Камера: CMOS, 3.2 Мп (разрешение до 2048 x 1536), оптика Carl Zeiss, объектив Vario-Tessar;
FM-приемник;
MP3-плеер;
Стандартные возможности органайзера.
Предисловие Nokia N93 — телефон, без преувеличения, знаковый не только для самой
финской компании, но и для отрасли в целом. И все потому, что его выход
открывает собой эпоху новых возможностей видеозаписи в телефонах.
Конечно, возможность записи видео появилась задолго до Nokia N93,
практически тогда же, когда в аппараты стали встраивать камеры. Шло
время, камеры преодолели сначала VGA, затем и мегапиксельный рубеж, а
сейчас уже и три мегапикселя не кажутся чем-то диковинным, и хорошо
снятый современными моделями "телефонный" кадр не все отличат от
снятого "мыльницей" (речь, конечно же, об обычных пользователях,
профессионал узнает издалека). Но как же видео? Ведь это вполне
логичный следующий шаг, однозначно востребованный потребителями. Оптика
достойная, карты флеш-памяти имеют емкость в несколько гигабайт
— практически все готово к переходу видео на новый уровень. Но что-то
производители не торопятся. Взять, к примеру, Sony Ericsson K790i/K800i
— отличный аппарат, делает трехмегапиксельный снимки очень хорошего
качества. А вот видео просто на нуле: смешное разрешение 176x144
пикселей, 10 кадров в секунду, смотреть вообще невозможно. Если с
другими популярными моделями ситуация и лучше, то явно ненамного.
Скорее всего, производители просто не торопились улучшать показатели
видеозаписи из-за отсутствия конкуренции. И вот теперь с большой долей
вероятности можно говорить о том, что начнется гонка не только за
мегапиксели, но и за качество записи видео, что потребителям будет
только на руку. Итак, обо всем по-порядку.
Внешний вид и эргономика
Первое, что бросается в глаза помимо форм-фактора раскладушки
— габариты аппарата. Телефон действительно большой и тяжелый: он весит
180 грамм и имеет размеры 118.2 x 55.5 x 28.2 мм. Впрочем, не стоит
удивляться: это первая модель с такими возможностями и ориентирована
она на людей, ставящих приоритет исключительно на функциональных
возможностях аппарата.
Основной дисплей имеет разрешение 240 x 320 пикселей, поддержку
262144 цветов, хорошо ведет себя на солнце, а также имеет очень хорошие
углы обзора, которые актуальны в этой модели ввиду разных режимов
работы телефона, каждый из которых имеет свое положение дисплея.
Телефон в режиме съемки
Дисплей держится на одном очень интересном шарнире, благодаря чему
телефон имеет четыре положения: закрытое, полностью открытое
(традиционно для раскладушек), режим камеры (дисплей повернут вбок) и
режим просмотра, или игровой (дисплей располагается рядом с
клавиатурой). Об этих режимах мы поговорим позднее, сперва осмотрим
телефон снаружи.
Телефон в режиме просмотра (игр)
Клавиатурный блок разделен на две части, каждая из которых обведена
металлом. Внизу находится цифровой блок, с ним все понятно. Верхний же
имеет металлическую кнопку-джойстик (как такового, джойстика нет — в
центре кнопка, а вокруг нее расположен ободок с 4 позициями), вокруг
него 4 софт-клавиши, стандартные для Nokia. Под этим — четыре
функциональных клавиши (редактировать, меню, быстрый запуск, удаление).
Клавиши расположены достаточно грамотно, процент ложных срабатываний
джойстика минимален.
Под клавиатурным блоком располагается специальное углубление, в
которое попадает выступ на дисплее. Это сделано для того, чтобы
избежать его бокового люфта и ненароком не сломать крепление. Над
дисплеем располагаются две софт-клавиши, которые используются в режимах
съемки и просмотра, динамик, дополнительная камера для видеозвонков и
лампочка к ней.
На крышке телефона располагается дополнительный дисплей
диагональю 1.1 дюйм, с разрешением 128 x 36 пикселей, поддержкой 65 536
цветов и подсветкой. В режиме ожидания на нем отображается время,
текущий уровень приема сигнала и заряд батареи. При поступлении звонка,
соответственно, выводится имя или номер звонящего. Под дополнительным
дисплеем находится динамик.
