6 ядер под контролем
Новый шестиядерный Xeon и свежая версия технологии удаленного управления vPro - таковы главные итоги конференции Intel в Праге. Именно эти новинки и стали темой для интервью с Бойдом Дэвисом, главным менеджером по маркетингу серверного подразделения Intel.
Автор: Антон Нехаенко
| Раздел: Статьи |
Дата: 23 сентября 2008 года
Пресс-мероприятия, ориентированные на бизнес-пользователей, редко бывают по-настоящему интересны большинству компьютерных журналистов. Однако у компании Intel, проводившей в середине сентября в Праге масштабную презентацию новых продуктов, получилось вызвать всплеск неподдельного интереса у пишущей братии. Несмотря на обилие разнообразных презентаций, главных тем было две.
Первая - новые шестиядерные процессоры Intel Xeon 7400. Понятное дело, что основными соседями этого названия в текстах на слайдах были такие словосочетания как "новая планка производительности", "передовые серверные технологии" и тому подобное. Если отвлечься от "особой пиар-магии", цимес новых процессоров можно выразить так: тесное сотрудничество шести построенных по новейшим технологиям ядер, объединенных 16-ю мегабайтами общей кэш-памяти, дает неслабого пинка таким сурово-корпоративным приложениям как базы данных, системы корпоративного планирования (ERP) и так далее. Рост, говорят, достигает в отдельных случаях 50-ти процентов. Особое внимание уделялось виртуализации - модному нынче в корпоративной среде поветрию, позволяющему запускать многочисленные изолированные виртуальные сервера на основе одного или нескольких реальных. Intel активно поддерживает это веяние, для чего постоянно улучшает в своих процессорах соответствующие технологии. Думается, при 6-ти ядрах и 16-ти мегабайтах кэша виртуальные машины будут чувствовать себя вольготно.
Процессор активно нахваливали и с точки зрения влияния на окружающую среду и экономии энергии. Нет, речь идет не о новой, менее вредной для природы металлической крышечке или сверхэкологичной упаковке, а о почти 11 ваттах энергопотребления на ядро (65 ватт всего). Откровенно немного, да к тому же докладчики наперебой твердили о том, как новые возможности виртуализации помогут снизить потребное количество отдельных серверов и, соответственно, общее энергопотребление компании.
К релизу процессора подоспели и сообщения об установлении им мировых рекордов производительности среди 4-х и 8-разъемных систем (счет идет по количеству процессорных сокетов на материнской плате одного сервера) в таких важных дисциплинах как ERP, приложения для электронной коммерции, виртуализация и базы данных. Интересно было бы проводить процессорные олимпийские игры раз этак в полгода: количество команд-участников, думается, было бы ограничено, зато допинг-скандалы - интереснее.
Вторая половина презентаций относилась к новой версии технологии vPro. Большинству обычных пользователей эта технология знакома мало, да это и понятно. Ее назначение - давать сисадминам широкие возможности по удаленному управлению компьютерами пользователей в корпоративной инфраструктуре, как то удаленное включение/выключение, незаметная установка обновлений, диагностика и решение всяких проблем. То есть все что угодно, лишь бы не вставать с насиженного кресла и не тащиться за тридцать переборок в бухгалтерию или отдел кадров. Новая версия технологии дополнительно сокращает количество поводов ходить куда-либо: теперь поддерживается удаленное управление ноутбуками, подключенными к сети по WiFi, а также компьютерами (в первую очередь, конечно, лэптопами), находящимися вовсе за пределами корпоративной сети. На безопасности это тоже сказывается наилучшим образом: если растяпа-командировочный потеряет ноутбук, есть возможность удаленно зашифровать или вовсе "убить" важные данные.
Побывавший на презентации Сергей Вильянов ухитрился поймать главного "серверного маркетолога всея Intel" Бойда Дэвиса и, несмотря на адский шум вокруг, взять у него короткое интервью:
С.В.: В показанных сегодня презентациях активно поднималась тема экономии энергии и "зеленых" ПК. Не так давно я разговаривал с "большими ребятами" из APC, компании, известной своими разработками в области бесперебойного питания. От них я услышал странную вещь: Intel и AMD разрабатывают экономичные микросхемы, и энергопотребление в расчете на ядро постоянно падает. Однако и число ядер постоянно растет, что, мягко говоря, снижает полезный эффект. Пусть прозвучит немного наивно, но почему бы не попросить Microsoft выжать максимум из четырех ядер?
