Спорная Spore
Многие игроки, заполучившие симулятор эволюции Spore после десяти лет ожидания, быстро разочаровались в нём. Но сейчас речь о другом поводе для печали любителей странных существ: DRM.
Автор: Михаил Карпов
| Раздел: Статьи |
Дата: 01 октября 2008 года
Об игре Spore от Maxis и Уилла Райта, создателя Sim City и The Sims рассказывали все, кому не лень, и мы в том числе. Что тут говорить - продукт должен был получиться действительно безумно интересным, ведь симуляторы эволюции жизни на отдельной планете выходят не каждый день. Впрочем, не будем повторяться, про то, что ожидалось от игрового процесса, вы можете прочитать в другой статье.
В принципе, нельзя сказать, что создатели Spore в чём-то обманули ожидания игроков. Всё, что разработчики обещали, было так или иначе воплощено в жизнь. Но, в результате, человек, игравший в "Спору" и прошедший её до конца, испытывает странное чувство, будто что-то тут не так.
Возможно, дело в том, что игровой процесс слишком скоротечен, или в том, что каждая из стадий эволюции организма (клетка, существо, племя, цивилизация и космос) является очень сильно упрощённой версией других комплексных игр, таких, как например Civilization. Конечно, нельзя не упомянуть о возможности буквально "лепить" своих созданий, их технику и дома в редакторе существ, но вообще-то он существует отдельно от основной игры и стоит всего 9 долларов.
Цена самой Spore составляет около 50 долларов. Будущие покупатели продукта уже с года 2006 знали, что на торренты лучше не рассчитывать, ибо, если у вас не будет доступа к онлайновым возможностям, вы многое потеряете. К тому же, сначала вообще предполагалась невозможность игры без доступа в Сеть, так как именно таким образом должна была проводиться её авторизация после каждого запуска на определённой машине. Позже, правда, от этой идеи отказались.
Но всё равно, EA подошла к защите прав на продукт серьёзно. Игроки, вполне легально купившие Spore, столкнулись с тем фактом, что переустановить её можно только три раза (по крайней мере, почему-то так все подумали, хотя в реальности всё несколько иначе). Естественно, геймеры возмутились и решили с такой несправедливостью бороться. Каким образом? Очень просто, ставить Spore в крупнейшем в мире онлайновом магазине Amazon рейтинг в одну звёздочку и писать послания с проклятиями в адрес DRM.
Администрация магазина, по первости, начала скрывать такие "обзоры" игры, объясняя это тем, что не намерена потворствовать флэшмобу. Но когда из-за этого шага недовольные пользователи стали шуметь ещё громче, Amazon пришлось их вернуть на место.
А вообще, игру можно было скачать с помощью торрентов ещё до её официального выхода в свет. И оказалось, что ничего особенного игрок, находясь в оффлайне (для этого вовсе не обязательно отключаться от интернета, достаточно просто не заходить на свою учётную запись, которую вы, вероятно, сделаете, если будете играть в Spore) не теряет - основным преимуществом онлайнового режима является скачивание пришельцев, которых создали другие геймеры, из базы данных EA.
Что касается самих представителей EA, то они вообще не понимают, откуда пошла такая волна недовольства. По их словам, игроки очень редко устанавливают одну и ту же игру на двух разных компьютерах (своих конечно). Естественно, заявления эти вовсе не голословные, так как компания предоставила статистику, согласно которой получается, что из 437 тысяч человек, которые активировали Spore до 19 сентября только 14% поставили игру более чем на одну машину и всего 0,4% пытались активировать продукт более чем на трёх.
Но в EA решили, видимо, перестраховаться и повысили количество возможных установок до пяти. Необходимость DRM вообще была объяснена тем, что нужно же как-то игроделам защищаться от пиратов. Правда, как известно, защищайся не защищайся от них, родимых, а игру всё равно взломают, пусть и не через день, а через два. И игроки, не желающие платить за продукт, будут спокойно пользоваться плодами трудов взломщиков, даже и не подумав зайти в какой-нибудь магазин и купить диск или оформить сделку в онлайне, тогда как честным покупателям придётся звонить в службу поддержки EA и доказывать, что они являются законопослушными гражданами. По крайней мере, именно такие чувства должны были возникнуть у вас после прочтения этого материала вплоть до этой строки.
Кстати, а что же ждёт вас после пяти установок? Можете попробовать сами, но, думается, предыдущий опыт, поставленный над Spore, когда можно было сделать только три, тоже о чём-то говорит. Марк Десанто с сайта Arstechnica установил Spore два раза на свой ПК, один раз на ноутбук и опять на ПК, после чего получил ошибку авторизации. Как оказалось после звонка в службу поддержки, в этой ошибке были виноваты падучие сервера, ответственные за этот процесс.
Дальше - больше: оказалось, что переустановить игру можно всё же не три раза, а на трёх разных машинах. После этого Spore действительно посоветовала обратиться в службу поддержки и проконсультироваться по поводу проблем с легальностью копии продукта. Там, не вдаваясь в подробности, резидентам Arstechnica спокойно выдали новый CD-ключ. Так чем же является эта проблема? Действительно чем-то серьёзным, или она скорее в наших головах, чем на деле? Достаточно сложно представить себе человека, которому понадобится установить одну Spore больше чем на пять машин.