На левой стороне аппарата вверху расположен объектив, который
закрывается специальной крышкой. Надо сказать, что это решение
неудобное и непрактичное: несмотря на то, что эту крышку шнурком можно
привязать к ушку внизу телефона, приходится постоянно вручную открывать
и закрывать объектив и иметь на выбор либо риск потери этой самой
крышки, либо лишний шнурок во весь рост телефона. Конечно, процесс
выглядит довольно эффектно: повернуть перед друзьями дисплей в режим
съемки (телефон тогда становится похож на домашнюю видеокамеру),
осторожно нажать на боковые фиксаторы крышки объектива с надписью
Zeiss, снять ее и начать съемку — весь этот процесс производит
впечатление. Но на практике со временем такое решение очень надоест и
многие пользователи телефона либо потеряют эту самую крышку, либо
сознательно не будут ее "надевать" — в итоге объектив будет ничем не
защищен. Что мешало Nokia сделать какой-нибудь сдвижной механизм
— остается загадкой.
Сам объектив в телефоне Carl Zeiss Vario-Tessar, фокусное
расстояние 4,5 мм (широкий угол) /12,4 мм (теле), 34,25—94,1 мм
(эквивалент 35-мм камеры), дистанция фокусировки – от 10 см до
бесконечности, дистанция макрофокуса – 30 см (макрорежим при широком
угле), механический затвор со скоростью 1/2400~1/3 с. Матрица CMOS, 3,2
мегапикселя (2048 x 1536 пикселей).
Под объективом располагается лампочка для подсветки объекта
фото- или видео-съемки, ксеноновой вспышки нет. Ниже располагается слот
для карт памяти miniSD, поддерживается объем до 2 Гб, в комплекте
поставки идет карта объемом 128 Мб.
Еще ниже располагается разъем для подключения различных
аксессуаров и дата-кабеля, под которым нашло свое место гнездо для
зарядки.
Переходим на правую сторону телефона. В верхней части, на
противоположном объективу месте находится кнопка затвора. Традиционно,
частичное нажатие производит фокусировку, полное — съемку. В режиме
видеокамеры частичное нажатие вообще не используется. В режиме ожидания
частичное нажатие этой клавиши активизирует подсветку дополнительного
дисплея, а полное на время нажатия переводит его в другой режим с
отображением даты и дня недели. Вокруг камеры расположен ободок для
зума, также традиционный как на большинстве "мыльниц", так и домашних
видеокамер.
Ниже располагается дублер основного джойстика: в режиме съемки
клавиша выбора и четыре позиционные вокруг нее не работают, вместо нее
приходится использовать уменьшенную копию. Она довольно мелкая, палец
быстро устает и процент срабатываний достаточно высок, зато
расположение удачное — тянуться никуда не нужно. Приятно, что дублером
можно пользоваться и в обычном режиме телефона: кому-то это может
показаться более удобным, чем основной вариант.
Под джойстиком нашли свое место кнопки переключения режима
камеры (выбор режима фото или видео) и вспышки. Последняя очень полезна
в бытовом использовании — она активизирует фонарик, который имеет целых
три варианта включения: при однократном нажатии он включается на две
секунды, при удержании он работает столько времени, сколько
удерживается кнопка, а при двойном нажатии включается на несколько
минут (однократное нажатие после включения этого режима его выключит).
Лампа находится не сзади, как у большинства телефонов, а сбоку, так что
во время использования фонарика телефон лежит в руке очень удобно.
На верхней границе телефона расположена одна-единственная
кнопка (что, вообщем-то, правильно) включения/выключения,
кратковременное нажатие на которую позволяет быстро заблокировать
клавиатуру, весь телефон и перевести аппарат в режим другого профиля.
Сзади, под крышкой батарейного отсека, располагается сама батарея и
крепление для сим-карты. При отключении последней во время работы
телефона, он автоматически выключается. Крепление нормальное, сим карту
не царапает. В телефоне используется батарея BP-6M, емкостью 970 мАч.
