botanicula, когда ненасытный чёрный паразит начинает пожирать растение за растением, на неравный бой с ним выходят сами обитатели биосферы. Пять отважных малышей — Мак, Веточка, Гриб, Пёрышко и Фонарик — должны проделать путь от верхушки гибнущего дерева до благодатной почвы и посадить последнее уцелевшее семечко, чтобы оно выросло в новый дом для лесного народца. Альтернатива ужасает — при столкновении с мерзкой паукообразной тварью, в буквальном смысле высасывающей соки из всего живого и плодящей таких же гадёнышей, три злодея из Machinarium мигом напустили бы под себя лужу машинного масла.
Amanita Design не в первый раз доказывает, что интригующую историю можно рассказать совсем без слов. Ни единого членораздельного звука, да и к чему впустую сотрясать воздух? Язык тела читается даже несмотря на микроскопические размеры персонажей, «мыслительные» мультики прекрасно обрисовывают, кто виноват и что делать, а всевозможные «А-а-а!», «У-у-у!», потешное верещание и забавные причитания звучат очень недвусмысленно. По толстым ветвям и подземным тоннелям скачут антропоморфные сущности, в которых легко угадываются знакомые образы. Вот мамаша с младенцем. Вот шаман в причудливом головном уборе. А это — лаборатория безумного учёного, с помощью электричества оживляющего дохлого бугая. Эй, уж не Санта ли там скользит по снегу на санях?..
Слишком явные отсылки к реальности вредят атмосфере — в фантасмагорической сказке вдруг вылезают откуда-то заурядные свиньи, пингвины и лягушки. Пять слепленных воедино героев — тоже не повод для ликования. Вместо характеров у них — специализация, как в Gobliiins. Один большой и тяжелый, другой умеет летать, третий — растягиваться. Члены отряда самостоятельно решают, когда и где применить навыки, а игрок наудачу щёлкает по ключевым точкам, гадая, что за этим последует. «Инвентарь» вроде бы есть, но за все прохождение в него попадает от силы пяток предметов. Расчищать дорогу к победе помогают упражнения в телекинезе, сопряжённые с многочисленными пробами и ошибками.
Метод тыка, возведённый в абсолют, воскрешает в памяти две части Samorost, и после «взрослой» Machinarium такой подход встаёт костью поперёк горла. Правда, обвинения в регрессе застревают где-то там же, стоит лишь взглянуть на экран. Каждая новая сценка, каждый листик, каждый пиксель свидетельствуют о безграничной любви авторов к своему произведению. Скриншоты тут бессильны. «Размытая мазня» вчистую проигрывает урбанистическим пейзажам Machinarium в статике, хотя на самом деле эти пышущие жизнью декорации вызывают чувство неподдельного восторга. Все вечно в движении, перед носом постоянно что-то летает, колышется, дрожит, дышит. Как будто разглядываешь клетку под микроскопом…
Превосходная бесшовная анимация и изумительный звук укатывают в асфальт стилистические шероховатости. Однако Botanicula не прельщают лавры исключительно аудиовизуальной конфетки — с геймплеем тоже порядок. «Разнообразие. Разнообразие! Разнообразие!!!» — таким, вероятно, был девиз чехов. Каждый следующий этап приключения предлагает что-то новое. И пусть загадки незамысловаты, зато свобода передвижения не ограничена, а локации чем дальше, тем обширнее (под землёй можно заблудиться в два счета, даже карта не выручает). Единственный мотив, рефреном повторяемый повсюду, — необходимость собирать что-то в нескольких экземплярах. Три пера, пять ключей, четырнадцать цыплят… Иногда неожиданно возникают мини-игры: волейбол, гонки жуков, стремительное бегство от прожорливой гусеницы по лабиринту, динамичная стрелялка в духе Crimsonland. Еще за успехи в исследовании выдают особые карточки с картинками местных жителей. Толку от них никакого, кроме дополнительных мини-заставок в финале, но заядлым коллекционерам наверняка будет приятно заиметь целый зверинец в кармане.
* * *
Невероятно милая игрушка, хоть и простая донельзя. Будь Botanicula живым существом, вам непременно захотелось бы взять её на руки и нежно потрепать за загривок. Симпатяга! Мозгов бы только побольше…
373 Прочтений • [Рецензия на игру Botanicula] [10.05.2012] [Комментариев: 0]