Кому-то выгодная химера
Несмотря на серьезное финансирование и федеральные программы с красивыми названиями, "электронное правительство" так и остается лишь красивым словосочетанием. Кто в этом виноват и что нужно предпринять? Слово экспертам.
Автор: Григорий Рудницкий
| Раздел: Статьи |
Дата: 16 февраля 2009 года
Несмотря на кажущийся прогресс в области информатизации государственных структур, России еще очень далеко до построения электронного государства и формирования электронного правительства. Об этом говорил на прошлой неделе президент РФ Дмитрий Медведев на первом заседании Совета по развитию информационного общества в России. Казалось бы, несколько предкризисных лет позволили существенно пополнить государственный бюджет, значительная доля которого отводилась на автоматизацию деятельности федеральных и местных структур. Мы, журналисты, периодически получали пресс-релизы об очередных проектах по поставке оборудования или внедрению программного обеспечения в тех или иных государственных органах. Но, как выяснилось, одними только поставками и внедрениями электронное правительство не сформируешь. Как напомнил глава государства, самые мощные компьютеры чиновники до сих пор используют лишь как продвинутые пишущие машинки, электронный документооборот в работе министерств и ведомств остается лишь красивым словосочетанием, а их сотрудники изводят тонны бумаги. Не лучше ситуация с информатизацией обработки обращений граждан. В редких случаях граждане могут обратиться в государственные органы через Интернет, а еще реже - проследить статус своего обращения в режиме реального времени. Возможно, в министерства и ведомства мы обращаемся не каждый день, но давайте возьмем такой пример, как оплата коммунальных расходов. Как известно, в Москве они оплачиваются по единой платежной квитанции, которую рассылают Единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ) каждого района. Квитанции эти жители находят ежемесячно в обычных почтовых ящиках. Конечно, подобный способ никогда не может гарантировать стопроцентной надежности. Так что, если квитанцию вы не получили, будьте добры лично подъехать в ЕИРЦ и получить ее там повторно. Редко когда ЕИРЦ находится на соседней улице, чаще всего приходится ехать до него на наземном транспорте, а то и на метро. Согласитесь, насколько удобнее было бы скачивать этот документ с сайта ЕИРЦ, а затем распечатывать и оплачивать. Сейчас же на сайте ЕИРЦ мы можем лишь узнать часы его работы и фамилии руководящих сотрудников. Одним словом, пользы от такого сайта не больше, чем от таблички на дверях ЕИРЦ. И это лишь один из немногих примеров того, как эффективно работающие информационные технологии в госструктурах могли бы существенно облегчить жизнь простых обывателей.
Тем не менее, пока президент страны распекает ответственных чиновников за недостаточный уровень информатизации государства, в отдельных регионах уже реализован ряд интересных и, надеемся, перспективных проектов. Так, в Омске создана и работает единая система электронного документооборота (ЕСЭДО) объединяющая взаимодействие 18-ти органов исполнительной власти Омской области. Внедрение ЕСЭДО позволило вывести на новый уровень систему самоконтроля работников, уменьшить время ожидания отчетов, мгновенно получать документы из отделов делопроизводства, обеспечить документарное сопровождение госзакупок и коммерческих сделок. Воронежская область рапортует не только о наличии государственной ИТ-инфраструктуры, но и о ее модернизации. В 2003 году руководство области начало автоматизацию обработки документации: от регистрации до сдачи дела в архив. В течение 2006 году выстроена транспортная телекоммуникационная сеть, объединяющая все подразделения администрации области и другие органы власти, с технической точки зрения это порядка 50 серверов и более 2 тысяч рабочих станций. В 2008 году было начато создание единой службы каталогов Microsoft Active Directory, которая является эффективным инструментом управления информационной инфраструктурой. При этом обеспечивается соответствие мировым требованиям бизнес-приложений.
Переход на цифровые технологии дает новые просторы для деятельности.
Самым продвинутым регионом можно считать Татарстан, где 10 февраля с.г. Президент Минтимер Шаймиев подписал указ «О единой межведомственной системе электронного документооборота в Республике Татарстан», который, за некоторыми исключениями, предусматривает полный переход на электронный документооборот в министерствах и ведомствах. На данный момент к системе подключены около 274 учреждения республики, среди них - аппарат правительства республики, все министерства, ведомства и муниципалитеты. Ежедневно в системе регистрируется примерно 2,5 тысяч новых документов и 4 тысяч резолюций. Юридически документы обеспечены цифровыми подписями.