Во время разговора телефон держать в руке не очень удобно: обектив
мешает полному прижиманию аппарата к уху, а размеры настолько большие,
что не позволяют огибать лицо. В итоге получается, что во время
разговора телефон с лицом соприкасаются лишь в двух точках: выступ на
дисплее (рядом с динамиком) приходится на ухо, а корпус объектива — на
щеку. Не очень приятные ощущения, хотя к ним не сложно привыкнуть.
Благо, создатели разместили микрофон над клавиатурой, а не под ней, как
это делается в большинстве аппаратов, так что неудобства в эргономике
никак не влияют на качество звука — слышно собеседика и вас хорошо.
На столе в закрытом положении телефон лежит устойчиво, никаких
мешающих выпуклостей нет, из стороны в сторону не качается. Но стоит
открыть дисплей, как появляется выступ рядом с шарниром и при нажатии
клавиш он начинает качаться. Но есть спасение: если вы работаете с
телефоном, держа его на столе — лучше откройте его в режиме просмотра,
так он во-первых будет располжен горизонтально, а во-вторых, будет
полностью устройчив.
Меню и функции
В этот раз мы не будем разбирать каждый конкретный пункт меню (всего
их 24), это вряд ли окажется полезным читателю. Функции органайзера,
почты, адресной книги находятся на достойном уровне и соответствуют
всем сегодняшним требованиям. При этом у телефона есть ряд интересных
особенностей, их мы и рассмотрим.
Интересна возможность вывода изображения на телевизор: достаточно
подключить видеокабель Nokia CA-64U к телефону, выбрать в меню пункт TV
Out и выбрать стандарт (PAL или NTSC) и соотношение сторон экрана (4:3
или 16:9), после чего изображение на экране телефона будет
дублироваться на телевизор: вы можете просматривать фотографии, видео,
играть на большом экране. Весьма полезная и вовермя реализованная
функция: раньше в телефонах большой необходимости в этом не было, а
сейчас, с поялением полноценных возможностей записи видео можно
посмотреть и показать отснятый материал в полной красе.
Слева
направо: ремешок Nokia CP-84, адаптер зарядного устройства Nokia CA-44,
стереогарнитура Nokia HS-23, видеокабель Nokia CA-64U, кабель для
подключения к компьютеру Nokia CA-53. Все представленное есть в
стандартном комплекте поставки телефона.
В телефоне предустановлены две красивые трехмерные игры: Snakes и
SRE. Первая — очень необычная змейка, вам традиционно предстоит поедать
различные бонусы, увеличиваясь в размерах, но делать это нужно будет не
в двухмерном пространстве, как обычно, а в трехмерном. Уровни игры
довольно хорошо продуманы и Snakes действительно затягивает.
Игра под названием SRE расшифровывается как System Rush Evolution,
она сделана скорее для демонстрации возможностей телефона при работе с
трехмерной графикой, нежели для многочасового геймлея. Вы управляете
неким космическим кораблем, который передвигается по туннелю, ваша
задача — догнать преследуемый корабль, параллельно собирая бонусы и
избегая вражеских атак. Все очень динамично и красиво.
Очень смутило странно ограничение на диктофонную запись:
максимальная продолжительность составляет всего одну минуту, что по
сегодняшним меркам вообще никуда не годится.
Камера
Итак, как только вы поворачиваете дисплей в соответствующее
положение, телефон переходит в режим съемки. Варианта, собственно, два:
фото и видеосъемка, переключаться между этими режимами вы можете как в
меню, так и с помощью соответсвующей кнопки на правой стороне телефона.
С момента поворота экрана до реальной возможности что-то снять проходит
порядка 3-4 секунд.
Начнем с фото. Телефон имеет шесть режимов съемки фотографий:
automatic, user (пользовательские настройки), close-up mode
(макро-съемка), landscape (пейзаж), night (ночной режим) и night
portrait (портретная съемка в ночном режиме). Вы также можете настроить
баланс белого (automatic, sunny, cloudy, incandescent, fluorescent),
экспозицию (-2, -1, 0, 1, 2) и цветовую схему (normal, sepia, black
& white, negative). Доступны четыре качества изображения (3 Мп, 2
Мп, 1.3 Мп, 0.3 Мп). Вряд ли имеет смысл снимать ниже 3 Мп, разве что в
условиях экономии места на флеш-карте.
