Железная встряска
Производители гаджетов все чаще оборудуют свои детища акселерометрами – как показывает практика, они вполне в состоянии приумножить потенциал интерфейса модели, и, кроме того, обеспечить ей оглушительный WOW-эффект.
Автор: Алексей Стародымов
| Раздел: Статьи |
Дата: 24 октября 2008 года
Все чаще и чаще производители гаджетов оборудуют свои детища акселерометрами (датчиками движения) – как показывает практика, они вполне в состоянии преумножить потенциал программного интерфейса той или мной модели, и, кроме того, обеспечить ей оглушительный WOW-эффект. Да и удобно это, согласитесь – скажем, именно благодаря датчикам веб-браузеры карманных устройств научились переключаться в ландшафтный режим автоматически, вслед за поворотом корпуса самого телефона или мультимедийного плеера с WiFi (вспомните iPod Touch).
Стоит сразу же сказать, что акселерометр – это такая "железяка", маленький чип, который может либо присутствовать на плате устройства, либо отсутствовать. И если его там нет, то сделать интерфейс устройства подвижным программными методами нереально. Да, знаменитая Nokia N95 научилась "крутить дисплеем" далеко не сразу, а с выходом прошивки 20.0.015, однако это стало возможным только потому, что в ней была изначально установлена микросхемка LIS302DL от STMicroelectronics (STM). К слову сказать, она же имеется в моделях Nokia 5500 Sport, 6210 Navigator, N93i, N85, N95 8 Gb, N85, N79, N96, Apple iPhone, iPhone 3G и iPod Touch, а также в джойстиках игровой приставки Nintendo Wii. Здесь же отмечу, что датчиками оснащаются телефоны практически всех ведущих производителей – таких, как Sony, Samsung, LG и HTC. При этом надо сказать, что в Европе и США эта тенденция находится только в начале своего пути, в то время как мобильники для рынков Японии и Южной Кореи оборудуются акселерометрами уже довольно давно.
Датчики движения бывают аналоговыми и цифровыми, однако, что намного важнее, они делятся на двухосные и трехосные. Первые позволяют зафиксировать только горизонтальный поворот устройства (в частности, такие микросхемы задействовались в старых смартфонах Nokia, в которых интерфейс приложения управления камерой отображался в ландшафтном режиме, а также в цифровых фотоаппаратах), а вот трехосные позволяют реализовать массу очень приятных и пока непривычных функций. Каких? Поглядим, чем создатели гаджетов могут порадовать нас сегодня.
Конечно же, в первую очередь на ум приходят игры, например, шарики, которые нужно катать по лабиринту. Именно такая игрушка установлена в коммуникаторе HTC Touch Diamond, телефоне Sony Ericsson K850i Cyber-shot и мультимедийном плеере iPod Nano четвертого поколения. Занятно? Занятно. Хотя это, конечно же, не предел, и, как по мне, интереснее играть в автосимуляторы, в которых можно управлять машинкой путем наклонов корпуса устройства; правда, долго погонять вряд ли удастся: кисти рук ведь не железные. Есть такие гоночки для iPhone, а в Sony Ericsson W980i предустанавливается аналогичная по идее (но не по красочности, конечно) Java-игрушка Need for Speed.
Sony Ericsson W760i: разворачивай картинку и управляй движениями
Смартфоны Nokia, поддерживающие игровую платформу N-Gage, позволяют рулить машинами только посредством джойстика. Обидно, так как количество продуктов с акселерометрами в портфолио финского производителя сегодня наиболее велико. С другой стороны, это отчасти компенсируется массой разнообразных сторонних приложений, которые позволяют насладиться преимуществами датчика в полной мере – дело в том, что в стандартной поставке он может только лишь поворачивать картинку на дисплее смартфона. И все. Более того, к примеру, в Nokia N82 на 20-й прошивке эта функция скорее мешала, чем приносила реальную пользу – уже очень чувствительным был акселерометр. Хорошо хоть, что в 30-й версии его слегка "обуздали".
Nokia N82: в стандарте - только "вертим картинкой"
В настоящее время благодаря трудам крупных разработчиков софта и энтузиастов-одиночек можно открывать входящие сообщения, активировать беззвучный режим, отклонять входящие вызовы, менять темы оформления, блуждать по меню и подменю, блокировать клавиатуру и совершать прочие подобные действия путем потряхивания смартфонов. Правда, справедливости ради стоит сказать, что одновременно может быть запущена только одна подобная программа – иначе как аппарат определит, чего от него, собственно хотят в данный момент? Кроме того, акселерометр позволяет реализовать шагомер и нивелир. Не уверен, что последний может пригодиться многим обладателям смартфонов и коммуникаторов, однако сама возможность радует. И я уже молчу о разного рода прикольных заставках вроде чашки с водой, поверхность которой остается неизменно горизонтальна земле вне зависимости от положения девайса в пространстве.
Не так давно в сети промелькнула информация о новом патенте Sony Ericsson – японо-шведская компания предлагает задействовать датчики движения для зуммирования при съемке встроенными фотокамерами мобильных телефонов. Для увеличения объекта нужно физически переместить камерофон в его сторону, а для уменьшения – в обратную. Не исключено, что реализацию этой концепции мы увидим уже в 2009 году, в новом поколении камерофонов Cyber-shot (вот только для полного счастья необходим еще и оптический зум – не секрет, что использование цифрового приближения является признаком дурного тона).
Остается заметить, что производители телефонов не реализуют возможности акселерометров на полную катушку – допустим, музыкальные телефоны Sony Ericsson W910i и W980i, а также Samsung S3600, позволяют управлять встроенным медиапроигрывателем путем встряхивания, а вот K850i Cyber-shot умеет только поворачивать картинку на дисплее в горизонтальный режим. Если постучать по корпусу Nokia 8800 Arte, то на ее дисплее отобразятся симпатичные часики, да и функция приглушения звука входящего звонка путем переворота там реализована изначально. Тем не менее, ни о каком управлении движениями в играх в случае этого телефона не идет и речи. Sony Ericsson W580i оснащался шагомером и спидометром, которые оценило большинство его обладателей, а вот в W595i эти функции почему-то убрали, предоставив взамен музыкальный ShakeControl и возможность менять ориентацию экрана.
Очевидно, что реализовывать все и вся в каждом аппарате совершенно не выгодно с маркетинговой точки зрения, да и, думается, куда интереснее, когда каждый аппарат имеет свою собственную "шевелящуюся" изюминку. Ну а на откуп максималистам отданы устройства с открытыми операционными системами – уже сейчас понятно, что со временем количество софта, "завязанного" на акселерометры, будет только расти.