Б.Д.: Если Вы посмотрите на наши роадмапы по серверным процессорам, то наша основная цель, конечно, заключается в поддержании уровня энергопотребления. Нашим потребителям это очень нравится: создавая вычислительную систему в расчете на одно энергопотребление, они могут просто обновлять компоненты, не задумываясь о потреблении энергии. Конечно, новые ядра добавляют потребление энергии. И мы будем стараться выводить на рынок разнообразные продукты, некоторые даже с меньшей производительностью, такие как новый двухъядерный Atom, чтобы закрыть все сегменты рынка. Но в основном мы будем фокусироваться на повышении производительности, чтобы дать людям новые возможности, такие как более точное предсказание ураганов, новые успехи в расшифровке геномов - я сейчас говорю о влиянии IT на мир в широком смысле этого слова, и мне кажется, это влияние в основном положительно. А с точки зрения серверов... Посмотрите на ребят из CERN, только что построивших новый коллайдер - им нужно больше вычислительной мощности для исследования фундаментальных частиц. Они просят больше производительности, а не меньше. Да, мы будем продолжать работать над энергопотреблением, но для нас очень важно предлагать именно наивысшую производительность. При этом мы будем продолжать предлагать решения с меньшей производительностью и меньшим энергопотреблением.
С.В.: То есть представленный вами сегодня шестиядерный процессор - не для массового рынка, а для специфических задач, требующих чрезвычайно высокой производительности?
Б.Д.: Да, рынок систем с числом ядер четыре и более едва ли составляет 5-10 процентов от всех поставляемых нами процессоров, и даже меньше того, если вести речь о рынке серверов в целом. Но для серверного рынка это все равно довольно приличный объем. Если Вы возьмете объемы продаж 7-й серии Xeon’ов, то они все равно значительно превышают продаже RISC-систем, но это значительно меньше, чем объемы поставляемых нами двухъядерных систем 5-й серии. Трудно говорить о каком-либо "мейнстримовом" рынке, потому что сервера сами по себе массовым товаром не являются. Но вот что мы заметили: компании, приобретающие большие высокопроизводительные сервера, часто избавляются от большого количества меньших систем. И хотя потребление отдельно взятого высокопроизводительного сервера гораздо выше, чем у его "меньшего брата", экономия энергии все равно выходит значительная. Так что способов сэкономить энергию - масса. Надо вести речь не столько о потребленных ваттах, сколько о максимальном количестве вычислительной мощи на каждый потребленный ватт. И с этой точки зрения большие, высокопроизводительные системы часто оказываются куда эффективнее.
С.В.: У меня вопрос по поводу технологии vPro. Должен сказать, я впечатлен, потому что хорошо представляю себе множество ситуаций, в которых эта система окажется как нельзя кстати. Работает ли эта система только с десктопами?
Б.Д. Нет. Технология vPro - это элемент не только десктопной, но и мобильной продуктовой линейки. Многие технологии мы сначала обкатывали на десктопах, а затем переносили в наши мобильные платформы. Некоторые технологии, наоборот, сначала появлялись в ноутбуках, потому что там они были более востребованы. Типовые сценарии использования десктопов и ноутбуков различаются: беспроводное или проводное подключение, ограниченное время в сети против постоянного подключения. Различия безусловно есть, но технологии удаленного управления встроены и в нашу мобильную платформу. Некоторые функции, такие как удаленное управление за пределами корпоративной сети, будут специфичны именно для нашей мобильной платформы. Но вообще конвергенция мобильных и десктопных технологий становится все очевиднее. Раньше различий было куда больше. После выпуска десктопной версии vPro нам понадобилось около года, чтобы выпустить мобильную версию, а сейчас это практически одна и та же технология, с некоторыми небольшими отличиями. Безусловно, было бы не так здорово, если бы применение vPro ограничилось только десктопами. Мобильная версия vPro крайне важна для реализации нашей стратегии.
С.В. Я мог бы прочитать это на сайте, но лучше спрошу Вас: должна ли технология vPro поддерживаться с обеих сторон? Должен ли ПК системного администратора ее поддерживать?
Б.Д.: Нет, конечно нет. Аппаратная часть должна быть на стороне пользователя, а администратору достаточно, чтобы его управляющее ПО поддерживало технологию vPro, а таких программ существует довольно много. ПК, на котором запущена консоль, может быть любым, поддержка vPro совершенно необязательна.
С.В.: Как я понимаю, система vPro позволяет делать с компьютером практически все что угодно: перезагружать, устанавливать ПО. Есть ли способ ограничить ее действие? Я могу представить ситуацию, в которой системный администратор, к примеру, банка подключается к ПК с находящейся на нем важной информацией, совершенно для него не предназначенной. Может ли конечный пользователь как-то ограничивать действия "удаленного управляющего", дав ему возможность установить ПО или обновления, но не дав скачать важные данные?