В режиме макросъемки отсутствует фокусировка, поэтому за
редким исключением снимки получаются размытыми. Отсюда рекомендация им
не пользоваться вовсе, а переключаться в обычный режим съемки (на
представленных фотографиях используется именно он).
Ниже представлены примеры фотографий с автоматическими настройками камеры:
Теперь перейдем к настройкам видео. Их значительно меньше: режима
съемки только два (automatic и night), баланс белого и цветовые схемы
точно такие же, как и в случае с фотосъемкой.
Предлагается 5 градаций качества записываемого видео:
TV (high) — разрешение VGA (640x480 пикселей), 30 кадров в секунду, битрейт порядка 3 Мбит/с;
TV (normal) — то же самое с 15 кадрами в секунду, битрейт вдвое ниже;
Handset (high) — разрешение QVGA (320x240) пикселей, 30 кадров в секунду битрейт около 750 Кбит/с;
Handset (normal) — аналог с 15 кадрами в секунду, битрейт около 450 Кбит/с;
Sharing — разрешение 176x144 пикселей, 15 кадров в секунду,
битрейт около 90 Кбит/с, ограничение на продолжительность записи
составляет 33 секунды.
Режимы normal с 15 fps лучше не использовать, рывки при последующем
просмотре неприятны, sharing и вовсе предназначен для отправки видео с
мобильного телефна (например, по MMS), смотреть его на большом экране
практически бесполезно. А вот Handset (high) может очень даже
пригодится в силу в четыре раза меньшего объема файла (что будет просто
спасением для людей с небольшими miniSD картами) и довольно неплохого
качества (справедливости ради стоит отметить, что иногда встречаются
рывки при записи с максимальным качеством, особенно при резкой смене
картинки — видимо, процессор не успевает кодировать видео. А вот в
режиме Handset (high) такого замечено не было).
Вообще же, если вы планируете активно пользоваться возможностями
видеокамеры (собственно, наверняка так и есть, иначе зачем вам этот
телефон?), то стоит сразу приобрести карту с максимально доступным
объемом — 2 Гб. Дело в том, что видео в телефоне не особенно хорошо
сжимается (кодирование требует значительных процессорных ресурсов, а у
телефонов с этим пока сложновато, тем более, что необходимо кодировать
в режиме реального времени) и имеет битрейт порядка 3 Мбит/с, то есть
минута видео занимает примерно 20 Мб пространства. Несложно подсчитать,
что 50 Мб памяти телефона не хватит даже на две минуты видео, а
комплектной карты памяти на 128 Мб — не больше, чем на 6 минут. А вот
если купить максимальный размер, то в вашем распоряжении будет полтора
часа видео в максимально доступном качестве.
Телефон записывает звук в режиме стерео, причем микрофоны
расположены не совсем рядом, а по разные стороны от объектива (под
ним), так что поддержка стерео сделана не "для галочки", а вполне
качественно реализована. Во время записи видео есть возможность
пользоваться трехкратным оптическим зумом, однако из-за близкого
расположения к объективу микрофонов, передвижения последнего слышны
довольно громко, эти щелчки вряд ли создадут приятное впечатление от
просмотра, особенно, если запись производилась в тихом помещении, когда
микрофоны становятся более чувствительными. Да и не забывайте о том,
что чем сильнее приближен объект, тем сильнее будет влиять дрожание
руки на стабильность картинки, так что, если нет явной необходимости,
старайтесь вообще обходиться без зума.
Не забывайте о том, что копирование видеофайла по Bluetooth
окажется весьма продолжительным процессом, поэтому в этом случае либо
подключайте телефон по кабелю, либо используйте кардридер.
Тестирование производительности Java-машины
Чтобы избежать неточности показателей (разница между повторными
тестами порой составляет порядка 10 процентов, хотя чаще 2 — 3), мы
проводили один и тот же тест пять раз (с отсутствием запущенных
приложений на фоне и с отключенными коммуникациями, в частности
Bluetooth). Поэтому в таблице отображены средние арифметические
показатели. В будуем, когда протестированных телефонов по этой методике
станет больше, появится возможность сравнивать показатели между разными
моделями. Пока же вы можете сравнить результаты с представленными на сайте разработчика тестового пакета. Ключевые показатели в талице выделены.
