Драка в кармане
Конкуренция в области карманных игровых консолей - это не только Sony против Nintendo. В самое ближайшее время к ним может присоединиться Apple, причем соответствующий девайс у компании, похоже, еще имеется.
Автор: Антон Нехаенко
| Раздел: Статьи |
Дата: 19 сентября 2008 года
Произошедший 9 сентября релиз iPod touch меня сильно удивил, если не сказать - озадачил. Чуть больше, чем за неделю до этого, на выставке IFA в Берлине я в теплой компании американских IT-журналистов принимал участие в обсуждении возможных будущих ходов Apple, этого извечного генератора будоражащих воображение слухов и разнообразных новостей. Одним из острых моментов дискуссии стала судьба iPod touch. Некоторая "подвешенность в воздухе" этого продукта объяснима - в конце концов, стоит он дороже iPhone (это если не учитывать стоимость контракта), а возможностей по причине отсутствия модуля сотовой связи предлагает меньше. Появление в iPhone второго поколения навигационного модуля еще более усилило разрыв. Именно это дало одному из участников обсуждения основания полагать, что вторая версия iPod touch будет иметь GPS. Ожидали также и снижения цены до такого уровня, чтобы младшая модификация с восемью гигабайтами памяти стоила бы меньше 8-гигабайтной версии iPhone ($199 в США). На деле же не вышло ни того, ни другого. Сейчас, по здравому размышлению, с первым пунктом мне все стало ясно - ни один мало-мальски серьезный GPS-навигатор сегодня не полагается исключительно на спутниковые данные. Более точная (и применимая в городских условиях) система Assisted GPS требует связи с сетью, а неоспоримая необходимость в информации о пробках - постоянного подключения к Интернету.
С ценовой политикой же все менее понятно. На мероприятии Let’s Rock Apple установила цену на второе поколение плееров touch на уровне $229 за версию c 8 гигабайтами памяти на борту. Это все еще выше iPhone, а функциональная пропасть между девайсами меж тем не сократилась ни на йоту. В самом деле, не считать же существенным добавление функции взаимодействия с беговыми кроссовками Nike через специальный передатчик! Понятное дело, что есть определенная категория людей, которые хотят функциональности iPhone, но не хотят контрактных обязательств перед оператором, но так ли их много? Позиционировать же iPod touch сугубо как мультимедийное устройство (музыка, видео, фотографии) тоже было бы странно. Во-первых, по моему глубокому убеждению, устройства с чисто сенсорным управлением плохо подходят в качестве музыкальных плееров, а во-вторых желающему только этих трех функций отлично подойдет новый iPod nano, предлагающий те же объемы встроенной памяти за более скромную сумму. И это не говоря о тысячах других, прекрасных альтернатив для тех, кто вообще нервно вздрагивает при упоминании об Apple и "их треклятом айТюнсе".
И тут, спустя неделю после презентации, в новостях пошел настоящий вал сообщений о новых играх для мобильной версии Mac OS X. За ними последовала масса статей на различных посвященных Apple порталах, объединенных одной общей мыслью: какая же все-таки iPod touch замечательная игровая платформа. Практически во всех статьях сквозила мысль: Sony и Nintendo придется потесниться. Оговорюсь сразу: я не могу назвать себя заядлым геймером, да и "незаядлым" тоже не могу. Однако меня интересует развитие карманных игровых консолей и будущее этого рынка - а что, любопытный бизнес, не хуже других, а баталии порой и поинтереснее случаются. Тем не менее на примере многих знакомых могу следить за популярностью различных консолей. Так, мировой успех и лидерство Nintendo Game Boy для меня остаются полнейшей загадкой - сколько-нибудь ощутимого количества этих приставок я ни в России, ни в Европе не наблюдал, зато регулярно видел статистику продаж по той же Японии, в которой "мальчик-game" от Nintendo с хорошим отрывом опережал PSP. Ну что сказать - загадки японской души. В наших же условиях оправданным является только упоминание изделия Sony. Да что там упоминание - в большинстве вагонов метро или трамвая, автобусе или троллейбусе нашей необъятной Родины найдется по крайней мере одна-две "пеэспешки".
Сравнивать PSP с iPod touch - занятие на первый взгляд странное, но все же интересное. Что касается органов управления, то здесь, безусловно, лидирует Sony - так считают продвинутые геймеры. Конечно, когда все кнопки знакомы и привычны по полноразмерной домашней консоли, грех менять их на что-то другое. К тому же кнопками по определению можно реализовать больше функций, чем с помощью акселерометра. Однако факт остается фактом - неподготовленные товарищи, незнакомые с "раскладкой" PSP, с интуитивно-понятными наклонами осваиваются в разы быстрее. Игры, сделанные с расчетом на такой ограниченный набор возможностей, могут быть примитивнее PSPшных - а могут быть и увлекательнее. Для меня в этом смысле показательной стала речь Джона Кармака, директора id Software, на конференции QuakeCon 2008, где он назвал iPhone (а значит и iPod touch) более интересной игровой платформой, чем PSP. Означает ли это скорое появление Quake 4 iPod touch, пока говорить рано, но то, что слова id Software и "примитивно" просто не вяжутся между собой - факт. Да и остальные игры для мобильной Mac OS не отстают. Разошедшийся большим тиражом Chopper несмотря на "простецкую" двухмерную графику заставил потратить "впустую" пару-тройку дней даже крайне далеких от игр людей. Nintendo Monkey Ball хоть и потруднее в управлении, но тоже захватывает будь здоров. Просматривается тенденция - iPhone/iPod touch предлагают отличный набор "игр для неиграющих". Сравнивать их с казуальными играми для мобильников при этом просто глупо - последние куда примитивнее.
Помимо сопоставления характеристик приходит в голову следующее соображение: а насколько легко приобрести игры для той или иной платформы? Изначально именно в этом моменте мне видится преимущество iPod touch перед PSP - в конце концов, купить и вставить физический носитель несколько напряжнее "однокнопочного" приобретения в AppStore. Мало того, что игры для iPhone/iPod touch в массе своей дешевле, чем диски для PSP, так еще и передовой способ приобретения толкает продажи вверх. 60 миллионов скачанных приложений - это не шутки. К тому же новые приложения и игры появляются в AppStore с ужасающей скоростью. Из последних громких релизов - популярная "эволюционная" игра Spore, в которой нужно пройти путь от простейшего до странного вида чудовища с многими глазами, зубами и другими органами (хотя попадаются и ультралаконичные создания). Идея создания онлайн-магазинов ПО с мобильным доступом и "однокнопочным" интерфейсом вообще в последнее время витает в воздухе. Для Windows Mobile она недавно была реализована силами Spb Software House (кстати, там и игры есть). Вероятно, недалек тот день, когда и Sony всерьез озаботится этим вопросом.
В наших условиях все поставлено с ног на голову - игры для взломанных PSP пачками качаются из Интернета, а вот заморачиваться с созданием учетной записи российского iTunes Store хотят немногие - и их число дополнительно ограничивается вывертами Apple со средствами оплаты. Кредитные карты у нас распространены не так широко, а дебетовые AppStore принимать отказывается. В итоге получаем: даже если iPod touch и станет в мировом масштабе игровой консолью для "геймеров без стажа", на России это вряд ли отразится: PSP сама по себе в два раза дешевле, а игры для нее "как бы бесплатны".
1205 Прочтений • [Драка в кармане] [24.04.2012] [Комментариев: 0]