"Титаник" по-русски
Создатели спецэффектов для художественного фильма "Адмиралъ" рассказали журналистам о том, как были созданы его наиболее зрелищные и запоминающиеся эпизоды.
Автор: Григорий Рудницкий
| Раздел: Статьи |
Дата: 18 октября 2008 года
Одной из наиболее ярких кинопремьер осени можно назвать художественный фильм "Адмиралъ", повествующий о трагической судьбе адмирала Александра Колчака и его возлюбленной Анны Тимиревой. Мы не будем рассматривать художественные достоинства самой картины и мастерство ее создателей, так как эта тема лежит несколько за рамками формата нашего издания. Скажем лишь, что те, кто ждал от этого фильма историко-биографической достоверности, будут несколько разочарованы. Фильм не об этом. Фильм о любви, трагической и неразделенной, о верности Отечеству и долгу, о гражданской войне, перемоловшей судьбы людей и разделившей их на два непримиримых лагеря.
Но какая же из современных громких российских кинопремьер обходится без спецэффектов? "Адмиралъ" здесь не исключение. Примерно за неделю до премьеры мне, вместе с небольшой группой журналистов из разных изданий посчастливилось заглянуть на "кухню" создателей спецэффектов для "Адмирала", посетив киностудию "Даго". Супервайзер спецэффектов Сергей Савенков вместе со своими помощниками и сотрудниками подробно рассказали о том, как были созданы многие из наиболее ярких и зрелищных эпизодов картины. Сразу же отметим, что, в отличие от громких голливудских блокбастеров, создатели которых располагают многомиллионными бюджетами, что позволяет им во многих случаях изготавливать огромные съемочные объекты в натуральную величину (вспомним хотя бы всем известный "Титаник" Джеймса Кэмерона), российские кинематографисты зачастую вынуждены комбинировать различные методы (натуральные объекты, 3D-анимация, различные технологии видеомонтажа и т.д.). Таким образом были переданы многие драматические моменты в фильме - взрывы, масштабные сцены, сражения и т.д.
Самой сложной для реализации задачей были морская битва "Сибирского стрелка" и "Фридрих Карла". Перед тем, как приступать в работе съемочная группа ездила в Варну, где сохранился единственный миноносец того времени. Также художники со съемочной площадки и специалисты компьютерной графики изучали чертежи и прочие материалы, именно по ним была создана сцена первого морского боя. Для съемок была сделана "плавучая баржа", или же "плавучая декорация", на которой происходили все игровые эпизоды сцены. В компьютерной графике происходила работа над общими планами, над интеграцией макета корабля в съемочный материал. Сначала 3D-художники делали макет корабля, а после окончания работ над трехмером художники рисовали борт и прочие детали судна. Затем происходил окончательный просчет корабля, который отдавался компоузерам, задачей которых была интеграция полученного в съемочный материал. Так долго и кропотливо воссоздавали корабли в компьютере. Грубо говоря, на первый морской бой ушел год работы, на второй - полгода.
Очень драматично, и, вместе с тем, величественно выглядит сцена эвакуации правительства Александра Колчака, войск и промышленников из Омска в Иркутск. Наверняка зрителям запомнился вид сверху на железнодорожный вокзал и множество вагонов, стоящих на путях, вокруг которых сновали сотни людей. А на заднем плане виднелась панорама города - дома, церкви, дым, валящий из труб, и стайка птиц, кружащих в небе. Разумеется, воссоздать такое реально просто невозможно, поэтому, по словам Сергея Савенкова, был применен следующий метод. За основу был взят вид с Рижской эстакады с множеством вагонов, фотографии которой, сделанные сверху, как раз и легли в основу одной из самых масштабных сцен фильма. Далее трехмерщики составили "превиз", черновой вариант плана, в котором было запланировано содержание и заполнение сцены. Только после этого можно было приступать к съемкам. Было решено осуществить съемку на одном из стадионов, где, как известно, имеются большие и незаполненные пространства. По словам Сергея Савенкова, съемочная группа обошла несколько стадионов, но везде руководство, узнав о том, что в съемке будет принимать участие 150 человек массовки и 50 человек съемочной группы, под тем или иным предлогом отказывало кинематографистам. Наконец, директор одного из футбольных стадионов, расположенного на набережной Яузы, разрешил съемку на вверенной ему территории. Теперь предстояло выстроить сцену таким образом, чтобы действия массовки не вызвали у зрителя абсолютно никаких сомнений, в том, что они действительно изображают людей, в панике забирающихся в вагоны и загружающих различные грузы. И при этом не стоит забывать, что никаких вагонов-то в действительности не было! Для того, чтобы сцена выглядела максимально достоверной, кинематографисты разметили территорию, вбив колышки и натянув на них специальную ленту, которая, собственно говоря, и призвана была изображать контуры вагонов. А чтобы люди могли подниматься в такие "вагоны", пришлось изготовить небольшие приступки, по высоте полностью совпадающие с вагонами той эпохи.
