Подрастающее поколение
Сходить на презентации стартапов и конференцию инвесторов было интересно - ну где еще почувствуешь себя "почти совсем как" в Кремниевой долине?
Автор: Антон Нехаенко
| Раздел: Статьи |
Дата: 18 ноября 2008 года
Мероприятие, на котором мне удалось побывать 15-го ноября, со всех сторон было для меня необычным. Начать с того, что это была суббота, и необходимость принимать в законный выходной участие в рабочей встрече обрадовала, кажется, далеко не всех на ней присутствующих. Во-вторых, место проведения тоже банальностью не отличалось: вместо заведения общепита - храм науки, а конкретно - один из филиалов Высшей Школы Экономики. Последнее отвечало духу мероприятия - большинство его активных участников лишь недавно покинули стены своих учебных заведений. Ну а в-третьих, принимать участие в венчурных конференциях с презентациями проектов (а именно такова была суть посещенного мной мероприятия) мне еще не доводилось.
Организатором выступила программа AddVenture, о которой мне с неофитским любопытством было интересно узнать поподробнее. Итак, программа организована группой инвесторов, являющихся профессионалами IT-бизнеса со стажем. Практически все они имеют схожий путь - образование в престижном российском вузе, следующая ученая степень в каком-либо из западных, чаще всего американских, университетов, затем - работа на крупную международную или российскую компанию или свой, перспективный и прибыльный проект. У проекта много консультантов, например, Владимир Долгов, глава российского офиса Google, или Валентин Любимов, директор по разработке портала LiveInternet. Есть в списке и лицо государственное - инвестиционный менеджер ГК “Роснанотех” Павел Родюков. Но самое главное - среди участников и консультантов проекта много директоров уже состоявшихся стартапов, способных вживую передать ценный опыт новому поколению.
Дизайн сайта AddVenture побуждает к планомерной работе
При этом невозможно сказать, что программа ворочает миллионами. Цель ставится совершенно иная. В жизни каждого стартапа есть очень противный период, называемый “Долиной Смерти”. В это время у команды (или даже у одного человека) есть только идея, но нет ни сформировавшегося коллектива, ни (зачастую) денег на рабочее помещение, ни, самое главное, хоть сколько-нибудь работающего прототипа продукта, который можно было бы показать инвестору и под который тот, растрогавшись, отвалил бы денег. С помощью проекта AddVenture наиболее перспективные стартапы получают решение этих проблем.
В работе фонд использует метод сравнительно короткого кнута и сравнительно большого пряника. В качестве последнего выступают 15 тысяч долларов финансирования (хороший повод не раздувать команду), обставленный офис в научном кластере в Троицке (в AddVenture входят Руслан и Мария Титовы, руководители троицкого “инкубатора”) и самое главное - так называемые “умные деньги”. На самом деле это и не деньги, а то, без чего не пробиться ни в России, ни (будем честны) в иных частях Света - связи, полезные контакты и “опыт старших товарищей”. Так, перспективный стартап (в лице его основателей) научится грамотно себя подавать, демонстрировать свои сильные стороны и получит аудиторию в виде инвесторов для “идеологической обработки”.
Казалось бы, все в шоколаде, но не стоит забывать о кнуте. На разработку бета-версии продукта отобранным 3-го августа командам было дано всего по 3 месяца. Вообще, за этот промежуток от компании требуется немало - сформировать сплоченную команду, создать прототип или бету и добиться первых продаж (!!!) или соглашения о намерениях. К тому же, с учетом вышеописанных пряников, конкурентная среда получается достаточно агрессивная, что дополнительно стимулирует разработчиков.
И вот, по результатам трех месяцев напряженной работы инвесторам, журналистам и просто заинтересованным людям были представлены 7 проектов, о которых - чуть поподробнее. Не все из них, на мой взгляд, будут интересны инвесторам, однако только дальнейшее развитие покажет, которые имеют под собой реальную основу. Итак...
1. Первый проект имеет не вполне серьезную тематику, однако более чем серьезные планы на будущее. “Супергерои”, они же SuperHeroes Online - это проект многопользовательской браузерной онлайн-игры с героями и антигероями, обладающими сверхспособностями. Сама игра бесплатна, руководитель проекта Илья Курылев предполагает извлекать прибыль из платных дополнительных возможностей, улучшающих характеристики героев. На период 2009 - 2011 года предполагается рост ежемесячной аудитории до 250 тысяч человек, а дохода - до $9 миллионов. В качестве средства убеждения приводятся примеры успеха других многопользовательских интернет-игр, таких как “Легенда” и “Бойцовский клуб”. Однако риск в затее есть, и немалый - игры появляются пачками, некоторые из них быстро набирают аудиторию, но затем так же быстро ее теряют. К тому же, в условиях неблагоприятных экономических новостей пользователи менее склонны спонтанно тратить деньги на сторонние удовольствия.
2. Второй проект ориентирован на блоггеров, чье движение, в отличие от многих других в Интернете, растет и крепнет. Компания toolWI (www.toolwi.com) предлагает блоггерам набор виджетов для вставки в блоги. Изначальная цель - преобразить свой блог, сделать его непохожим на другие. Для этого предполагается использовать виджеты с “настроениями”, виджеты с анимированными картинками, а также значки Iloveit!, позволяющие выразить свое расположение или неприязнь к тому или иному предмету (чаще всего - бренду). И вот тут кроется возможность для монетизации: во-первых, сами блоггеры могут с помощью распространения вирусных роликов, сделанных из виджетов, поднимать посещаемость, а во-вторых, путем размещения вирусно-рекламных виджетов или Iloveit!-иконок можно заработать свою денежку. Помимо услуг по монетизации блогов сама компания планирует зарабатывать на разработке вирусно распространяющихся виджетов (не вредоносных, а просто смешных). Разработчик Филлип Гладков говорит, что идею уже опробовали на китайском рынке, и тамошние блоггеры были в восторге.