Лейся, песня
Музыкальная индустрия всегда отличалась завидным упрямством и инертностью, но некоторые итоги прошедшей во Франции конференции MIDEM-2009 позволяют надеяться на разворот этого бизнеса лицом к клиентам.
Автор: Антон Нехаенко
| Раздел: Статьи |
Дата: 28 января 2009 года
Забавно получается - если судить по всяким сообщениям о "копирайтных" судебных делах, а также различным новым законам, лоббируемым медийной индустрией, может сложиться впечатление, что в этой самой медийной индустрии работают сплошные неадекваты. Однако это не так - конечно, есть отрасли, где процент неадекватов поменьше (атомная энергетика, например - там это просто чревато), но полно и отраслей, где такой процент куда выше - думаю, упоминаний нашего российского ЖКХ, "Почты России", отдела контроля качества "АвтоВАЗ" и отдела подготовки стюардесс авиакомпании "Аэрофлот Российские Авиалинии" вполне хватит.
К чему я веду? Да к тому, что в моем понимании адекватность представляет собой не столько способность не ошибаться, сколько способность учиться на собственных ошибках, желательно, с первого раза. Конечно, этим музыкальная индустрия особенно похвастать не могла - с самого начала было понятно, что провалы в продажах CD будут только расширяться, а остановить распространение контента онлайн - все равно что пытаться развести море руками (сил на это пока хватило только у одного человека в истории). И тем не менее, палки в колеса музыкальная индустрия продолжала вставлять интернет-продажам даже тогда, когда получала с этого отчисления - иначе переговоры Apple с мейджор-лейблами по поводу контента магазина iTunes не были бы столь трудными.
Но с 25-го раза, кажется, дошло - это я сейчас намекаю на итоги конференции MIDEM-2009, прошедшей с 18 по 21 января в славном приморском французском городке Канны. MIDEM (Marché International du Disque et de l'Edition Musicale) - это ежегодный конгресс, проводящийся в Каннах с 1967 года и собирающий музыкантов, бизнесменов от музыки и журналистов. Естественно, при таком наборе посетителей главная тема разговора - как "поднять бабла" и что делать с недобитками, которые мешают нам это сделать.
Теро Оянперя из Nokia обещает в этом году значительно расширить географию внедрения сервиса Comes with Music
Результаты 2009 года несколько противоречивы. С одной стороны, зарегистрировано 12-процентное падение посещаемости - думаю, без участия МФК (который становится чем-то вроде Фантомаса - на его проделки все списывают) тут не обошлось. Но, как известно, чем меньше народу, тем больше кислороду - оздоровление околокопирайтной атмосферы и прочистка мозгов у ответственных товарищей налицо. В этом году в рамках конференции в течение двух дней проводился отдельный дискуссионный форум MidemNet, суть которого понятна из названия. В воздухе витали перемены в настроениях индустрии по отношению к сетевой дистрибуции музыки, что регулярно находило подтверждение в мнениях участников. "Мы больше не пытаемся оградить музыку от технических новшеств [в распространении]" - сказал Тед Коэн из консалтингового агентства TAG Strategic, - "вместо этого мы просто пытаемся отыскать работающую модель, способную монетизировать музыку и, вместе с тем, не вызывающую у слушателей негативной реакции." "Я думаю, что тональность дебатов о достоинствах музыки в Интернете и музыки в мобильных устройствах значительно изменилась, и это изменение стало заметно в процессе проведения MIDEM," - вторил ему директор выставки - Доминик Легерн, - "индустрия больше не задается вопросом, работать ли с новыми каналами дистрибуции. Теперь она занята поиском оптимальной модели работы."
Однако это были бы просто слова, если бы не подтверждение "с другой стороны". Посетили выставку и приняли участие в дискуссии представители Nokia, Sony Ericsson, Research in Motion (создатели Blackberry) и оператора Orange. В центре внимания была, конечно, Nokia с ее инициативой Comes with Music. Суть, напомню, такова - можно приобрести "музыкальный" аппарат Nokia с некоторой наценкой, но взамен получить неограниченный годовой доступ к коллекции Nokia: качай - не хочу! Конечно, это не сулит лейблам сверхприбылей, но, возможно, позволит в итоге заработать больше путем привлечения клиентов, которым ранее вообще бы в голову не пришло платить за музыку - благо, загрузка треков возможна и с телефона буквально "в один тычок". Вдохновляет инициаторов проекта пример Японии, где по статистике 90% музыки покупается именно с мобильников. "2009-й станет для нас очень, очень большой инвестицией в музыку," - сказал Теро Оянперя из Nokia, прежде чем анонсировать запуск Comes with Music в Австралии и Сингапуре и скорый приход сервиса в континентальную Европу. Другие компании тоже могли кое-чем похвастать, хотя и в более скромном размере - Sony Ericsson перед Рождеством одарила родную Швецию безлимитным сервисом "Play Now Plus", а оператор Orange также выкатил несколько подобных предложений для своего магазина контента. "В общем, через пару лет вы эту индустрию не узнаете," - подытожил Джим Бэлсилли, CEO Research In Motion.
Дискуссионный форум MidemNet мог в этом году похвастаться хорошей посещаемостью
Кстати, на MIDEM есть забавная традиция - выбирать страну-партнера, которая становится центром внимания. На этот раз страной-партнером по странности стала Россия, выбравшая, видимо, для пущего сюрреализма, эмблемой матрешку в наушниках. Но шутки в сторону - российский рынок, видимо, всерьез интересует мировую мультимедиа-индустрию, несмотря на намечающееся общее падение потребления вследствие кризиса. Раньше реализации этого интереса мешали две вещи - неприспособленное к серьезной борьбе с пиратством законодательство и доминирование на рынке непонятных местных исполнителей, пишущихся в непонятных местных рекорд-компаниях, с которыми еще надо наладить отношения. Первый вопрос вроде бы решен путем внесения Думой соответствующих поправок в законодательство (что не мешает некоторым присутствующим ходить на torrents.ru, да? Ай-ай-ай!). Второй же решился еще проще - местных "звездулек" умывают, причесывают и отдают на съедение серьезным западным текстописателям и продюссерам. Например, входившая в российскую делегацию на MIDEM-2009 исполнительница Валерия уже имеет пластинку англоязычных песен и сейчас активно работает с Робином Гиббом (ex-BeeGees) и Дэвидом Ричардсом, известным по работе с Queen и Дэвидом Боуи.
Лицо российской делегации на MIDEM-2009
Впрочем, на российском рынке уже наблюдаются те же проблемы, что и на западном - та же Валерия пожаловалась на пятикратное падение продаж дисков за пять лет (полтора миллиона копий против трехсот тысяч). Но репрессивные меры здесь дадут еще меньше эффекта, чем за бугром, и капитаны индустрии это, похоже, понимают - на нас намереваются опробовать самые современные методы дистрибуции контента, причем с упором на доставку прямо в мобильные устройства. Думаю, что инициативы "Скартел" (бренд Yota) и скорое появление предложения Comes with Music от Nokia наглядно иллюстрируют это понимание. Думаю, что и ценовая политика будет адекватной - хороший пример здесь дает рынок DVD, быстро подмятый под себя автоматами с дешевыми (100-300 рублей) лицензионными дисками в придомовых магазинах. Когда отдать за последний хит скромную сумму прямо со счета мобильного телефона нажатием одной клавиши будет проще, чем выкачивать дома из торрентов, музыкальную индустрию в России ждет шумный успех. Ведь лучше получить хоть что-то, чем совсем ничего - до НИХ это, кажется, наконец, дошло.