Как обстоят дела на рынке труда ИТ-специалистов? Мнения кадровиков и самих ИТ-специалистов разошлись, и мы попытались разобраться. Вопрос остался открытым...
Автор: Александр Бумагин
| Раздел: Статьи |
Дата: 27 марта 2009 года
Кого мы вспоминаем в первую очередь, когда заходит речь об ИТ-специалистах? Конечно, системного администратора. Во многих компаниях этому мастеру-на-все-руки вменяются в обязанности функции ИТ-менеджера, консультанта, технического специалиста, программиста, специалиста службы поддержки и прочая и прочая.
Этот же воспетый в фольклоре персонаж, по сути, "закрывает" также должность ИТ-директора и сам обязан распределять собственные силы по всем фронтам работ. Бывает, конечно, и по-другому - крупная компания обязательно наймет несколько узких специалистов. О многих из них сегодня поговорим, а вот должность CIO оставим на следующий раз, когда дело дойдет до руководящих постов в ИТ-отрасли.
Отвечая на наши вопросы, Юрий Крылов, системный администратор со стажем, не удержался и подверг критике многие исследования рынка труда, включая и публикации "КТ". "Все эти скучные обзоры воспроизводят штампы о рынке ИТ, которые, в свою очередь, наплодили кадровики, - говорит Крылов. - Взять, к примеру, самый избитый тезис о том, что рынок труда ИТ-специалистов перегрет. Какой смысл в это вкладывается? Перегрет относительно чего1? Рост зарплат в ИТ часто даже не догонял рост в других секторах рынка". Так как наша рубрика тоже опирается на данные кадровых агентств, замечание Юрия посеяло легкое сомнение: может, мы и впрямь делаем что-то не так? Пытаясь разобраться, мы рассказали об "особом мнении" тем самым специалистам кадровых агентств, по чьей вине делаются скучные обзоры. Некоторые сочли его... забавным, ну а вопрос остался открытым.
Впрочем, кадровики соглашаются с Юрием в том, что средние цифры по отрасли и реальное положение дел - не одно и то же. Даже разбив ИТ на группы специальностей, мы не избавляемся от бессмысленности средних значений. Зарплаты сотрудников одной и той же специальности сильно разнятся в зависимости от разных факторов: города, опыта работы, личных запросов, внутренних правил компании, недостаточного знания рынка одной из сторон и, конечно, масштабов ведущегося проекта. По всем этим показателям можно проводить отдельный анализ, и выведение "средней температуры по больнице" чревато выявлением несуществующих тенденций. К примеру, нам известно, что не так давно через одно из кадровых агентств проходила вакансия системного администратора с уровнем вознаграждения 3500 долларов, причем требовалась привлекательная внешность. Секрет оказался в том, что крупной компании нужно было организовать своего рода хэлп-деск для руководства, которое не могло самостоятельно справиться с многочисленными мультимедийными устройствами.
Кроме сисадминов в сферу внимания этого материала попали специалисты по внедрению и поддержке ERP-систем и разработчики баз данных. Обе позиции проблемные, так как однозначно правильного подхода к их рассмотрению, наверное, нет. Те, кто занимается этим профессионально, говорят, что без учета распространённости того или иного продукта обзор рынка труда будет слишком грубым. По собранной нами информации ещё в начале-середине прошлого года популярной была платформа SAP, а сегодня чаще пытаются внедрять Dynamics AX (в прошлом - Axapta). То есть, кроме кризиса, бизнес переживает и другие процессы, выявить и разделить которые иногда просто невозможно. В частности, нельзя утверждать, что уменьшение доли SAP-проектов вызвано именно кризисом, а не агрессивным маркетингом известной компании из Редмонда. Ещё пример: сейчас в России всё больше, в том числе и по финансовым соображениям, внедряют решения от "1С", но при этом среди опрошенных нами специалистов не было единого мнения, относить ли вообще продукты "1С" к классу ERP-систем. И всё же дробить "внедренцев" на совсем уж крохотные группки мы не стали, а в качестве некого компромисса поместили во врезке данные по некоторым ERP-системам в отдельности.