И все же давайте попробуем разобраться, почему до сих пор Россия не просто отстает США, стран Европы и ряда других государств в построении электронного государства, но даже увеличивает разрыв?
"Ключевой проблемой для повсеместного перехода на электронный документооборот является несовместимость систем электронного документооборота, используемых в различных организациях, - говорит Елена Иванова, начальник отдела маркетинга компании "Электронные офисные системы", - до настоящего времени каждый орган власти приобретал систему документооборота исходя из собственных представлений о такой системе. Никаких единых требований к СЭД, в т.ч. по форматам обмена документами с другими системами государством не формулировалось и, соответственно, не предъявлялось. В результате мы имеем ситуацию, при которой организации, использующие различные СЭД, не могут обмениваться электронными документами, поскольку они просто не "понимают" друг друга. Сейчас, судя по всему, настал "момент истины". Прогресс в области "электронного правительства", с которым связывают качественно новый уровень государственных услуг, немыслим без межведомственного электронного документооборота. Это относится к управлению прохождением и исполнением поручений в системе органов власти, к межведомственному согласованию документов, к работе служб "одного окна" и многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг и т.д.
Кто же должен сделать первый шаг в области унификации стандартов электронного документооборота? По словам Елены Ивановой, инициатором здесь должно выступить государство, заинтересованное в едином и "понимаемом" всем системами формате электронного документа и межведомственного взаимодействия. Но как только государство установит соответствующие стандарты, они, в свою очередь, будут приняты и бизнес-сообществом, так что можно будет говорить о создании основы национальной системы электронного документооборота.
Дмитрий Романов, директор по развитию технологий информационного менеджмента компании "АйТи" считает, что основная причина плачевного состояния дел кроется не в отсутствии стандартов, а в специфичном менталитете чиновников. "На самом деле, со времен Салтыкова-Щедрина мало что поменялось. Чиновники в основной массе не заинтересованы в повышении эффективности собственной работы. В лучшем случае решаются узковедомственные задачи. Эффективное взаимодействие между ведомствами необходимо, прежде всего, тем, кто находится НАД этим ведомствами - т.е. президенту и премьеру. Переход к сервисной модели оказания государственных услуг вообще требует серьезнейшего изменения в психологии и менталитете, как чиновников, так и все прочих граждан страны. Однако технологии электронного правительства могут и должны стать катализатором данного процесса", - уверен он. Дмитрий Романов также вспомнил о программе "Электронная Россия", одним из недостатков которой он назвал "мелкотемье". По его словам, если бы составители программы сосредоточились буквально на нескольких, но при этом "прорывных" темах, ситуация сегодня могла бы быть совершенно иной. "Но выбор был сделан в пользу распыления ресурсов и финансирования по многим, зачастую не связанным между собой тематикам, что и привело к закономерному финалу – выполнено много работ, а показать реально работающие системы электронного правительства невозможно", - утверждает он.
Ольга Ускова, президент Национальной Ассоциации Инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) и президент компании Cognitive Technologies в качестве основной причины, препятствующей построению эффективной ИТ-инфраструктуры электронного государства называет высокий уровень коррупции. "Сфера информатизации является крайне благоприятной для злоупотреблений, поскольку критерии оценки стоимости в ней крайне специализированы. Цену ИТ-проекта можно искусственно завысить в несколько раз без риска, что тебя поймают за руку. Эффективно бороться с коррупцией в сфере информатизации можно только за счет усиления роли институтов независимой внешней экспертизы, которые у нас пока развиты крайне слабо", - считает Ольга Ускова. Что же касается фактора восприятия чиновником компьютера исключительно как пишущей машинки, то здесь уже, по мнению президента НАИРИТ, причина кроется в том, что чиновники основной своей задачей считают именно производство документов. Если бы вместо этого перед ними ставилась задача повышения эффективности управления, результат был бы совершенно другой.