Java Benchmark 1 Total score6849 Details Text1953 2D Shapes1703 Fill Rate336 Animation210 Screen width240 Screen height234 Number of colors16777216 Double buffertrue Total memory819200 Free memory388520 Microedition configurationCLDC-1.1 Microedition profilesMIDP-2.0 Microedition platformNokiaN93-1/10.0.025 Microedition EncodingISO-8859-1 Microedition Localeen Text1953 Text1953
Java Benchmark 2 Total score554 Details Image manipulation447 Text926 Sprites606 3D Transform999 User interface210 JBenchmark version2.1.1 Screen width240 Screen height234 Color screentrue Number of colors16777216 Jpeg supporttrue Transparency (Alpha level)256 Double buffertrue Total memory819200 Free memory274320 Microedition configurationCLDC-1.1 Microedition profilesMIDP-2.0 Microedition platformNokiaN93-1/10.0.025 Microedition EncodingISO-8859-1 Microedition Localeen
Java Benchmark 3D (Mobile Graphics) Performance JBenchmark3D HQ996JBenchmark3D LQ1034 Triangles ps56309 KTexels ps7465 JBenchmark version606 3D Transform999 User interface210 JBenchmark version3.1.0 Screen (canvas) width240 Screen (canvas) height320 3D Subsystem M3G Version1.0 Antialiasingfalse True colorfalse Ditheringfalse Mipmappingtrue Perpective Correctiontrue Local Camera Lightingfalse Max Lights8 Max Viewport Dimension1024 Max Texture Dimension1024 Max Sprite Crop Dimension1024 Max Transforms Per Vertex4 Number of Texture Units2 Other properties Color screentrue Number of colors16777216 JPEG supporttrue Transparency (Alpha level)256 Double buffertrue Total memory819200 Free memory274320 Microedition configurationCLDC-1.1 Microedition profilesMIDP-2.0 Microedition platformNokiaN93-1/10.0.025 Microedition EncodingISO-8859-1 Microedition Localeen
Java Benchmark HD Rendering Quality Bilinear filteringFailure (86%)Trilinear filteringFailed/Not supported Sub-pixel precise perspective correctionSuccess (99%) Z-buffer depthSuccess (16 bit or higher) Performance Smooth triangles382934 Textured triangles353646 Fill rate13888 kTexels Gaming533 (17.8 fps) JBenchmark version4.0.3 3D Subsystem M3G (JSR 184)1.0 Max lights8 Antialiasingfalse Mipmappingtrue Ditheringfalse Truecolorfalse Perspective correctiontrue Max Viewport Dimension1024 Max Texture Dimension1024 Max Sprite Crop Dimension1024 Local camera lightingfalse Max transforms/vertex4 Num. texture units2 Other properties Microedition PlatformNokiaN93-1/10.0.025 CLDC (JSR 30.139)1.1 EncodingISO-8859-1 Localeen Total memory959744 Free memory223676 MIDP (JSR 37,118,271)2.0 Form width240 Form height234 Canvas width240 Fullcanvas width240 Microedition Localeen Fullcanvas height320 Canvas doublebufferedtrue Colortrue Colors16777216 Alpha levels256 FC (JSR 75)1.0 PIM (JSR 75)1.0
Итоги
Подводя итог тестирования можно в очередной раз отметить, что
аппарат является знаковым, на рынке появился новый виток конкуренции,
что должно быть приятно любому потребителю. Уникальные на сегодняшний
день (и на ближайшие месяцы) возможности видеосъемки, продуманная
конструкция шарнира дисплея, позволяющая использовать аппарат в
различных режимах значительно выделяют аппарат из общей массы. Из-за
своих размеров телефон вряд ли подойдет большинству покупателей и
станет хитом продаж, но однозначно он займет очень достойную нишу среди
любителей самых передовых технологий. Nokia же, выпустив N93, в
очередной раз доказала на деле свой нешаблонный подоход и подчеркнула
свой имидж.
Автор: Евгений Мятин
Источник: iXBT.com
1570 Прочтений • [Обзор GSM-телефона Nokia N93] [25.04.2012] [Комментариев: 0]