По данным HeadHunter (Москва)
Средняя зарплата (по вакансиям)
Соотношение зарплат по вакансиям и зарплатных ожиданий соискателей (январь 2009)
Отношение числа резюме к числу вакансий
До
Тезис о том, что до кризиса было хорошо, а теперь стало плохо - еще один штамп. Что ж, давайте попробуем понять, кому и как было до кризиса хорошо. Если внимательно почитать комментарии специалистов во врезках, можно сделать вывод, что раздолье в докризисную эпоху было для работников. Бум автоматизации и оптимизации бизнеса, связанный где с веяниями моды, а где - с насущной необходимостью, обусловленной ростом компаний, породил множество проектов. Всеми ими кто-то должен был заниматься, и спрос на внедренцев и сисадминов рос гораздо быстрее, чем появлялись новые специалисты. Известны случаи, когда человек, имея опыт работы с "1С" меньше года и довольно низкий уровень знаний, мог претендовать на вакансию с окладом 100 тысяч рублей. И претендовать успешно. Зарплаты росли, как грибы, компании переманивали сотрудников друг у друга, что только подхлестывало грибной рост. Однако рост компаний - факт сам по себе отрадный - оборачивался ущемлением работодателя.
Сейчас
Отрезвление после пьянящего роста оказалось тяжелым для всех. В разоряющихся компаниях об автоматизации стали думать в последнюю очередь - руководителей больше волнует сокращение издержек на содержание того, что есть. Там, где раньше над одним проектом работали два человека, теперь один сотрудник поддерживает сразу три проекта. При этом нередко с удержанием бонусов: "Понимаешь, старик, кризис..." Менеджеры проектов, оставшиеся без работы, оказались в непривычной ситуации: раньше выбирали они, а теперь - наоборот. Конечно, все проекты не перевелись, но работодатель диктует условия, и порой вместо человека без опыта с претензией получать полсотни тысяч в месяц можно найти сотрудника с двухлетним стажем за те же, а то и меньшие деньги. Большой спрос на менеджеров проектов в прошлом приводил к тому, что специалисты предпочитали фриланс, а теперь в почете стабильность и гарантированный доход: большая часть соискателей пытается попасть в штат. Впрочем, как во все времена, специалисты высокого уровня все равно в дефиците, и зарплата у них может даже расти, но это исключение из правил.
По данным Работа@MAIL.RU (Москва)
Средняя зарплата (по вакансиям)
Соотношение зарплат по вакансиям и зарплатных ожиданий соискателей (январь 2009)
Отношение числа резюме к числу вакансий
После
Кризис приводит к уменьшению числа работников и в то же время - к повышению среднего уровня квалификации трудоустроенных специалистов. На качество и масштабность проектов негативно влияет неопределенность будущего, поэтому крупные проекты по внедрению и обновлению2, рассчитанные на полгода и больше, будут редки. Судя по откликам наших респондентов, сейчас преобладают проекты поддержания существующих ERP-систем и те, что начаты ещё до кризиса. Новые проекты будут преимущественно мелкими, рассчитанными на короткий срок, на который сейчас можно делать хоть какие-то прогнозы.
Для работников в таком раскладе нет ничего утешительного. Опасаясь увольнения, сотрудники согласятся на всё, включая серую зарплату и полное сокращение социального пакета. В какой-то мере от кризиса в выигрыше окажутся выжившие компании, которые теперь сами могут устанавливать правила игры на рынке труда. И нет никакой гарантии, что эти правила будут честными. Не исключено, что ИТ-отделы небольших компаний снова коллапсируют в одинокого системного администратора, человека-всё-в-одном, который приходит в офис пару раз в неделю, а разговор об узких специалистах будет надолго закрыт.
Lyte recruitment Services: Прогнозы в целом положительны
Большинство компаний в ближайшее время не планирует развития ИТ-инфраструктуры, замены оборудования или внедрения нового ПО: актуальна поддержка существующих решений. Как следствие, ИТ-специалисты бэк-офисов компаний (в первую очередь системные администраторы) одними из первых попали под сокращение. В большей мере это коснулось финансового, строительного, нефтегазового секторов. Сейчас на одну вакансию системного администратора (или аналогичную) претендует в два-четыре раза больше кандидатов, чем в начале 2008 года. Наибольшим спросом пользуются профессионалы высокого уровня, универсалы, способные взять на себя много обязанностей, востребованы и специалисты по информационной безопасности. Компании склонны менять своих зачастую слишком дорогих или не очень опытных сотрудников на более квалифицированных (за ту же зарплату) или специалистов такого же уровня, но дешевле.
Немного по-другому обстоят дела со специалистами по внедрению систем ERP. Массовых и громких увольнений в консалтинговых компаниях и у системных интеграторов нет. В любой консалтинговой компании самый важный актив - это люди. В их обучение вложена масса денег, поэтому действительно ценных специалистов будут держать до последнего. К тому же сейчас завершены далеко не все проекты, начатые до кризиса. Конечно, и здесь избавляются от "балласта" в лице тех сотрудников, квалификация которых невысока и которых набирали с прицелом на будущие проекты. Однако говорить о том, что потеряли работу только специалисты с низкой квалификацией, неверно. Есть профессиональные консультанты, которые попали под сокращение в связи с окончанием проекта, отменой запланированного внедрения или сокращением внутри компании.