А что думают сами чиновники? Как они объясняют неудовлетворительную ситуацию с переходом государственных структур, то есть их самих, на цифровые рельсы? Своими впечатлениями поделился с нами Константин Горохов, представитель отдела общественных связей Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. "В рамках госструктур не существует ни одного заместителя руководителя, отвечающего за информационные технологии. Поэтому на Совете главой Минкомсвязи было предложено создать совет главных конструкторов, которые могли бы собираться при Правительственной комиссии по связи и информационным технологиям и обсуждать техническую сторону решений, - говорит Константин, - и данная идея была поддержана президентом страны. В настоящий момент информационные технологии стоят на последнем месте как с точки зрения финансирования, так и с точки зрения уделения внимания, потому что до сих пор ни один руководитель федерального органа исполнительной власти не провел анализ, как информационные технологии могут помочь ему в его работе. Автоматизация в федеральных органах исполнительной власти воспринимается как переход с менее мощного процессора на более мощный, а не как создание информационных систем. Портал по-прежнему воспринимается как веб-сайт. А на самом деле, портал – это нечто большее, это сложная информационная система, которая имеет оболочку в виде веб-сайта". Отвечая на наш вопрос, касающийся отношения однобокого восприятия чиновниками компьютера, представитель Минкомсвязи объяснил эту тенденцию все еще недостаточным уровнем компьютерной грамотности последних, все еще доминирующим в госструктурах бумажным документооборотом, а также отсутствием удобных систем управленческого учета, с помощью которых руководители могли бы принимать решения.
Многие из опрошенных нами экспертов согласились с тем, что подобные эффективные меры по усовершенствованию информатизации госорганов можно и нужно принимать именно сейчас, в период финансового кризиса. "Современные информационные системы на сегодняшний день являются главным средством повышения эффективности управления, что, в свою очередь, является главным способом преодоления мирового финансового кризиса. Без развития национальной информационной инфраструктуры мы останемся с теми же проблемами, которые и привели к сегодняшней экономической рецессии. Ведь далеко не случайно основу антикризисного плана американского президента Барака Обамы составляет именно более широкое и полномасштабное использование информационных технологий в управлении жизнью Соединенных Штатов", - напоминает Ольга Ускова. "Представьте, что вы едете на автомобиле, поворачиваете руль, а колёса отрабатывают поворот с задержкой в несколько минут. Такая машина либо будет ехать очень медленно, либо неизбежно окажется в ближайшем кювете. Электронный документооборот - это необходимое условие для нормальной управляемости всей государственной машины. И если в "тучные годы" можно было себе позволить вальяжную и неторопливую езду, то в условиях кризиса жизненно важно обеспечить быструю реакцию всех исполнительных механизмов и четкую обратную связь на рулевом управлении". "Поэтому ответ на вопрос: "Не только уместно, а необходимо, и как можно быстрее!"", - дополняет своих коллег Дмитрий Романов. По мнению генерального директора компании "1С-Битрикс" Сергея Рыжикова, именно финансовый кризис заставляет искать пути оптимизации любых структур, в том числе и государственных. Информатизация - это, пожалуй, один из немногих по-настоящему действующих инструментов с быстрой отдачей, которую можно и нужно использовать для снижения издержек и увеличения эффективности. Сергей также сообщил нам, что в этом году его компания планирует представить специальную версию системы "1С-Битрикс: Корпоративный портал" для государственных структур. Скорее всего, другие разработчики тоже воспримут эту тенденцию и предложат государству эффективные продукты для автоматизации различных участков его работы. Главное - не наступить на старые грабли и заранее продумать вопрос совместимости стандартов и удобства использования.
Но никакие, даже самые эффективные технологии не помогут построить электронное государство, пока государственные структуры не повернутся к человеку, гражданину лицом, а работа их не станет для него более прозрачной и предсказуемой. Совершенно с другой стороны предложил взглянуть на проблему построения электронного государства Алексей Новодворский, заместитель генерального директора компании "Альт Линукс": "Электронное государство - это не просто порталы, реализующие регламенты и выдающие электронные документы. Это мощный механизм обеспечения прав граждан, в частности за счет повышения прозрачности государства. Вопрос объема прав граждан, обеспеченных электронным государством, и механизмов их реализации, - вопрос политический и правовой, а потом уже технологический". По его словам, этот вопрос может быть решен, соответственно, на уровне политического руководства, а не ведомственном или межведомственном уровнях. "Решать такие концептуальные вопросы во время кризиса, когда государство и общество больше сосредоточены на осознании ситуации и поисках новых решений - самое время. Кризисные решения вынужденно будут проще, дешевле и понятнее гражданам", - заключает он.
Как мы видим, существует множество ответов на извечные русские вопросы "кто виноват?" и "что делать?". Ясно одно - количеством техники и внедренных программных продуктов проблему построения электронного государства не решить. Будем надеяться, что хотя бы финансовый кризис послужит тем катализатором, благодаря которому количество начнет, наконец, переходить в качество. Но приложить усилия придется всем - и представителям ИТ-индустрии, и самим чиновникам. И здесь уже двух мнений быть не может.
Автор благодарит Константина Иванова за помощь в создании статьи - мониторинг региональных проектов.