Great Gig in the Sky
Умер Ричард Райт, клавишник, один из основателей Pink Floyd. О том, сколь велика скорбь о нем, прекрасно сказал Дэвид Гилмор. А о том, каким был этот действительно великий музыкант, пусть расскажут его инструменты.
Автор: Михаил Карпов
| Раздел: Статьи |
Дата: 16 сентября 2008 года
"Никто не заменит для меня Ричарда Райта. Он был моим спутником в мире музыки и моим другом. В спорах о том, чем или кем была группа Pink Floyd, все почему-то обычно забывают об огромном вкладе Рика в её музыкальное наследие. Он был мягким, скромным и уединённым человеком, но его голос и клавишные стали неотъемлемой, волшебной частью звучания Pink Floyd.
Ни с кем похожим на него мне играть больше не довелось. Сочетание его и моего голосов и наша музыкальная телепатия в первый раз достигли своего пика в альбоме 1971 года "Echoes". На мой взгляд, все величайшие моменты в истории PF связаны с творческим расцветом Рика. Да и чем бы был альбом "Dark Side of the Moon" без "Great Gig in the Sky" и "Us and Them", которые написал он? Без его вклада "Wish You Were Here" не получился бы таким, какой он есть.
В 80-е годы он заплутал на своём жизненном пути, но в начале 90-х его энергия, ум и юмор вернулись к нам. А поехав со мной в турне в 2006 году, он, по своей скромности, всегда удивлялся (хотя для нас это вовсе не было удивительно), когда аудитория, увидев его на сцене, вставала и устраивала ему овации.
Мне, как и Рику, всегда было сложно выразить свои чувства словами, но я любил его и мне будет безумно его не хватать."
Дэвид Гилмор
Понедельник, 15 сентября 2008 года
Да, речь пойдёт о клавишнике группы Pink Floyd, Ричарде Райте, скончавшемся от рака вчера, 15 сентября 2008 года, в возрасте 65 лет. Вряд ли кто-нибудь может сказать лучшие слова, чем это сделал Дэвид Гилмор. Но скорбеть будет не только он.
Мы помянем великого музыканта, быть может, несколько странным способом: опубликуем список инструментов, на которых играл Рик Райт. Пускай он будет мемориалом основателю одной из самых замечательных групп ХХ-го столетия.
Орган Farfisa
Первым электроорганом Райта, который он использовал с 1966 по 1972 год, был двухрядный Farfisa. По сравнению со знаменитым органом Хаммонда, он позволял выдавать более "психоделический" звук, что отлично слышно на ранних записях группы. К тому же Рик использовал в связке с ним эхо Binson Echorec.
Орган Хаммонда B-3
Орган Хаммонда звучит практически в каждой песне Pink Floyd. Звучит, чаще всего, через динамики Leslie, которые всегда использовались для этого инструмента. Райт играл на нескольких органах Хаммонда: M-102 (на съёмках живого выступления в Помпеях), RT-3 (также представлен на этой видеозаписи и, помимо этого, использовался в Dark Side of the Moon) и B-3, двойнике C3, на котором он играл вплоть до кончины.
С 1968 по 1970 годы Рик использовал сэмплер Меллотрон. Инструмент это был ненадёжным, хрупким и часто расстраивающимся. С помощью него клавишник Pink Floyd пытался воссоздать звучание оркестра на пластинке "Ummagumma".
Fender Rhodes Piano
Кроме акустических фортепиано Райт использовал множество электропианино, среди которых Wurlitzer Electriс Piano (1972-1975) в таких композициях, как "Have a Cigar", "Time"; Fender Rhodes Electric Piano (1977 - 1981) - именно на нём сыграно вступление к песне "Sheep" из альбома "Animals" и Hohner Clavinet. До последнего же момента в качестве эмулятора Rhodes, Wurlitzer и акустических фортепиано он использовал Kurzweil MidiBoard.
Синтезаторы EMS
Конечно же, нельзя забыть про аналоговые синтезаторы, которыми пользовался Рик. В 70-х годах из каждого такого устройства можно было извлечь лишь один звук за раз, поэтому группа просиживала очень много времени, записывая полифоническую мелодию. Это были громадные установки EMS, и именно с помощью таких аналоговых секвенсеров и синтезаторов записывались звуки в "On the Run", "Welcome to the Machine".
Райт также применял сверхнопопулярный в те годы Minimoog (звук "трубы" в "Shine on Your Crazy Diamond), ARP (Solina IV) - c помощью него в Pink Floyd создавали звук, отдалённо напоминающий звук струнных инструментов и, наконец SCI Prophet (1979-1981), первый полифонический синтезатор Райта, который он использовал в альбоме The Wall и на концертах.
Roland Super JX
В 80-е годы Ричард Райт намного чаще играл на цифровых инструментах. Помимо синтезаторов Kurzweil, к которым он испытывал особо нежные чувства, в 1984 году, при записи проекта Identity, Рик прибег к помощи Farlight CMI, а на концерте Pulse место Kurzweil занял Roland Super JX Digital Synthesiser.
Но клавишник Pink Floyd не всегда отдавал предпочтение клавишным инструментам. Так, в самом начале, когда группа ещё даже не получила известного всем сейчас названия, он был ритм-гитаристом, а также иногда играл на тромбоне и виброфоне. Ему даже довелось поиграть на... собаке! Да-да, именно в обязанности Райта входило держать микрофон перед носом Мадмуазель Нобс, собаки, которая выла "соло" в Seamus, записанной в Помпеях.
В жизни Рика Райта наверняка было много интересных моментов, и, несмотря на то, что он не дожил до 70-ти, она была долгой, и, насколько мы знаем, счастливой. А самое главное, он сделал столько, сколько вряд ли ожидал в её начале. Покойся с миром, Ричард Райт. Join the Great Gig in the Sky.
762 Прочтений • [Great Gig in the Sky] [24.04.2012] [Комментариев: 0]