Еще в начале 2008 года многие консультанты переходили из компании в компанию, с проекта на проект за развитием и деньгами. Сейчас большинство специалистов по внедрению не планируют менять работу, пережидая кризис. Свободные специалисты в большей степени готовы принимать условия, предлагаемые работодателем. Так, еще год назад спрос на консультантов SAP R/3 существенно превышал предложение, но теперь количество вакансий резко уменьшилось, количество же резюме, напротив, увеличилось в несколько раз. Аналогичная ситуация и с консультантами по внедрению MS Dynamics NAV и AX.
Прогнозы на ближайшее будущее в целом положительны. Мы не ожидаем каких-то кардинальных изменений. Информационные технологии уже давно стали необходимостью, так что квалифицированный специалист без работы не останется. Кризис может стимулировать развитие аутсорсинга и других ИТ-сервисов, которые помогают снизить расходы на обслуживание ИТ. В связи с этим шанс появляется у небольших ИТ-фирм с ценами в низшем сегменте.
Анна Алексеева, Lyte Recruitment Services
Работа@MAIL.RU: Зарплату повышать не будут
Для менеджеров проектов и консультантов по внедрению ERP наблюдаются схожие тенденции. Взять, к примеру, консультантов по внедрению. Мы видим, что рынок здесь фактически умер. До кризиса это была чрезвычайно дефицитная профессия (неважно, даже о какой технологии идет речь). С начала прошлого года и по сентябрь средняя зарплата этих специалистов поднялась с 50 до 80 тысяч рублей в месяц. С наступлением кризиса потребность в них упала почти до нуля. В кризис предприятиям не до оптимизации ИТ-инфраструктуры. В итоге у нас есть 10–15 вакансий с договорной зарплатой и около двухсот резюме соискателей, которые хотят получать минимум 120 тысяч рублей в месяц. Причем у нас нет уверенности в актуальности даже имеющихся вакансий: многие компании публикуют их просто для того, чтобы сигнализировать рынку о своем благополучии - дескать, мы не сокращаем персонал, а оптимизируем его.
Интересны изменения в рейтинге привлекательности ИТ-компаний. Сейчас наиболее популярны вакансии в таких компаниях, как "1C", "Лаборатория Касперского" и т.д., - их продукты дешевле зарубежных аналогов, поэтому российские компании будут внедрять именно их. Особенно востребованы предприятия с большой долей госзаказов в бюджете. А вот привлекательность абсолютных лидеров прошлых лет - IBS, "Компьюлинк" и т.д. - снижается. Относительно всего рынка консультантов более-менее неплохо чувствуют себя консультанты "1C", так как эта система сейчас наиболее востребована. Но вакансий, тем не менее, все равно почти нет.
Говоря о падении зарплат, скорее нужно говорить о падении доходов. Заработок консультанта формируется из окладной и процентной частей (последняя порой составляла 5–10% от стоимости всего внедрения). В нынешней ситуации, когда количество внедрений сократилось на 70–80%, процентная часть дохода консультантов радикально уменьшилась или исчезла вовсе.
Менеджеры проектов переживают уже вторую волну сокращений. Первая была в октябре 2008 года, следующая началась после нового года. Такие специалисты очень тесно "привязаны" к внедрениям, которых стало заметно меньше. Кроме того, на менеджеров, избежавших сокращения, "сваливают" по два-три проекта, а новых людей не набирают.
Многие системные администраторы лишились работы ещё в октябре-ноябре прошлого года. В докризисные времена сисадмины были в большом дефиците, поэтому их всегда набирали "про запас". Логично, что в кризис такие кадровые излишки сокращаются первыми. Правда, сейчас сокращения приостановились.
Алена Владимирская, руководитель проекта Работа@MAIL.RU
Заказы и вакансии деградировали
На мой взгляд, с октября-ноября отечественный бизнес показал свою сущность. За три месяца были "убиты" практически все завоевания "тучных лет" в плане социальных программ, прозрачности и цивилизованности отношений работник/работодатель. Зарезаны частично или полностью программы обучения персонала и добровольного медицинского страхования. Зарплата стремительно "очерняется". И это характерно практически для всех сегментов рынка труда. Непосредственно системных администраторов затронуло то, что практически до нуля сократились внедрения новых продуктов. Заказчики стараются эксплуатировать существующую инфраструктуру до полного износа. Они перестали покупать лицензии на ПО, причем этот признак кризиса проявился раньше всего, в августе-сентябре. Заказы и вакансии деградировали в технологическом плане; кроме того, появилось большое количество вакансий с требованиями, под которые раньше брали несколько человек. Предложения по зарплатам, по моим ощущениям, упали на 20–30% в рублях.