Б.Д.: Ну это зависит от корпоративной политики безопасности. vPro - это как молот, который можно использовать как для строительства, так и для разрушения. Мы уделили много внимания безопасности, особенно на аппаратном уровне. Мы очень постарались, чтобы исключить возможность несанкционированного доступа к управлению ПК. Но с того момента, как Вы разрешили доступ к своему ПК... Ну что ж, это на совести наших клиентов, надеюсь, у них не будет нештатных ситуаций.
С.В.: Мы еще не обсуждали вопрос цены. Насколько эта технология делает ПК дороже?
Б.Д.: Ну, конечно, продукты, поддерживающие vPro, не относятся к самым массовым нашим линейкам, они не так уж дешевы. Обычно в составе ПК с такой технологией вы получаете довольно мощный процессор. Но это также хорошее вложение средств. Приведу один пример: в серверных системах для удаленного управления того же уровня, что предоставляет vPro, необходимо установить плату стоимостью в пару сотен долларов. Десктоп с vPro дороже обычного лишь на пару десятков. И это очень быстро окупается - избежав пары визитов IT-персонала на рабочее место пользователя, Вы уже сэкономите эту сумму.
С.В.: То есть компания, покупающая ПК премиум-уровня, на деле получает поддержку vPro как бы даром?
Б.Д.: Да, на деле так оно и выходит. Наша задача - сделать эту технологию доступной для как можно более широкого спектра клиентов. И единственный сегмент, где мы ее не стремимся внедрить - это компании с настолько небольшим бюджетом, что они вероятно все равно не стали бы внедрять эту систему. Так что посмотрим, как поведут себя конечные производители ПК.
С.В.: Возможно, у Вас есть статистика, какая часть потребителей полностью внедрила технологию vPro?
Б.Д. На этот вопрос довольно сложно ответить однозначно, потому что есть довольно любопытные сценарии внедрения. Например, какая-то часть компаний начала внедрять технологию с ее появлением в 2006 году, и сейчас они просто дожидаются полного обновления парка ПК. Далеко не все клиенты, купившие vPro, используют эту систему полностью. Так что доля системы на рынке будет возрастать волнообразно. Будем откровенны: в мире очень мало организаций, которые могут позволить себе просто выбросить все свои старые ПК и установить новые только для поддержки vPro. Но мы думаем, что использование системы будет нарастать подобно снежному кому. Когда доля компьютеров с поддержкой vPro в парке компании достигает 60-70 процентов, определенный сценарий обслуживания становится нормой, тогда как старые способы переходят в разряд исключений.
С.В.: В своем последнем вопросе я бы хотел вернуться к началу нашего интервью: когда Вы представляли 6-ядерные процессоры, Вы неоднократно подчеркивали высокую производительность нового ЦП в виртуализации. В то же время один из моих сегодняшних собеседников говорил, что не видит больших перспектив для тонких клиентов в ближайшее время. Мне здесь видится противоречие: серверная часть готова, однако к переходу на тонкие клиенты большинство компаний не готовы. В чем же дело?
Б.Д.: Да, я полностью согласен, что виртуализация для тонких клиентов пока дело малоперспективное. Серверы слишком дороги, чтобы это решение было эффективным. Но с моей точки зрения как специалиста по серверам: это не главный сценарий использования виртуализации, есть и другие пути, даже в пределах вычислительных центров. Мы видим быстрый рост корпоративного применения виртуализации. Я на днях посещал одного из наших партнеров, у которого имеется парк из 470 серверов, работающих на частотах порядка 300 МГц. Представьте себе: почти полтысячи серверов, потребляющих сотни ватт каждый, и работающих всего на 300 мегагерц! Он хочет от них избавиться. 500 серверов, выполняющих 500 приложений - это неэффективно. Благодаря виртуализации он вполне может обойтись двадцатью пятью современными серверами, выполняющими тот же объем вычислений. И потреблять они будут жалкие проценты от того, что потребляют сейчас эти 470 серверов. Вот почему наши клиенты с таким энтузиазмом воспринимают виртуализацию в серверах. Так что виртуализация нужна точно не для того, чтобы избавиться от клиентских ПК. Посмотрите: разговор о тонких клиентах идет годами, а на практике внедрений совсем немного. Так что с клиентской стороны виртуализация не слишком интересна, а вот со стороны серверов, для перераспределения нагрузки - очень даже. Так что с моей точки зрения в ближайшие годы технологии виртуализации останутся критически важными для серверов.
С.В.: Спасибо за Ваши ответы.
547 Прочтений • [6 ядер под контролем] [24.04.2012] [Комментариев: 0]