Следующим этапом было создание в 3D самих вагонов. Точнее, сами вагоны были просчитаны в трехмерном редакторе, но, чтобы они выглядели более реалистичными, над ними поработал художник, который изобразил фактуру, сосульки и другие детали. Что же касается фона, то он был полностью рисованным. Особенное внимание Сергей Савенков обратил на птиц, кружащих в небе. Оказалось, что в этой стае были как настоящие, так и компьютерные "пернатые". "Самое главное в этой сцене то, что нам удалось показать взаимодействие большого количества реальных людей с трехмерными объектами", - говорит Сергей Савенков.
Другой эпизод, над которым также потрудились создатели спецэффектов, тоже был связан с железной дорогой. Речь идет о той сцене, где Колчак на поезде приезжает в Крым, и, глядя в окно вагона, видит стоящие на якоре боевые корабли, а за ними бухту с виднеющимся на заднем плане Севастопольским равелином. При этом за окном мелькают железнодорожные столбы. Для имитации этого мелькания был использован кусок поролона, которым с заданной периодичностью размахивал около осветительного прибора один из осветителей.
Потом картинка с размахивающим человеком была вырезана, а в те же контуры вагонного стекла помещена уже другая. Интересно, что на самом деле Колчак ехал по той, так называемой старой железной дороге, которой в настоящее время уже никто не пользуется, так как совсем рядом, чуть выше, уже проложена другая, более новая. Поэтому для любителей фактической достоверности сцена была построена таким образом, что ни у кого не вызвало сомнений, что поезд едет действительно по старой дороге. Также важно, что на старинных фотографиях отсутствует мол возле Севастопольского равелина. "В результате его пришлось "убрать", так как историческая достоверность была превыше всего", - комментирует Сергей Савенков.
Не обошлось и без оплошностей, которые также пришлось исправлять создателям спецэффектов. Дело в том, что в 13 сценах Колчак показан в кителе, погоны которого не соответствовали его воинскому званию на тот момент (вице-адмирал вместо контр-адмирала). Один орел на погонах оказался лишним, и его пришлось удалять на уже отснятом материале, что было не так-то просто, учитывая динамику действия. По словам Сергея Савенкова, один из продюссеров картины откровенно признался, что если бы года три назад кто-то ему сказал, что можно вот так запросто поменять погоны на крупных планах движущегося человека, он бы не поверил.
Вот лишь некоторые из спецэффектов фильма "Адмирал". Зрители, которые уже успели посмотреть эту картину наверняка обратили внимание, что они настолько органично вплетены в действие, что вряд ли кто-то упрекнет создателей фильма в излишнем увлечении компьютеризированными сценами.
Напротив, все направлено на то, чтобы передать дух и драматизм той сложной и трагичной эпохи. В немалой степени здесь и заслуга американского режиссера монтажа Тома Рольфа, который работал над "Адмиралом". Том сотрудничал с такими мэтрами, как Мартин Скорсезе, Ридли Скотт и Джон Ву. Представители студии "Даго" связались с ним по телефону, а мы, пользуясь случаем, задали Тому несколько вопросов.
- Что для вас было самым интересным в этом проекте?
- Самым интересным было понять ваш язык.
- Научились ли вы чему-то новому у российских коллег?
- Больше всего меня потрясло, насколько мои российские коллеги были сплочены, и то, как дружно они работали вместе.
- Какие из поставленных режиссером задач оказались для вас наиболее неожиданными?
- Да нет, ничего особенно неординарного для меня не было, учитывая мою пятидесятилетнюю практику в монтаже. Самыми же сложными были сцены морских боев, так как в одних случаях материала было слишком много, а в других его порой не хватало.
- А почему вы согласились принять участие в российском кинопроекте?
- Прежде всего, мне было интересно увидеть Россию. Кроме того, я поставил перед собой задачу сделать этот фильм, хотя я не видел сценарий и не понимал реплики героев. Но это был прекрасный опыт, и я бы с удовольствием его повторил.
- Что вы думаете о технической оснащенности российских кинематографистов? Насколько отличается она от того, что можно увидеть в Голливуде?
- Самая большая разница в том, что в США процесс создания фильмов гораздо более формализован, чем в России. Там каждое подразделение занимается исключительно своим участком работы, а в России зачастую все занимаются одним общим делом. Поэтому мне больше всего нравится российский способ производства.
- В свое время российский фильм "Ночной дозор" пришлось заново монтировать перед показом за рубежом, так как он не соответствовал западным стандартам. Насколько, на ваш взгляд, фильм "Адмирал" соответствует им?
- Год назад я закончил работу над фильмом. За это время многое произошло. Какие-то изменения внес режиссер, была добавлена музыка. Но в том виде, в котором я его оставил, он был бы вполне пригоден для показа на Западе, и наверняка бы стал популярным у европейского и американского зрителя.