Прежде чем давать прогноз на будущее, нужно напомнить, что ИТ в России не является самостоятельной отраслью и напрямую зависит от состояния экономики. Соответственно можно ожидать сильного сужения рынка труда и дальнейшего падения зарплат. Технологическая деградация ИТ-инфраструктур предприятий продолжится. В связи с сокращением образовательных программ снизится и квалификация ИТ-персонала. Наконец, падение зарплат уже сейчас сделало выгодной экономическую эмиграцию.
Юрий Крылов, системный администратор, руководитель компании ITсhoice
Кризис нужно просто переждать
Количество проектов в консалтинге заметно сократилось, спрос на консультантов тоже. Компании перестали набирать новых сотрудников, многие вынуждены прибегать к увольнениям (особенно если до этого имело место расширение штата под какие-то крупные проекты, впоследствии отмененные). Хорошим специалистам и ценным сотрудникам увольнения не грозят, а для остальных переквалификация - не самый лучший выход. Кризис нужно просто переждать. Временным решением может быть поиск небольших проектов, устройство по контракту. Привлечение фрилансеров заметно сократилось. Они всегда дороже, а потому их стараются заменить штатными специалистами.
С точки зрения оплаты труда, незащищенными оказались сотрудники с серыми зарплатами, что характерно в основном для небольших российских фирм. Я работаю в крупной международной компании, и произвола с зарплатами здесь быть не может. Но как и все участники рынка, компания вынуждена сокращать расходы - например, были отменены некоторые бонусные программы для сотрудников. Я не считаю, что нынешний спад в ближайшее время сменится ростом: проекты в консалтинге могут быть довольно продолжительными (от нескольких месяцев до нескольких лет, если говорить о системной интеграции), а предугадать экономическую ситуацию даже на пару месяцев вперед мало кто решится.
Павел Комолов, консультант SAP, Accenture
Падения на рынке мы не почувствовали
До кризиса свободного и профессионального SAP-консультанта не сыскать было днем с огнем (их приходилось только перекупать), сейчас они начинают понемногу появляться. Спрос на сотрудника зависит исключительно от текущего объема бизнеса. Например, в нашем департаменте корпоративных систем управления, в декабре было 19 открытых вакансий. На текущий момент их 41: в основном это консультанты по внедрению (в том числе 21 SAP-консультант) и несколько руководителей проектов.
Про зарплаты этих сотрудников правильнее сказать, что они не меняются, да и на рынке упали незначительно. Дело в том, что дефицит ИТ-кадров до кризиса был столь велик, что сейчас скорее наблюдается приближение к балансу спроса и предложения.
За последние несколько лет в консалтинге рынок труда медленно, но верно утрачивал равновесие. Бурный рост экономики требовал все больше человеческих ресурсов, при этом их стоимость часто не соответствовала их реальной ценности. Рост зарплат опережал не только производительность труда, но и любые разумные показатели. Невероятный дефицит кадров привел к исчезновению конкуренции, которая является непременной составляющей любого рынка. Дефицит нарушил механизмы естественного отбора. Это вызвало снижение требований к кандидатам и появление значительного количества малоопытных специалистов. Но при общем кадровом дефиците даже такие консультанты были востребованы. Конечно, сейчас работодатель ужесточил требования, а соискатели снизили запросы.
Комментарий компании IBS
Из еженедельника "Компьютерра" № 10 (774)
1. Выбор точки отсчета, относительно которой следует исчислять условную температуру рынка, - задача нетривиальная и решать ее нужно отдельно. В самом деле, где тот воображаемый ноль, соответствующий адекватности зарплат? И кто его станет определять? Работодатели? Работники? Кадровые специалисты? Почему-то припомнился довод, который часто используют продавцы софта, отвечая на гневные высказывания о чрезмерной цене на ПО: дескать, продукт стоит столько, сколько за него платят. Следуя той же логике, раз работодатель добровольно платит сотню тысяч рублей студенту, значит, студент именно столько и стоит. [назад]
2. Увы, это касается и лицензионного софта. [назад]
958 Прочтений • [Ледниковый период перегретого рынка] [24.04.2012] [Комментариев: 0]